Вместе с Музеем истории Екатеринбурга продолжаем рассказывать, как в нашем городе готовилась революция 1917 года.
Очередной пик активности екатеринбургских социал-демократов пришёлся на 1909 год. На первые роли в Екатеринбургском комитете РСДРП выдвинулся Исаак Шварц по кличке "Семён". Впервые в Екатеринбурге он оказался ещё в июне 1906 года, когда бежал из ссылки из-под Тобольска. Вместе с Николаем Накоряковым ("Назар") они смогли восстановить работу городской и областной организации.
"Семён" пользовался авторитетом как умелый конспиратор, потому на него были возложены срочные работы – организация подпольной явки и типографии. Центром связи Екатеринбургского комитета стал массажный салон, который держала Анна Трубина на Покровском проспекте, 53. Под прикрытием лечебных процедур подпольщики из других городов могли связаться с Екатеринбургским комитетом. Впоследствии Анна Васильевна станет супругой "Семёна".
Другим важным делом Исаака Шварца было налаживание связей с золотопромышленником Конюховым, чья квартира на Главном проспекте, 49 стала местом подпольных собраний. "Семён" же стоял у истоков таких изданий, как "Рабочий" и "Уральская газета" (1907 год).
Исаак Шварц действительно был одним из самых опытных организаторов, благодаря ему на выборах во II Государственную думу были избраны все 13 выборщиков-социал-демократов. Депутатом от рабочих Екатеринбургского уезда стал представитель РСДРП – Егор Петров.
По горячим следам, вскоре после выборов была организована Уральская областная конференция в доме Терникова на Верх-Вознесенской улице. Это оказался последний партийный форум на Урале – вплоть до 1917 года. В последний областной комитет были выбраны Фёдор Сыромолотов, Семён Шварц, Фёдор Сергеев, Мария Загуменных, Сергей Черепанов, Николай Накоряков. Сразу после конференции состоялись выборы делегатов V съезда РСДРП. Ими стали Осип Гилев, Мартын Лядов и Исаак Шварц. Но на съезд в столицу "Семёну" попасть не удалось. По результатам встречи с Владимиром Лениным он был вновь командирован на Урал со специальным заданием под именем врача-дантиста Перельмана. 25 марта 1907 года его арестовали на екатеринбургском вокзале по доносу провокатора Комиссаровой.
Долгое время он находился в Николаевских арестантских ротах, но предъявить ему было особенно нечего, поэтому 1 мая 1908 года его выслали в Архангельскую губернию под гласный надзор полиции сроком на три года. Поселили его в селе Ижма. Там же отбывал ссылку Эразм Кадомцев – организатор боевых групп на Южном Урале, наделавших много шуму и участвовавших во многих экспроприациях. В декабре 1908 года Кадомцев и Шварц бегут из ссылки в Санкт-Петербург. А уже оттуда, получив инструкции от Центрального комитета партии, "Семён" вместе с Михаилом Яковлевым едут в Екатеринбург восстанавливать в очередной уже раз разгромленную Уральскую областную организацию.
Исаак Шварц объехал все главные города Урала для выборов делегатов на будущую конференцию. В Екатеринбурге, в доме по ул. Тихвинская, 1, 26 марта 1909 года "Семён" организовал собрание, на котором присутствовали Леонид Вайнер, Петр Ермаков и Николай Давыдов.
Под покровом ночи все разошлись по конспиративным квартирам. На следующий день на все тайные адреса членов Екатеринбургского комитета пришла полиция. На Фетисовской, 56 арестовали Николая Давыдова; на 9-й Опалихе – Петра Ермакова; на Колобовской – Леонида Вайнера. "Семёна" арестовали на ул. Ломаевская, 1 – в доме Бахарева, который впоследствии оказался провокатором. Всего тридцать человек. В Департамент полиции ушла телеграмма: "Уральская с-дековская областная конференция сорвана и предотвращена. Утром 28-го сентября произведены обыски и аресты, задержано 30, в числе их агент ЦК Шварц, делегаты и Екатеринбургский комитет". В январе 1910 года "Семёна" выслали в Якутскую губернию на 5 лет.
В 1910 году в Екатеринбург снова приезжает Сергей Черепанов ("Лука") со своей женой Марией Мартьяновой ("Алексеевна"). В 1905 году он работал на городской электростанции под прикрытием её директора Льва Кроля и был активным участником революционных событий того времени. Проработав в Самаре и Уфе, "Лука" устраивается в Уральское технико-промышленное товарищество, учреждённое Львом Кролем. Оно разместилось в здании Сибирского торгового банка по Главному проспекту, 27.
Адрес этого товарищества стал использоваться для присылки нелегальной литературы из-за рубежа и переписки с секретарем ЦК Надеждой Крупской.
С 1910 года постепенно возрождается деятельность Екатеринбургского комитета РСДРП, председателем которого становится Сергей Черепанов, а секретарем – Мария. Постепенно к организации подтягиваются старые знакомые: Федор Сыромолотов, Серафима Дерябина и… Исаак Шварц. Да, он побывал-таки в Якутии, но на 18-й день пребывания бежал: "В сентябре 1910 года я бежал из Якутской ссылки и направился в Париж, где находилось руководящее ядро большевистской партии, чтобы, как говорили товарищи, "залечить раны".
В Париже он встречается с Лениным и вступает в объединение "II Парижская группа", участвует в дискуссиях "Рабочего клуба", зачислен вольнослушателем в партийную школу. Новый, 1911 год Шварц встречает в компании с Ильичом: "На эту интимную встречу Нового года было приглашено очень немного, человек 10-12, не более. Сначала предполагали собраться в помещении редакции "Социал-демократа", но, когда туда собрались, помещение показалось тесным и неуютным, и мы перешли в соседний ресторанчик в полуподвальном этаже. На этой интимной новогодней встрече были Ильич, Крупская, Пятницкий, Мандельштам, Семён Шварц, Людмила Сталь и ещё два-три товарища… Обошлось в этот вечер без политики. В ресторанчике мы просидели далеко за полночь".
В июне 1911 года в ЦК партии было принято решение о созыве Всероссийской конференции. Для подготовки этого важного мероприятия в Россию отправили опытных товарищей. Агент ЦК "Семён" отправился на задание в знакомый Екатеринбург, в который приехал 12 августа. Приют он нашёл на квартире Сергея Черепанова, что на Васенцовской, 101.
В письме Ленину он отчитывается об обстановке: "Наконец-то я приехал на место. Уже не наделся доехать здоровым… Но вывезло, обосновался в Екатеринбурге и успел кое-что разузнать в других местах… Здесь в Екатеринбурге публики собралось порядком и подумывают даже об издании легальной газетёнки. Существует коллектив. Есть связи с заводами в округах, но, главное, нет литературы".
Секретарь Екатеринбургского комитета РСДРП "Алексеевна" тоже ведёт переписку с Парижем. Письма идут на имя Надежды Крупской, ул. Мари Роз, 4. Вот выдержка из письма от 16 октября 1911 года:
"Дорогая Надежда Константиновна, вчера получила от Вас письмо. Деньги – 25 руб. посылает Екатеринбургская организация на "Рабочую газету". Две партии литературы можно прислать прямо на имя мужа, т. е. "Уральское технико-промышленное товарищество, С. А. Черепанову". Только присылать в ящике и из России, т. е. из Москвы, Петербурга… Семейные дела у нас ничего, только жаль, что нет сведущего человека, а мы уж слишком на счету, никакого совершенно не дают ходу.
Есть группа рабочих – очень хорошие ребята, вполне преданные делу партии, но с ними всё время надо заниматься, чтобы выработать настоящих работников.
Вот после конференции, я думаю, что нас не забудут дорогие товарищи и пошлют хорошего, вполне выдержанного большевика-теоретика.
Мы очень интересуемся программой бывшей партийной школы. Нельзя ли прислать конспекты некоторых лекторов, как-то: Ильича и других? Мы бы сами стали заниматься. Пишите нам все новости партийной жизни и высылайте литературу. Потребности большие…
С товарищеским приветом, Алексеевна".
19 сентября 1911 года собрание Екатеринбургского комитета выбирает Шварца делегатом на Общероссийскую конференцию. Он уезжает, а 30–31 октября 1911 года в Екатеринбурге проходят новые аресты среди социал-демократов. На квартире у Черепановых была найдена запрещённая литература из 125 книг и брошюр, экземпляры газеты "Социал-демократ" и адрес Центрального Комитета партии "Париж 4 Мари Роз В. Ульянов". Всего было арестовано 12 человек. Следствие длилось два года. Готовился крупный судебный процесс по делу Екатеринбургского комитета РСДРП. В качестве обвиняемых выступали Сергей и Мария Черепановы, Надежда Мартьянова, Евгения Бош, Анатолий Парамонов, Александр Капустин, Валентин Луппов, Иван Чемезов, Георгий Шкапин, Евгений Преображенский, Анна Трубина и… Исаак Шварц. После отъезда из Екатеринбурга он побывал в Баку на организационном совещании, в Петербурге и Киеве проводил выборы делегатов на конференцию. Его арестовали 24 ноября 1911 года и в начале 1912-го отправили в екатеринбургскую тюрьму.
Подсудимые обвинялись в воссоздании партийной организации, связи с центром партии в Париже. Кстати, в группе адвокатов, защищавших социал-демократов, фигурировал и молодой Александр Керенский.
20 сентября 1913 года был вынесен приговор. Исаак Шварц, Мария Черепанова, Анна Трубина приговаривались к вечному поселению в отдалённые местности Сибири с лишением всех прав. Сергея Черепанова оправдали.