В Музее военной техники УГМК – новый экспонат, уникальная модель танка Т-34-76 1943 года выпуска со штампованной башней. В годы Великой Отечественной войны такие башни для танкостроительных заводов изготавливали на легендарном Уралмаше.
Как сообщили в пресс-службе УГМК, основные восстановительные работы провели реставраторы в Подмосковье, сейчас танк уже в Верхней Пышме, завершается его косметический ремонт.
– Основной объём штампованных башен на Уралмашзаводе был произведен в 1942–1943 годах. Дело в том, что именно здесь располагался единственный в Советском Союзе, после потери металлургических заводов Донбасса, пресс "Шлеман" с усилием 10 000 тонн (по иронии судьбы, немецкого производства), – рассказывает директор музея военной техники УГМК Александр Емельянов.
По его словам, только это оборудование тогда могло гнуть бронелисты толщиной 45 мм.
– Такой способ производства был гораздо более экономичным и менее затратным по времени, что было особенно важно в первые годы ВОВ. Всего таких башен было выпущено порядка 2500 штук. В настоящее время известно всего о двух сохранившихся танках Т-34-76 со штампованной башней: один располагается в танковом музее под Прагой, а второй стоит на пьедестале в Перми, теперь он есть и на Урале, – добавил Александр Емельянов.
Основой для нового экспоната стали обломки танка, обнаруженные в Псковской области. Вероятнее всего, они принадлежали соединениям, участвовавшим в развитии наступления на республики Прибалтики. Судьба экипажа боевой машины неизвестна. От танка удалось обнаружить кормовой лист, лобовую часть, правый борт, лобовой лист бронирования, часть днища и несколько катков, гусеничные ленты, люк механика, разрушенную башню. Недостающие части танка были взяты от танков Т-34, обнаруженных ранее.
Теперь, с новым экспонатом, в коллекции Музея военной техники УГМК стало девять танков Т-34. Танк Т-34-76 появился в коллекции музея военной техники УГМК накануне юбилея начала производства штампованных башен. В серийное производство на уральском машиностроительном гиганте они были запущены 1 октября 1942 года.
Напомним, недавно в музей УГМК привезли столетний Harley-Davidson, а также советский "банановоз" – пикап Иж-27151-013-01. Подробнее о музее и его экспонатах мы рассказывали в рубрике "Маршрут выходного дня".