Улиц Пушкина, как и улиц Ленина, по всей России, что называется, пруд пруди. Старинная улочка, носящая имя великого поэта, в Екатеринбурге образовалась ещё в XIX веке и раньше называлась Соборной.
Улица тянется 770 метров, но прерывается сквером Нурова — он занял целый квартал. Пройти пешком Пушкина можно за девять минут, на машине проехать за пять, но часть пути придётся объезжать по Толмачёва, а вот общественный транспорт здесь не ходит.
Логично, что рассказ про улицу Пушкина мы начинаем у памятника Александру Сергеевичу. Он появился здесь относительно недавно — в 1999 году, к 200-летию писателя.
— Скульптор Геворг Геворкян показал Пушкина с непривычного нам ракурса. Фантазия наших горожан разыгралась, и они придумали ему несколько прозвищ, например, скейтбордист и каратист, — пояснил научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков.
Историк рассказал, что раньше улица называлась Соборной, потому что пересекалась с главным проспектом города как раз в том месте, где стоял Собор святой Екатерины.
— Само переименование улицы было удивительно для того времени, в дореволюционной России улицы переименовывали редко, — добавил Евгений.
На перекрёстке Первомайской и Пушкина стоит дом-музей писателя Мамина-Сибиряка.
— Он приобрёл этот дом для своей семьи, построен он был на деньги с романа «Приваловские миллионы», а писал его Дмитрий Наркисович в особняке, который находится недалеко на улице Толмачёва. Изначально дом выглядел не так: в конце XIX века дом был выкуплен у мещанки, и при жизни Мамина-Сибиряка он выглядел по-другому, а позже дом перестроили.
«Дом-музей Мамина-Сибиряка наполнен образами, аллегориями, тайными смыслами. Обстановка и интерьеры музея сочетают подлинные и стилизованные предметы, но за всем этим присутствует личность писателя, его мысли, творческие замыслы и созданные произведения», — указано на сайте музея.
Напротив стоит один из первых (если не самый первый) каменных домов, построенный в советское время — в 1924 году.
— Это здание страховой кассы. Это здание в стиле модерн, причём в его позднем варианте — рациональный модерн, это уже переход к конструктивизму, — пояснил Евгений.
Здание пустует, хотя карты показывают, что здесь находится Свердловский областной противотуберкулёзный диспансер, но эта информация устарела. В диспансере рассказали, что они уже давно оттуда съехали и находятся на Чапаева, кстати, мы уже рассказывали историю этой улицы.
Во дворе следующего дома можно встретить Сталина. Граффити похоже на другие — портреты Пушкина и Горького, которое находится на соседней улице Горького. Нарисованный Пушкин — это дело рук художника Ильи Мозги, а вот автор настенного Горького не нашёлся. Кстати, Сталин тоже пока что «ничейный», художник Илья сказал, что это не его работа.
Этот дом художники вообще полюбили — во дворе Сталин, на главном фасаде ещё один рисунок, а чуть подальше на стене примыкающего дома находится большое граффити с надписью «Волшебные растения Екатеринбурга». Кажется, что стебель этого растения — наша телебашня, а у её подножия виднеется купол цирка.
Переходим почтовый переулок, он образовался здесь по понятным причинам — раньше здесь была почта.
— Здание построено в 1830-е годы по проекту архитектора Малахова, важно отметить, что это была часть Зотовской усадьбы, после часть усадьбы выкупается под почтовое ведомство, — пояснил Евгений Бурденков.
Почтовые отделения того времени отличались от современных, тогда там располагалась гостиница и можно было сменить лошадей.
— Через это здание проходили декабристы, которые возвращались из ссылки. Они останавливались ещё у здания вольных почт, которое находилось в 11-м доме на главном проспекте, — пояснил Евгений.
Напротив бывшей почты стоит здание партархива — тоже памятник архитектуры, хотя совсем не типичный.
— В советское время он выглядел немножко по-другому, но, если мы говорим о блестящих памятниках советского модернизма, то это он и есть, — рассказал Евгений. — С начала 60-х по начало 80-х отдавалось предпочтение типовому строению, а здесь мы видим исключение.
Кстати, мы уже находимся на территории Нуровского сквера, сам Нуров жил на Чапаева — его дом стоит самый первый на этой улице, а сквер городской глава того времени разбил в центре города.
— Михаил Ананьевич Нуров был мощным деятелем и благотворителем, на его деньги был открыт Нуровский приют, а при нём церковь на Сибирском проспекте, — рассказал Евгений.
Нуровский сквер — один из первых скверов Екатеринбурга, именно скверов, а не аллей.
— Впоследствии здесь находилась лавка садовода Дитриха. Он продавал саженцы, и благодаря ему сад здесь приобрёл ещё большее значение. Сад был отгорожен деревянной изгородью, и есть сведения, что за вход даже брали деньги, — добавил Евгений Бурденков.
Сад сохранился и в советское время, но потом прогулочную зону решили изменить. В 1975 здесь поставили памятник изобретателю радио — Александру Попову, и это место становится культовым. Раз в год радисты приходят сюда и моют российского отца радио.
Проходим Соборную площадь, в советское время она стала называться площадью Труда.
— Когда-то здесь стоял один из ключевых соборов города — собор святой Екатерины. Его разобрали, потому что он мешал новому облику площади, а ещё кирпич, из которого был построен собор, хотели использовать для строительства здания облисполкома, — рассказал Евгений, показывая на партийное здание.
Но, по словам историка, собор был очень хорошо сложен, и когда пытались достать кирпичи, то они разрушались. Так что использовать кирпич для строительства практически не удалось. Кстати, многострадальный Храм-на-воде, который планируют построить на стрелке «Динамо», как раз Храм Святой Екатерины.
На перекрёстке находится первый дом горсовета, в котором в своё время останавливалась Лиля Брик. Недавно мы там побывали, и оказалось, что сейчас в квартире, где жила «муза русского авангарда», открыли гостиницу.
Переходим широкий проспект Ленина и вновь оказываемся на улице Пушкина. Практически на перекрёстке стоит аптека, она здесь была, как говорят, испокон веков.
— История аптеки Амалии Вейерсберг началась в XIX веке. Это одна из первых частных аптек города, со временем здесь менялись владельцы. Здания соединили в начале XX века и использовали по-разному, например, как доходный дом. Но стоит отметить, что здесь всегда сохранялась аптека, — рассказал Евгений.
В советское время здесь разместилась центральная аптека города Свердловская. Интересно, что в 60-е годы в этой аптеке уже можно было заказать препараты на дом.
Через дорогу — напротив аптеки стоит видное конструктивистское здание — дом облисполкома. Неразборчивому горожанину здесь тоже трудно определить, где заканчивается одно здание и начинается другое, но Евгений как историк объяснил, что на самом деле здесь хранится история старинной усадьбы (самое время вспомнить то фото усадьбы с полукруглыми окнами).
— Здесь использовали объём одного дореволюционного здания Екатеринбурга — дома Фелькнера. Александр Фелькнер был управляющим Нижне-Исетского завода, в своё время это была достаточно известная личность. Он в 60-е годы был одним из инициаторов строительства памятника Александру II на Нижне-Исетском заводе. Но в газете «Екатеринбургская неделя» можно посмотреть большое дело против него, там речь шла о каких-то хитрых финансовых делах, — рассказал Евгений.
Впоследствии этот дом стал принадлежать его дочери Чупиной. В своё время она была кассиром городского театра. Потом этот дом принадлежал ещё одной известной семье — семье Ятеса, это владельцы механической фабрики. Сейчас как раз на месте завода будут строить жилой комплекс, против которого выступают жильцы окрестных домов на улице Свердлова.
— Позже это был доходный дом, и люди снимали здесь комнаты, а ещё здесь размещались различные торговые учреждения, — добавил Евгений.
Мы подходим ко второму дому горсовета — он стоит всего в нескольких метрах от первого.
— Этот дом одной частью выходит за улицу Пушкина, а другой частью выходит на улицу Горького. Он в виде буквы «Н». Архитектор этого дома, как и первого, Сигизмунд Домбровский. Дом очень интересный по архитектуре и отличается от первого дома горсовета. Со зданием облисполкома они образуют чуть ли не единый комплекс, — рассказал Евгений.
Мы заглянули во двор этого дома. В то время, да и сейчас это считается элитным жильём.
— Задумка архитекторов была создать некую новую структуру. Представьте себе, до этого город Екатеринбург был такой двух-, трёхэтажный, и тут строят такие настоящие громадины, это как для нас сейчас «Высоцкий», к тому же он занимает целые кварталы. Если первый дом горсовета пока ещё не очень большой, то второй дом горсовета уже достаточно солидный, — рассказал Евгений, оглядывая двор.
Выходим из двора и идём дальше. Сначала мы решили посмотреть на здания с правой стороны, а на обратном пути заглянем в усадьбы, которые находятся на левой стороне улицы.
Заходим во двор бывшей гостиницы и усадьбы Василия Петровича Черепанова.
— Здесь находилась гостиница «Эрмитаж», внутри, в самом конце двора была конюшня, а с левой стороны — баня, — пояснил историк. — Считается, что автором является архитектор Дютель Юлий Осипович, он известен тем, что предпочитал кирпичный стиль. Возможно, что Юлий Осипович просто подписал проект этого дома, он был главным архитектором города, хотя известен строительством именно зданий такого характера. Он привёз этот стиль из Санкт-Петербурга.
По словам Евгения Бурденкова, архитектор Юлий Дютель много где работал и считается одним из самых известных архитекторов в Российской Империи, которые потом творили в Екатеринбурге.
На территории усадьбы находилась баня, конюшня и флигель. Из этого сохранился лишь флигель, но и он был разрушен до неузнаваемости.
— Вообще вот эта сторона называлась чиновничья. Здесь в основном как раз свои усадьбы строили чиновники, так или иначе работавшие в горном ведомстве, — добавил Евгений.
В следующем здании тоже размещалась гостиница с патриотичным названием «Россия».
— Здесь в своё время, в начале ХХ века, размещался ещё и один из лучших ресторанов города — ресторан «Россия». Изначально дом приобрёл купец Жуков, и в 1893 году эту усадьбу перестроил как раз он. То есть владельцем этого здания и инициатором строительства гостиницы был Григорий Игнатьевич Жуков, — пояснил Евгений.
В советское время здесь было всё что угодно, но только не ресторан и не гостиница. Зато здесь размещался колбасный завод, хозяйственно-материальная служба Пермской железной дороги и другие конторы. Сейчас здесь Управление Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе.
На перекрёстке с улицей Малышева стоматологическая клиника, а в прошлом это больница врачей и специалистов, построенная в 1913 году. Статус больницы здание сохраняло и в советское время.
Переходим на другую сторону улицы, и здесь на перекрёстке стоит здание, которое не раз горело.
— Усадьба сформировалась в XIX веке, и здесь разместилось «Товарищество А. А. Печёнкина и К», одно из старейших банкирских заведений в России, прошло путь от мелкой меняльной лавки до банкирского дома с несколькими отделениями в разных городах страны. А в советское время здесь разместилось коммунальное жильё, — рассказал историк.
Усадьба несколько раз горела, и сейчас часть её законсервирована — окна заколочены, а верхний этаж обит профлистом, что портит вид старинного особняка.
Следующий дом — дом чиновника Уварова. В его усадьбу входило несколько зданий, и они выходили сразу на несколько улиц.
Красивый дом по соседству — это дом врача Самуила Самуиловича Асса.
— Здание выстроено опять же на рубеже веков в краснокирпичном стиле. Изначально оно строилось владельцем часовой фабрики Анцелем Вольфовичем Анцелевичем в городе Екатеринбурге. На рубеже веков, в начале 1900 года, он выстраивает вот это здание, и уже в 1910-е годы здесь это здание выкупает врач-дантист Самуил Самуилович, — пояснил Евгений. — Интересно, что долгое время дом считался историко-революционным памятником, так как секретарём дантиста была некая Надежда Мартюшева, которая использовала свою квартиру для подпольной явки екатеринбургских большевиков.
Часть здания занимала клиника, а другую часть магазины, один из них был музыкальным.
Рядом со старыми усадьбами стоит здание профсоюзов. Оно довоенное, а табличка на доме гласит, что раньше здесь был госпиталь.
«В этом здании в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов размещался госпиталь № 4005 для раненых воинов советской армии».
Идём дальше и подходим к Дому писателя. В позапрошлом столетии дом принадлежал известному уральскому меценату Дрозжилову, который покровительствовал многим уральским писателям. Совсем недавно его усадьбу на Ленина отдали организации, которая будет помогать украинцам на Урале.
— Дрозжилов был благотворителем, он владел золотыми приисками, также он был церковной старостой нашего горного Екатерининского собора, — пояснил Евгений.
— Помимо этого в советское время здесь располагался магазин часов, а в 1922 году — Американская администрация помощи, где раздавали гуманитарную помощь, когда по всей России был голод, — добавил Евгений. — До Дома писателя здесь была поликлиника и издательство газеты.
В этом доме работал сам Павел Бажов, про это знает каждый, кто обращал внимание на фасад здания.
«Я был счастлив долгие годы работать в этом доме в кругу своих собратьев — писателей. П. Бажов», — доска с такой надписью висит на доме.
Следующий дом — это дом Уралплана. Эта организация занималась планированием экономической деятельности Уральской области.
— Здесь должны были жить «мозги», которые планируют экономическое хозяйство огромной Уральской области. В эту организацию входило огромное количество различных отделов. Для них этот дом и строился, — пояснил Евгений.
Мы вернулись на перекрёсток Пушкина и проспекта Ленина. Эта улица оказалась наполнена гостиницами, доходными домами и усадьбами чиновников — этакое лакшери местечко.
Мы уже обошли полгорода — были на Химмаше, Сортировке, ВИЗе, Втузгородке, Вторчермете, в Пионерском, пару раз на Уралмаше и гуляли по центру. Все серии нашей рубрики можно посмотреть здесь. Куда отправиться в следующий раз? Какую улицу вы считаете самой интересной и насыщенной историей, рассказывайте. Свои варианты присылайте на эту почту — m.ignatova@corp.e1.ru
И подписывайтесь на наш канал в Telegram — там много всего интересного.
Видео: Максим БУТУСОВ/ Е1.RU