В один из самых снежных дней, которые выпадали на эту зиму, мы отправились на Эльмаш. По соседнему району – Уралмашу – мы гуляли уже дважды, а сюда ещё не заглядывали. На этот раз это не просто изучение улицы – это прогулка-ностальгия. Дело в том, что историк Евгений Бурденков, с которым мы уже гуляли по Пушкина, Горького и по улице 8 Марта, живёт на Эльмаше последний день. Он решил рассказать, что ему удалось узнать о заводском районе за то время, которое он здесь жил.
Считается, что главные и парадные улицы Эльмаша – это Старых Большевиков и Баумана, но мы пойдём сегодня гулять по улице Краснофлотцев. Именно отсюда начиналась вся история заводского района.
Улица с морским названием тянется на 2,6 километра от проспекта Космонавтов до улицы Ползунова. На машине ее можно проехать за 8 минут, на автобусе – за 29, но часть пути придётся проехать по Баумана, а в конце пройтись от Таганской до Ползунова. Выбирая автобус, вы можете многое пропустить, так что предлагаем последовать нашему примеру и пойти пешком – на это уйдёт примерно полчаса (только не ходите там поздно вечером, Эльмаш ещё тот райончик).
Экскурсию по Краснофлотцев начинаем с "питерского" местечка у кинотеатра "Заря". Эта площадь действительно чем-то напоминает архитектуру Северной столицы.
Когда в 1932 году начинали строить дорогу на Эльмаш, здесь был лес. И именно на этой площади в сторону улицы Краснофлотцев стоял первый указатель: "Дорога на Эльмашстрой". Отсюда и начинается история Эльмаша.
Если встать лицом к кинотеатру "Заря" и представить, что вы вернулись в 30-е годы, то справа от вас стоят четыре деревянных домика – совсем как деревенские, из сруба. По другую сторону стоят каркасно-засыпные дома. Эти домики принадлежали "Уралэльмашстрою". После войны эту территорию отдали заводу имени Калинина.
Завод в войну эвакуировали в срочном порядке и заводчанам выделили кварталы в начале улиц Баумана и Краснофлотцев от проспекта Космонавтов, а заселять эту территорию стали уже после войны.
– С середины 50-х годов начали выстраивать эту площадь, она имеет отношение не к Уралэлектротяжмашу, а к заводу имени Калинина. По проекту она называлась площадью Машиностроителей, – пояснил Евгений Бурденков, показывая на площадь перед кинотеатром.
Завод, на котором в прошлом году рухнула крыша, выпускает военную технику, раньше всё было под секретом, и в газетах и справочниках его называли просто машиностроительным, без всяких подробностей. Сухое название для площади не прижилось, и её стали называть фонтаном встреч, что было актуально для 50-х годов, ведь тогда по обе стороны от кинотеатра находились общежития – мужское и женское. Они и сейчас там сохранились, причём в центре зданий находятся общаги, а по флангам дома – обычные квартиры.
В первом доме, с которого начинается улица Краснофлотцев, когда-то жил директор завода имени Калинина, а позже председатель Облисполкома Свердловской области, соратник Ельцина Анатолий Мехренцев.
Начало улицы Краснофлотцев – это начало соцгородка завода имени Калинина.
– В телефонной книге 70-х годов я искал фамилии руководства завода, героев соцтруда, лауреатов Ленинской и Сталинской премий. Кстати, ракета, которая сбила Пауэрса, как раз была изготовлена на заводе имени Калинина, – пояснил Евгений. – Так вот все эти люди жили в домах на улице Краснофлотцев. Здесь за каждым домом прячется история.
Когда Евгений переехал в этот район, то принялся изучать его историю. У него есть карта, которая досталась ему от краеведа. В ней каждый дом имеет свой цвет, какого цвета дом – тот завод его и строил.
Заходим во двор – здесь жизнь как будто застыла. Нет ни точечной застройки, ни высоток. Двор сохранился таким, каким он был в 40–50-х годах.
– Здесь жила элита завода имени Калинина. Во дворе только два типовых здания, а все остальные построены по индивидуальным проектам пока неизвестного для меня архитектора, – пояснил Евгений. – У меня есть предположения, что это архитектор Деминцев, тот, который делал "Зарю".
Выходим из уютного дворика в стиле 50-х и попадаем в огород. Между домами приличную площадь занимает отдельная дачная улица. Огороды обнесены высоким забором, из-за которого виднеются деревья и дачи.
– С одной стороны парадная архитектура, а с другой – квартал садов. По старой советской традиции они строились вдоль линии электропередачи, – рассказал историк, показывая на высокий дачный забор.
Возвращаемся на улицу Краснофлотцев.
– Сейчас покажу вам один из моих любимых домиков на этой улице, – сказал Евгений. – Мне вообще очень нравится малоэтажная застройка, она уютная и немного европейская.
Идём дальше и попадаем из соцгородка завода имени Калинина в соцгородок Эльмаша.
– Изначально соцгородок Эльмаша планировался огромным, он даже должен был поглотить Уралмаш. Он должен был называться соцгород ВЭО (Всероссийское электрическое общество), – идя по улице, пояснил Евгений. – Здесь должен был быть огромный Пышминский пруд размером с Шарташ, здесь должны были быть огромные проспекты и Уралмаш должен был стать частью этого города ВЭО.
По плану 30-х годов здесь даже должен был быть аэродром, но когда начали строить, то все эскизы откинули. Одним из первых капитальных зданий на Эльмаше является школа. В 1936 году она была двухэтажной, а позже здесь надстроили ещё этаж – слить все этажи в одно и не пытались. Верхняя надстройка так и осталась без штукатурки.
– Напротив в 1957 году построили школу-интернат, сейчас здесь занимаются детишки с проблемами зрения, – показывая на здание, пояснил историк. – На фасаде есть цитаты, мне это очень нравится. Вот, например: "Граждане СССР имеют право на образование", а с другой стороны слова Ленина: "Учиться, учиться, учиться".
Архитектура здания уже немного "раздолбана", но, как говорит Евгений, в этом тоже есть своя красота.
В Орджоникидзевском районе практически все здания, построенные до 1991 года, возводили заводы – и каждый из заводских кварталов образует свой отдельный городок.
Переходим дорогу – на перекрёстке улиц Краснофлотцев и Бабушкина стоит районная администрация. Раньше этот район назывался Куйбышевским, так что здание строили изначально для него, а сейчас здесь находится Орджоникидзевская администрация.
Помните, мы рассказывали вам про самстроевские дома на Уралмаше, так вот такие же стоят на Краснофлотцев. Их строили рабочие завода.
– На Эльмаше есть удивительная черта – кирпичные дома 60–70-х домов практически всегда самстроевские, – добавил Евгений. – В этом месте раньше стояли трёхэтажные камышовые дома, их снесли в 60-е годы. Камыш в этих домах был хорошим теплоизолятором.
На правой стороне улицы стоит один из первых заводских жилых домов – его построили в 1936 году. Здесь жила дирекция Уралэлектротяжмашевского завода – второй подобный дом директоров находится на улице Стачек.
– Перед нами достопримечательность Эльмаша – ещё один директорский дом. Раньше его все называли по цвету – зелёный дом. А в этом году его отреставрировали, и дом стал жёлтым, – рассказал Евгений. – Жительница этого района рассказывала, что одно из её главных детских воспоминаний – это то, что она ходила в зелёный дом в булочную. (Сейчас на месте булочной работает аптека. – Прим. ред.)
В эксплуатацию дом сдали в год начала войны – в 1941-м. Строил его завод "Уралэлектротяжмаш", но в 1938 году от него отделилось предприятие – Турбинный завод – и этот дом передали ему.
Краеведы негодовали по поводу нового цвета дома – исторически дом был зелёным и должен был таким и остаться. Евгений уверен, что этот директорский дом можно было признать памятником архитектуры.
На доме висит мемориальная доска в честь известного жильца – Дмитрия Ермолаевича Кочеткова. В доме № 7 он жил с 1941 по 1943 год.
– Кочетков был директором моторного завода, который эвакуировали из Харькова на площадку Турбинного завода. Им пришлось в очень короткое время наладить серийное производство двигателей для танка Т-34, – рассказал Евгений. – Считается, что четверть этих двигателей были сделаны на Уральском турбомоторном заводе.
Существует интересная, но грустная история, связанная с Кочетковым. Когда он получал Орден Трудового Красного Знамени в 1943 году, то фотографировался в профиль. Часть лица он прятал из-за того, что незадолго до этого попал в авиакатастрофу. Лётчик самолёта погиб, а ему удалось выжить, но на лице Кочеткова остались шрамы.
На перекрёстке с улицей Стачек стоит здание – одна половина отремонтирована, а вторая заброшена.
– Это уже дом Уральского турбомоторного завода, одну часть капитально отремонтировали, потому что она жилая, а вторая часть осталась без ремонта, потому что она нежилая, – пояснил Евгений. – В советское время здесь был санаторий-профилакторий.
Идём дальше и подходим к "Магниту", перед которым стоят два шара, облепленные зеркалами. Это наследие бурного прошлого этого места: в советское время здесь был ресторан "Отдых", а в 90-е открылся ресторан-клуб.
– Эти шары раньше стояли возле администрации Орджоникидзевского района. В 90-е годы на месте "Магнита" был не то ресторан, не то ночной клуб, и эти шары от администрации укатили сюда. – рассказал Евгений. – Думаю, что это самый яркий пример для презентации эпохи 90-х.
Дальше на улице Краснофлотцев стоит жилой двухэтажный дом, сейчас он ничем не отличается от соседних, а в 50-е годы здесь был роддом.
Одна из местных жительниц вспоминает, как в детстве она жила в доме на перекрёстке улиц Краснофлотцев и Старых Большевиков.
– Она рассказывала, что в детский сад она ездила на 14-м трамвае, и у каждого трамвая была своя цветовая сигнализация, именно так она отличала, какой трамвай её, – рассказывает Евгений. – У 14-го трамвая было два огонька – синий и жёлтый – и она по-детски рассуждала: "улица была зелёно-жёлтая, потому что было много зелени и одуванчиков, так почему же её трамвай сине-жёлтый, а не под цвет улицы".
Переходим одну из главных улиц Эльмаша – Старых Большевиков. За перекрёстком стоит подлатанное здание, но отремонтировали его довольно странно. Часть дома сделали жёлтого цвета, середину сиреневого, а ещё одну часть выкрасили в белый.
– Это общежитие – у него довольно парадная архитектура в стилистике сталинского ампира. Раньше на нём была табличка, что это общага УЭТМ, – добавил Евгений.
Часть здания, которая выкрашена в белый цвет, раньше занимал клуб в готическом стиле под соответствующим названием "Трансильвания". Кованые двери и железные витиеватые перила здесь остались до сих пор, но площадь занял совсем не готический "Магнит-косметик".
Малоэтажную застройку продолжают милые двухэтажные домики с арками, чем-то напоминающие здания в питерских тихих дворах. На общем балконе над парадным входом жильцы сушат бельё даже сейчас, несмотря на то, что город засыпало снегом.
– Раньше в доме было больше открытых общественных зон, но потом сюда приехали эвакуированные и понадобились дополнительные площади – открытые балконы застроили, – рассказал историк.
Подходим к домам, которые, кажется, отжили свой век давным-давно. На чёрном фасаде деревянного барака большими буквами написано SOS.
– Эти надписи ещё с начала 2000-х. На домах даже баннеры висели с надписями в стиле "Чернецкий, хватит над нами издеваться", – пояснил Евгений.
– Эти дома построили в 1950 году, они не проектировались на 100 лет. Предполагалось, что это временное и скоростное строительство времён послевоенной пятилетки. Их строили за недели три, максимум за месяц, – пояснил Евгений.
Напротив стоят дома, которые находятся в ещё более ужасном состоянии. Такое ощущение, что если подует сильный ветер, то они сложатся пополам. Штукатурка отпала, окна повело, а балконы прогнулись.
– Более кривых домов я в своей жизни не встречал, – удивляется историк. – Это жилой массив строительного треста "Свердловскпромстрой". Это тоже временное строительство, но люди живут здесь до сих пор, хотя это сложно представить.
Виды старых и ужасных бараков сменяет стадион "Калининец". Этим летом его обновили и в начале сентября открыли вновь. Во время мундиаля здесь будут тренироваться футбольные команды. А в прошлом году мы тестировали здесь бассейн.
В стороне от улицы остаётся детский центр "Ворошиловец" – его назвали так же, как Уральский турбинный завод имени Ворошилова. Здание сделали в стиле советского модернизма 70-х годов.
Улица Краснофлотцев поворачивает направо. Если здесь не живут ваши родственники, друзья, знакомые, то вы, скорее всего, никогда не были в этой части города. Это практически край Эльмаша, но до него мы ещё дойдём.
Подходим к школе № 112, в её дворе находится единственный в Екатеринбурге памятник Юрию Гагарину.
Выходим из школьного двора и идём дальше. Напротив школы стоят одноэтажные бордовые длинные бараки. А рядом со школой жилой дом, который тоже на ладан дышит, на фасаде табличка "Убежище".
Заканчивается улица Краснофлотцев практически в лесу, здесь она пересекается с улицей Ползунова. Дома, которые стоят ближе к лесу, ведут деревенский образ жизни, и кажется, что ты находишься уже не в Екатеринбурге, а где-нибудь за городом.
Здесь мы заканчиваем нашу снежную экскурсию по улице Краснофлотцев. Нашей рубрике "Улицы нашего городка" уже год, и кажется, что за это время мы обошли весь город. Мы были на Химмаше, Сортировке, ВИЗе, во Втузгородке, на Вторчермете, в Пионерском, пару раз на Уралмаше, на ЖБИ и гуляли по центру. А в последний раз мы гуляли по улице Ельцина. Все серии нашей рубрики можно посмотреть здесь. Какую улицу вы считаете с самой интересной и насыщенной историей? Рассказывайте. Свои варианты присылайте на почту m.ignatova@corp.e1.ru.
И подписывайтесь на наш канал в Telegram – там много всего интересного.
Видео: Максим БУТУСОВ / Е1.RU