Имя этого писателя прочно связано с уральской землёй. Павел Петрович Бажов — один из главных писателей края, его творчество неотделимо от местного фольклора. В своих сказах Бажов в литературной, доступной его современникам форме передал мифы и легенды, которые сложили уральские горняки. Неповторимый мир, где обитают волшебные существа и случаются чудеса, он первым преподнёс всей стране. За что и завоевал народную любовь и признание.
Бажов был единственным ребёнком в семье рабочего с завода в Сысерти (сейчас этот город входит в Большой Екатеринбург), мать будущего писателя выполняла частные заказы по рукоделию. Отпрыска отдали учиться в духовную школу. Правда, причиной такого выбора стала не чрезвычайная набожность родителей, а скорее, практическая смётка: обучение в семинарии было дешевле, форма не требовалась, а проживание в общежитии обходилось куда дешевле, чем арендованный угол.
В своей автобиографии Бажов так описывает свои школьные годы: «Последние три года мне пришлось зарабатывать на содержание и учёбу, а также помогать матери, у которой к тому времени сильно испортилось зрение. Работа была разная. Чаще всего, конечно, репетиторство, мелкий репортаж в пермских газетах, корректура, обработка статистических материалов, а «летняя практика» порой бывала по самым неожиданным отраслям вроде вскрытия животных, павших от эпизоотии».
После школы Бажов поступил было в духовную академию, но вскоре ушёл оттуда: профессия учителя начальных классов приглянулась ему больше. Юный преподаватель работал в школе деревни Шайдуриха, пока руководство не потребовало, чтобы он учил детей закону Божьему. Павел Петрович от предложения отказался и вернулся в Екатеринбург, уже в качестве учителя русского языка.
Попутно с преподаванием Бажов вёл и свою собственную скромную работу — ездил по Уралу и собирал сказания, былины, легенды. Народной мифологией писатель интересовался с детства, а во взрослом возрасте решил набрать материала на целый сборник. К сожалению, материалы, которые ему удалось собрать, были утрачены перед революцией. Гражданская война не оставила Павла Петровича в стороне, он сражался на стороне Красной армии, куда пришёл добровольцем. После того как в Екатеринбурге окончательно установилась советская власть, писатель вернулся к своей работе — начал публиковать очерки об истории и старом заводском быте.
Бажов работал редактором газеты. Эта деятельность приносила ему богатый урожай народных слов и оборотов. «Мне приходилось заведовать отделом крестьянских писем, — писал Бажов в автобиографии. — Поток писем тогда мог измеряться тоннами, а диапазон — от «терпения козы» (целую зиму прожила зарытой в стог сена) до международных проблем в понимании деревенского малограмотного человека. Какие ситуации, сколько материала для самых неожиданных поворотов, а язык! О! Это то самое, что только в молодости присниться может. Каким надо быть сухарём и чурбаном, чтоб не испытать воздействия этой первозданной красоты».
Также Павел Петрович учредил школы по ликвидации неграмотности и учительские курсы, возглавлял профсоюзные организации. Попутно с активной общественной деятельностью он постоянно ездил в этнографические экспедиции и писал. Вершиной его творчества считается сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Исследователи считают бажовские произведения именно литературой, а не фольклором: после того как все документированные записи писателя оказались уничтожены, он ограничивался вольным пересказом уральских легенд. И всё же именно эти книги стали настоящим брендом Урала ещё до того, как появилось слово «бренд».
О чём эти сказы? О Хозяйке Медной горы и Даниле-Мастере, об Огневушке-Поскакушке, олене Серебряное Копытце и других волшебных существах. Все они живут бок о бок с уральцами, то появляются, то исчезают, как бы маня людей, играя с ними. Так в обычной жизни горных тружеников вместе с рядовыми событиями то и дело возникают необычные, паранормальные явления. Всё это Бажов описывает богатым народными оборотами языком.
«Старая сказка нужна, — говорил Бажов. — В ней много той дорогой были, которая полезна сейчас и пригодится потом. По этим дорогим зёрнышкам люди наших дней въявь увидят начало пути, и напомнить это надо. Недаром говорится: молодая лошадка по торной дороге легко с возом идёт и о том не думает, как тяжело пришлось тем коням, которые первыми по этим местам проходили. То же и в людской жизни: что ныне всякому ведомо, то большим потом и трудом прадедам досталось, да и выдумки требовало, да ещё такой, что и теперь дивиться приходится».
Писатель умер в декабре 1950 года знаменитым. Старожилы помнят его похороны: процессия растянулась через полгорода. Бажова похоронили на Ивановском кладбище, на холме центральной аллеи. Теперь там стоит памятник — гранитная фигура сидит с трубкой на коленях, вокруг растут цветы. Ценители творчества Павла Петровича могут посмотреть, как он жил, в стареньком деревянном Доме-музее писателя на пересечении улиц Чапаева и Фурманова.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU