Город Что посмотреть в Екатеринбурге Кальяны у ТЮЗа и принцесса в башне: 6 рецептов опытных гидов, чтобы очаровать гостей Екатеринбурга

Кальяны у ТЮЗа и принцесса в башне: 6 рецептов опытных гидов, чтобы очаровать гостей Екатеринбурга

Ищем самые впечатляющие объекты для экскурсии

Влюбить в город — это искусство.

Такая ситуация, пожалуй, случалась у каждого — внезапно оказывается, что завтра приезжают гости из другого города или даже другой страны, в Екатеринбурге они никогда не были, а показывать им что-то надо! Не можем же мы, уральская столица, ударить в грязь лицом. И вот тут-то начинаются мучительные поиски объектов, которые точно произведут на приезжих неизгладимое впечатление. Что они будут рассказывать друзьям, вернувшись домой? Какие фотографии города выложат в сеть? Понравится им Екатеринбург или оставит равнодушными?

Куда сводить гостей города, чтобы Екатеринбург запечатлелся у них прямо в сердце? Об этом мы спросили тех, кто часто выступает в роли проводника для иностранцев или россиян из других городов.

Стрит-арт против церквей

Надежда Абакумова часто принимает у себя в гостях каучсерферов — путешественников, которые предоставляют друг другу ночлег и помощь.

— У нас были очень разные гости, но мы водили их примерно по одному маршруту. Первой приезжала девчонка из Австралии. Девица толерантных взглядов, любила пиво и футбол. Ей очень понравился наш стрит-арт, с ним она выложила больше всего фотографий. А ещё ей запомнилась моя лекция по конструктивизму. Теперь в каждой своей поездке в другие страны она находит похожие здания, снимает их и «тегает». Я водила её в крафтовые бары, на разные дегустации. Особенно её впечатлили этикетки, стилизованные под советские.

Потом приезжал немец по фамилии Шиндлер (не спрашивайте, почему я его запомнила). Он преподаёт общественные науки в средней школе. Необычный человек — не пьёт ни пиво, ни вино, говорит, что предпочитает водку. Интеллигентный, утончённый молодой человек. Он не реагировал ни на стрит-арт, ни на конструктивизм. Как ни странно, Клаусу понравился дом, в котором я живу, на него произвёл впечатление наш обычный быт. И город в целом ему понравился. Особенно много фотографировал Плотинку, воду. Клаус сказал, что был уверен — Екатеринбург куда более провинциальное место. До этого он был в других городах России, например, в Новосибирске. Ожидал увидеть что-то серое, рыхлое, а всё оказалось не так.

Надежда и Клаус Шиндлер, который доволен Екатеринбургом.

Ещё был канадец Генри. Он приехал к нам в самое неудачное, дождливое лето. И, тем не менее, его впечатлило огромное количество людей на улицах, что всегда что-то происходит. Столько народа гуляет, парочки целуются, никто не пьёт! Мы гуляли около ГЦСИ. Ещё ему очень понравилась Вознесенская горка: вид оттуда, парк, усадьба. Сверху видно и старый, и современный город. На Вознесенке мы попали на кальянную вечеринку — туда приезжают люди на машинах и курят кальяны. Для него это было удивительно. А ещё он фотографировал еду — десерты, шампанское, закуски к вину. И людей.

Вот каким Екатеринбург показывал друзьям Генри из Канады.
Канадец гонконгского происхождения на границе Европы и Азии.

Потом приезжал француз Клемент Лярёнтек. По образованию он географ, но во Франции география — более объёмное понятие, чем в России. В него входят и земля, и то, что на ней. В том числе урбанистика. Его очень порадовало, что Екатеринбург — удобный, большой и компактный город. К нам он приехал за конструктивизмом, который я могу и показать, и рассказать про него. Водили к телеграфу, Городку чекистов, «Дому печати». Гостя впечатлил его внутренний дворик — его было просто не оторвать, он там наслаждался. Просил по возможности найти планы, интересовался, как устроен Городок чекистов — его комплекс, дворы. И всё снимал на пленку. (Кстати, о приключениях француза в Екатеринбурге мы уже рассказывали — наши постоянные читатели наверняка запомнили его эффектное знакомство с «Почтой России». — Прим. ред.)

Вот как видит плёночная камера Клемента уральскую столицу.
Эстрада в Литературном квартале.
Дворик «Дома печати».
Удивительное — рядом. В Литквартале.
Впечатляющее граффити.

Последней приезжала датчанка Киа Медсен. Наверное, когда она собиралась в Екатеринбург, она плохо о нём читала, потому что она настаивала, чтобы мы показывали ей церкви. Это совсем не мой профиль. Но она зашла везде — в Храм-на-крови, в Вознесенку. Нет, она вовсе не религиозный человек. Просто она считает, что Россия — страна церквей. Киа понравилась наша еда и город в целом. Она сказала, что с Новосибирском его не сравнить. Наверное, самым полюбившимся местом стал Дендрарий на улице 8 Марта — больше всего фотографий она сделала там. К нам вышли белки, мы снабдили нашу гостью орешками — был просто писк от счастья. Киа интересовало и то, что около города, поэтому её свозили в Оленьи ручьи.

Киа Медсен в Оленьих ручьях.

«Чем хуже, тем лучше»

Рассказывает сотрудник свердловского Краеведческого музея, экскурсовод Татьяна Мосунова:

— Многое зависит от гида, его настроения, ну и, конечно, гостей. Как сказал мой друг, который постоянно принимает иностранцев: «Для них чем хуже, тем лучше, главное, чтобы в конце была чистая гостиница с горячей водой». Под «чем хуже, тем лучше» понималось, что иностранцы хотят того, чего у них нет.

Чтобы эстетически восхитить иностранца, среди мест номер один можно назвать храм Александра Невского, обзорную площадку «Высоцкого», Агафуровские особняки на Сакко и Ванцетти (деревянная архитектура идёт на ура!). В программе у гостей из-за рубежа обычно стоит памятник «Чёрный тюльпан», Храм-на-Крови, Плотинка, остальное — по желанию гида и по времени группы. Несколько раз мы ходили на Широкореченское кладбище смотреть на надгробия «мафии».

Наш конструктивизм интересовал индивидуальных туристов, а вот для групп был не очень интересен. Ельцин-центр нравился всем. Что ещё? Музей ИЗО. Стадион. Часто туристы хотят послушать русское пение. Теперь появились компании, которые делают для гостей банную программу.

Сбербанк (бывшая Сберкасса) на улице Малышева получает от Татьяны название Дворец для денег.

Живой паровоз и бронзовый Левитан

Чем уникален ЦПКиО, рассказывает Валерий Шестаков, популяризатор Детской железной дороги:

— Я выпускник детской железной дороги. Часто с друзьями мы ездим в ЦПКиО именно ради неё. Некоторые только ради этого и приезжают в город. Сам парк я никому не показываю, это сомнительное место с точки зрения культуры. Все всегда удивляются паровозу (я стараюсь подгадать, чтобы мы могли его увидеть). На большой дороге его не встретишь, так что люди радуются возможности увидеть живой паровоз.

Чаще всего я вожу по городу друзей из других городов — Москвы, Санкт-Петербурга, Перми. Всегда вожу в Городок чекистов (друзья ещё удивились, что там нет кухонь). Летом мы с гостями из Санкт-Петербурга ездили в Музей боевой славы Урала, а ещё на Уралмаш. Вышли на «Проспекте Космонавтов» и дальше пошли пешком. Один мальчик гулял по улицам района по Google.Картам и был впечатлён, оказавшись в тех же местах живьём. Я рассказал им про соцгород, мы дошли до площади Первой пятилетки, увидели сам завод. Жаль, до Белой башни никогда не доходим, она на отшибе, и от метро идти далековато.

Валерий с друзьями — у проходной Уралмашзавода.

Что ещё показываю? Когда идём по Вайнера, говорю, что в войну к нам эвакуировали Эрмитаж. Гостей города впечатляет дом на улице Радищева, где работал Левитан. Обычная реакция: «Да ладно! Он тут сидел в войну?» Люди бывают поражены. Если бы я не обратил их внимание на табличку, никто бы и не заметил интересного факта, просто прошли бы мимо. Ещё показываю Дом контор на углу улиц 8 Марта и Малышева. Моя прабабушка в войну была медсестрой, работала в госпитале № 1708, который там размещался.

Я работаю на железной дороге электромонтёром тяговой подстанции и хотел бы развивать железнодорожный туризм. Надеюсь, в будущем я полностью перейду на своё хобби и буду работать в железнодорожном музее или в музее на базе детской железной дороги.

Есть люди, которые специально приезжают в Екатеринбург, чтобы посмотреть на Детскую железную дорогу.

«Высоцкий» как декорация

Куда в Екатеринбурге возят приезжих музыкантов? Рассказывает Татьяна Журавская, букер «Телеклуба» и «Дома печати»:

— Я часто встречаю и провожаю приезжающие группы, как и каждый член нашей команды — это мотивирует, это заряжает! Люблю показывать гостям наш стрит-арт, который мне очень нравится. Кого-то даже на экскурсии водили. Когда ещё существовала галерея уличного искусства «Свитер», с их командой поехала смотреть стрит-арт группа «Шкловский». Всем всё очень нравится.

Ещё я люблю приводить гостей в Ельцин-центр как в один из знаковых объектов города. Для нас даже иногда устраивают индивидуальные экскурсии. Мне лично нравится, что в музее многое показано с человеческой стороны. Чаще всего всем очень нравится, все остаются под большим впечатлением, от технической стороны в том числе. С негативной реакцией не сталкивалась ни разу. Наши гости — адекватные люди, которые через своё творчество транслируют общечеловеческие ценности. Музыка, как и любое искусство, объединяет людей.

Всегда бывает интересно просто пройтись или проехаться по городу. Центр Екатеринбурга — очень компактный, и, даже пока едешь из аэропорта до отеля и площадки, можно составить впечатление о городе. Каждый проводит свои параллели — кто с Берлином, кто с Днепропетровском. Иногда мы ходим на смотровую площадку в «Высоцком». Кстати, как-то раз группа Pur:Pur снимала у памятника Высоцкому и Марине Влади фрагмент своего клипа. Мы просто ехали мимо, я показала им памятник, и они сочли место подходящим для съёмок. Было холодно, мы то и дело забегали погреться и выбегали снова. Благо, у ребят было время, чтобы немного задержаться, обычно у групп более напряжённый график, и они просто отрабатывают концерт.

Группа Pur:Pur успела посмотреть Памятник клавиатуре в Екатеринбурге.

В последнее время я часто упоминаю о чемпионате мира по футболу, который пройдёт в Екатеринбурге. Иногда — в качестве оправдания за пробки, в которые попали из-за ремонта дорог. Большая часть музыкантов — мужчины, им близка эта тема, они начинают обсуждать свои команды, какие-то игры. Правда, наш путь редко проходит через Центральный стадион.

Однажды мы с Иваном Дорном ходили в «Коляда-театр», он тогда пару дней был в городе. Постановка называлась «Амиго», она идёт уже много лет. Олегу Ягодину (актёру «Коляда-театра»), конечно, хотелось, чтобы мы посмотрели что-то более новое. Оказалось, что спектакль идёт очень долго, я даже предложила Ивану уйти в перерыве. Но он решил остаться до конца, пообщался с актёрами после. Не могу сказать, что он был в восторге: какие-то фрагменты очень понравились, что-то — меньше. Но артисты вообще более внимательные, терпимые и вдумчивые зрители, так как они больше, чем обычные зрители, понимают, сколько усилий нужно приложить к созданию чего-то реально стоящего в творческом плане.

«Равнодушных нет»

Что впечатлит без сомнения? Рассказывает Екатерина Калужникова, экскурсовод:

— Пожалуй, самые впечатляющие места города — это Плотинка (особенно в солнечную погоду) и набережная Городского пруда. Неизменно восхищает Каслинский павильон, к которому мы настолько привыкли, что иногда даже забываем показывать его гостям.

Действительно потрясает храм Александра Невского в Ново-Тихвинском монастыре. Вчера гостья из Москвы воскликнула: «У вас самый красивый храм в России!» Конструктивизм производит впечатление на знающих людей — и на всех остальных, если правильно показать и в умеренных дозах. Ельцин-центр тоже производит впечатление даже на прожжённых скептиков. Реакция бывает разной, но равнодушных нет. Если удаётся организовать поход в краеведческий музей, то Шигирский идол, безусловно, становится хитом.

А вообще, несколько лет назад журналисты из Волгограда, приехавшие на «Иннопром», так мне и заявили: «Только попробуйте сказать что-нибудь плохое про ваш город. Он прекрасен».

Гости восхищаются храмом Александра Невского в Зелёной Роще.

Как открыть дверь в город

Что ты увидишь, зависит от того, как ты смотришь, считает Сергей Каменский, директор Музея истории Екатеринбурга:

— Главное, не что показывать, а как. Вот, например, старый ДК «Уралмаш». Мы ходим по нему 40 минут, и истории не заканчиваются — там за каждым углом какая-то байка. В итоге люди всегда выходят из здания с широко открытыми глазами. Эта эпоха, атмосфера, исторический интерьер производят мощное впечатление.

Огромный интерес у людей к водонапорной башне на Плотинке. Многие помнят, что она какое-то время была закрыта, и хотят попасть в загадочную старую башню. Конечно, всех интересует история о том, как башня была коммунальной квартирой. И воспоминания об этой девочке, которая там жила. Живо рисуется картинка, башня предстаёт замком, а девочка — принцессой. Любой объект можно заколдовать или расколдовать.

У этой башни есть своя «принцесса».

Массовые туристы обычно фотографируют объекты, привлекательные не с точки зрения истории, а визуально. Этот закон работает всегда и во всех странах мира — пирамиды всегда будут популярнее, чем артефакт, который в разы древнее. Но настоящий путешественник умеет видеть второй слой города. За его фасадом скрываются истории, чтобы узнать их, нужно просто общаться с людьми. Например, иностранцам-каучсерферам всегда интереснее побывать в квартире, чем увидеть исторический особняк. Хотя я по профессии историк, человеческая история для меня неоценимо важнее, чем история выдающихся сооружений. Город — это люди, которые ходят по его улицам.

Впечатление всегда оставляет эффект неожиданности, приключение. Если у тебя есть некая калька восприятия, туристический мастхев, ты не откроешь ничего нового. Но если ты открыт, общаешься с людьми, то всегда найдёшь приключение. Есть куча тактик путешествий. Например, 3 + 2. Встаёшь в каком-нибудь месте и идёшь — три поворота направо, два налево. Точно окажешься там, где не планировал. Потом нужно посмотреть по сторонам и попытаться отыскать что-то интересное.

Ещё один метод — фотография от бедра. Когда фотографируешь как обычно — ты не снимешь ничего нового. Если опустить фотоаппарат на уровень бедра, ты просто жмёшь, жмёшь, жмёшь, а потом просматриваешь снимки. Точка зрения смещается, и ты видишь детали, которые иначе просто не мог бы заметить. И, конечно, классический метод — прогулки с местным жителем.

Есть разные двери в город, и стандартный путеводитель таковой не является. Это не способ открыть город, общая информация не цепляет лично меня как человека. В XIX веке, когда путешественник приезжал в город, у него не было ни брони гостиницы, ни карты, он ничего не читал. Он приезжал куда-то, как в Африку, в неизведанную реальность. Это было индивидуальное восприятие. Так что не важно, в какой ты город приезжаешь, в какую страну. Если у тебя есть стиль путешествий, тебе везде будет интересно.

Красивый город — так о Екатеринбурге говорят его гости.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU, Надежда АБАКУМОВА, Клемент ЛЯРЁНТЕК, Всеволод МАХОВ, Валерий ШЕСТАКОВ, группа PUR:PUR, социальные сети гидов и гостей Екатеринбурга
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такое не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Лопнет или сдуется? Как в России возник ипотечный пузырь и что с ним будет дальше
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Знакомства
Объявления