Город Уникальные дома Екатеринбурга фоторепортаж За полшага до гибели: летаем над знаменитым заброшенным кинотеатром «Темп» на Уралмаше

За полшага до гибели: летаем над знаменитым заброшенным кинотеатром «Темп» на Уралмаше

Это прощальный репортаж, скоро тут будет жилой комплекс

«Темп» строили очень быстро, почти как патриотический музей у цирка: в 1931-м начали, в 1932-м закончили

Вопрос, как проникнуть внутрь заброшенного кинотеатра «Темп», снимается сразу, едва к нему подходишь: хочешь — иди через главный вход между колоннами (правда, ещё и между двух горизонтальных досок), хочешь — как белый человек через боковой вход. И ещё пара лишних проёмов найдётся.

Старый советский кинотеатр на Уралмаше «распахнул свои двери» всем желающим, как когда-то в 30-х годах, когда только открылся. Правда, теперь это обусловлено не его ведущим культурным значением для Екатеринбурга, а тем, что старого здания вот-вот не станет, и, по всей видимости, даже на минимальные «заградительные» меры его владельцы тратиться не готовы.

Так как здесь пообещали новый ЖК «Есенин» от застройщика, которого пока, видимо, нельзя называть, мы решили провести прощальную экскурсию по руинам и над ними. Для тех, кто не любит читать репортажи, наша летающая камера сняла красивое видео — и масштаб, и детали с высоты птичьего полёта.

Кинотеатр «Темп», улица 22 Партсъезда, 10
Оцениваем возможность войти через главный вход когда-то главного кинотеатра Уралмаша с точки зрения вошедших в мифы уралмашевских аборигенов, то есть с кортов
Кстати, вот такой след жизнедеятельности лежит прямо на главном крыльце. Но всего один — больше такого не видели на всём пространстве немаленького здания
Вот, для сравнения, второй вход, справа
А с другой стороны вот такой есть

Построили «Темп» в 1932 году по проекту будущего главного архитектора Екатеринбурга Петра Оранского, и это был не только кинотеатр — это был почти что Ельцин-центр того времени: не только для нового передового соцгородка, полного молодёжи, но и для всего Екатеринбурга.

— Там происходило много всяческих событий. Это, конечно, был кинотеатр, но показывали там не только сюжетные ленты: это были, например, киножурналы, распределяемые в разные кинотеатры, — рассказывает исследовательница Уралмаша, хранительница Белой башни и директор арх-группы PODELNIKI Полина Иванова. — Когда, например, появилась Сталинская конституция, там в течение года шёл фильм о том, что такое конституция! Там проводились видеолекции, ёлки, праздники, встречи — на Уралмаше до 1936 года фактически не было своего Дома культуры (точнее, он был, но был деревянным и функции выполнял в том момент другие), там шли концерты; вообще, например, туда приглашали посмотреть фильм, а после фильма, допустим, танцы. А перед фильмом — песни. Это были такие некие программные вечера. Его можно сравнивать с Ельцин-центром, но с такой пометкой, что это был, скорее, «Сталин-центр», где проводились многие мероприятия.

Историческое фото здания (и атмосферы)

Как кинотеатр «Темп» перестал функционировать в 90-е, а в 2011 году в здании прошёл мощный пожар, практически уничтоживший его единственный кинозал, восстанавливать его как кинотеатр не решились в том числе поэтому — то есть не потому, что зал уничтожен, а потому, что он всего один: в окружении мультиплексов в торговых центрах это просто неконкурентоспособно.

Тем не менее здание всё ещё украшает Уралмаш — фасады пострадали не так сильно, а главный фасад даже почти не пугает, храня следы былого величия.

— Это предвоенный сталинский ампир, советский классицизм. Здание было спроектировано с очень большим вкусом — сталинский ампир бывает слишком брутальным, как, например, баня на Первомайской, или слишком вычурным, но «Темп» очень гармоничен, и, главное, необычен. Про него не скажешь, что, мол, в каждом городе есть такой кинотеатр, — рассказывает Полина Иванова.

— И у него был очень крутой интерьер — например, барельефы в холле со сценами из жизни, но они были связаны не с партийной деятельностью, не с серпами, молотами — они были такие необычные, «старорежимные», даже нежные. Люди, сидящие в саду, люди, катающиеся на коньках, — вспоминает самые интересные нюансы Полина. — Это был такой отпечаток эпохи, когда после конструктивизма уже можно использовать украшения, но еще не было договорённостей, какие именно, что это обязательно должны быть рабочие, крестьяне или военные.

Вот тот самый холл
Конькобежцы там и правда нашлись
И музыканты
И почти что лесные нимфы-танцовщицы
Но и военные тоже были
И молоты
Вот так это всё выглядит в целом
И вот такой в холле потолок

— А ещё, когда я там была в последний раз, там были обнажившиеся деревянные фермы крыши, со стороны бокового входа — совершенно бесподобные, ещё 30-х годов, и, если новые владельцы найдут способ как-то всё-таки оставить это в интерьерах, это была бы находка, — рассказывает Полина.

Вот те самые деревянные фермы. К ним попадаешь, если зайти через боковой вход
Из-за обрушенных, но не упавших окончательно перекрытий эффект у этого пространства слегка психоделический — как будто вы попали в сон Кристофера Нолана
Но вообще тут просто страшно — вдруг что свалится сверху
Примерно вот так
Приметы времени
И ещё немного фоточек этого места

Насмотревшись на холлы, мы идём в сердце кинотеатра — кинозал. Как в кроличью нору.

Один из входов-выходов «Темпа»
А вот зал. Перед нами как бы экран. А мы как бы на задних рядах
Покрытие на стенах уничтожил огонь, обнажив их «начинку»
А вот это вид со «сцены» перед экраном на эти самые трибуны и подходы к ним 
В кусочке кленовых джунглей, разросшихся в огромном зале, протоптаны чёткие тропинки
Рассмотрим поподробнее, что тут осталось. Помост, по которому взбирались на трибуны, серьёзно накренился
И обгорел
Остатки крыши над кинозалом
Пол в кинотеатре проваливается, так что лучше быть осторожнее
Вот так это выглядит. Под сценой уже плантации иван-чая
Ещё один помост к трибунам, уже совсем обвалившийся 
Но мы пробираемся в операторскую. Через вот эту дверь 
Вот окошечки для проекторов (снаружи)
«Проектор» крупным планом 
Здесь вот такие помещения с капитальными лестницами 
Вид на Уралмаш почти с самого верха 
А вот само помещение оператора 
Вот такое оно, когда сюда приходит солнце 
Мы точно не знаем, но надеемся, что это остатки коробки для киноленты 
Отслаивающаяся обгорелая краска на стенах 
Взгляд через «проектор» на «экран» 
В кинотеатре сейчас показывают осень 

И ещё немного разных помещений и деталей «Темпа»: вот, например, знаменитое граффити «Знамя над Рейхстагом», без которого не обходится ни одна фотосессия старого здания.

Граффити на «Темпе»
А вот такая необычная фактура у фасада — бетон с каменной крошкой, а по ней краска

Мы покидаем «Темп» — появляется немного времени, чтобы осмотреться. Вот такие характерные здания напротив:

Это украшение на балконе вполне может оказаться ровесником кинотеатра
Автомойка, которую назвали в честь кинотеатра (это со стороны бокового входа)
Старая заброшенная школа — она тоже уйдёт под жилой комплекс
Вот так она выглядит и довольно хорошо защищена от любопытных исследователей решётками.
А дальше баня, тоже когда-то яркое действующее лицо «культурного центра», а теперь — просто баня. 
К площадке у кинотеатра зачем-то свозят строительный мусор, причём не первый день. 
Например, срезанный асфальт — неподалёку реконструируют остановку. 
Вот такие умоляюще-укоряющие послания вокруг. 
Фото: Артём УСТЮЖАНИН, Максим БУТУСОВ / Е1.RU; 1723.ru

Видео: Максим БУТУСОВ / Е1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Ёлки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
«От человеческих вагонов нас отделяют четыре рубля?!» Гневная колонка екатеринбурженки, прокатившейся на трамвае в Перми
Юлия Кашкина
Руководитель по развитию новых медиа
Рекомендуем
Знакомства
Объявления