Город Улицы нашего городка репортаж Улицы нашего городка: где разместился уральский чайна-таун и прогремел взрыв, как в Чернобыле

Улицы нашего городка: где разместился уральский чайна-таун и прогремел взрыв, как в Чернобыле

Гуляем по главной артерии Сортировки — улице Технической.

Улица, где находится иностранный торговый квартальчик, одна из самых длинных в городе.

Ассоциаций с этим районом у любого екатеринбуржца две — «Таганский ряд» и взрыв — два явления, которыми богата земля Сортировочная, как когда-то её прозвал писатель Алексей Иванов. Мы решили прогуляться по главной улице этого района — Технической и разыскать что-нибудь интересное.

Техническая — одна из самых длинных улиц Екатеринбурга, она тянется на пять с лишним километров. Как гласит всезнающая Википедия, улица получилась такой длинной, потому что в 1950-х годах объединилась вместе с несколькими другими.

Если вы захотите объехать эту улицу на общественном транспорте, то на это уйдёт около 20 минут, на своём автомобиле — минут 15 (это если без пробок, правда, навигатор большую часть пути рекомендует проехать по улице Таватуйской), а вот на пешую прогулку уйдёт час с лишним.

— Сортировка стала частью города только в 30-е годы. Здесь построили станцию Свердловск-Сортировочная в 1929 году, и при ней вырос Железнодорожный посёлок, — рассказывает наша постоянная спутница в прогулках по улицам нашего городка Татьяна Мосунова. Напомним, она историк, заведует отделом по связям с общественностью Свердловского областного краеведческого музея. — К 38-му году становится очевидно, что отдельные посёлки нужно как-то объединить, и тогда появляется район, который называется Кагановический, в честь Лазаря Кагановича — сподвижника Сталина, туда и вошла Сортировка. Тогда это была нормальная практика, когда в честь живых политиков называли улицы.

Техническая начинается на развязке улиц Халтурина и Бебеля, здесь же живёт «Таганский ряд». По масштабам этот рынок довольно внушительных размеров, занимает целый квартал.

— Мы сейчас находимся в самой что ни на есть исторической точке «Таганского ряда» — началось всё с конца 80-х, когда кризис ретейла вызвал к жизни коммерческую торговлю, но торгующих стало так много, что это стало серьёзной городской проблемой. В это время эту часть торговли решили как-то организовать, её взяли под контроль афганцы. В 1995 году рынок переносится сюда и ставятся первые навесы, — пояснила Татьяна Мосунова.

Пока идёшь по этому кварталу, кажется, что попал в другую страну, этакий уральский чайна-таун. Лиц славянской национальности здесь практически не встретишь, а справа и слева слышна иностранная речь, в основном это приезжие из Средней Азии. Даже на сайте «Таганского ряда» вся информация дублируется на нескольких языках: русском, английском, польском, китайском, корейском, турецком и итальянском.

— Торговля здесь процветала, но для местных жителей это был момент серьёзных испытаний, ведь известно, что там, где торговля, там есть случайные люди и преступные элементы. Сейчас мы видим вполне цивилизованные павильоны, но, если зайдём внутрь, то это будет всё то же знакомый нам «Таганский ряд» — то есть товарный рынок, — добавила Татьяна Мосунова.

Продавец не углядел, и дыня с арбузом укатились от прилавка.

Здесь сохранилась так называемая торговля под навесами — кажется, что ты попадаешь обратно в 90-е. Наверное, многие помнят цыганок, которые предлагали купить у них шубы, кстати, сейчас на «Таганском ряду» среди продавцов цыган не встретишь. А помните, как топтались на маленькой газетке за шторкой, примеряя джинсы? Мы, кстати, недавно окунулись в эту ностальгическую атмосферу — когда искали платья подешевле для выпускного.

Сегодня «Таганский ряд» состоит из трёх торговых центров, кстати, к «Пекину» в октябре начнут пристраивать ещё одну очередь.

— Давным-давно на месте «Таганского ряда» была база, кажется, «Звезда», если не ошибаюсь, она была закрыта, относилась к Министерству обороны. Торговому центру «Таганский ряд» лет 15, «Ханою» 7 лет, а «Пекину» уже пятый год пошёл, — пояснил Е1.RU управляющий торговым центром «Пекин» Андрей Шмонин.

Управляющий «Пекином» рассказал, чем живёт его торговый центр.

Здесь этажи распределены по странам: первый этаж — это дальнее зарубежье, в основном Китай, Вьетнам, есть румыны. На втором этаже ближнее зарубежье — Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан. А третий этаж занимают наши соотечественники. Только здесь работают полторы тысячи человек, а во всём холдинге около десяти тысяч людей, большинство из них, конечно, иностранцы.

Андрей Шмонин работает на «Таганском ряду» уже 20 лет, на его глазах небольшой рыночек превратился в крупный центр, похожие можно отыскать только в Москве и Санкт-Петербурге.

— С китайцами и вьетнамцами чуть-чуть посложнее, потому что они приходят и на своём языке или на ломаном русском общаются, я тогда приглашаю переводчика, есть небольшой языковой барьер, — добавил Шмонин.

Многие иностранцы работают здесь семьями.

В день здесь проходит около 11 тысяч человек, а за год пять миллионов, рассказал Андрей Шмонин. В отличие от других ТЦ, здесь управляющим приходится следить за отношениями продавцов разных наций.

— Мы смотрим новости, следим за политической ситуацией, где кто враждует. Мы следим за этим, и у нас хорошо все живут, — пояснил Шмонин. — Продавцы у нас некоторые меняются, в августе у нас идёт смена товаров — сезонность, то есть, например, китаец с купальниками съезжает, а другой, с пуховиками, приезжает.

По торговому центру курсирует вот такой фургончик с горячими пирожками и чаем.

Пока мы гуляем по торговому центру, многие продавцы здороваются с управляющим за ручку, и он их всех знает — некоторые работают здесь с середины 90-х годов.

Например, Рамзан приехал из Баку и с 1996 года торгует здесь джинсами, но, как и многие, начинал на уличном рыночке.

В родной Азербайджан Рамзан летает каждый год.

Мурадыр из Узбекистана работает на «Таганском ряду» 15 лет, свой бизнес ведёт с женой Юлей — так её зовут по-русски, настоящее её имя сложно выговорить.

— На родину летаем один-два раза в год. А почему приехали сюда, причина, как и у всех — работы там нет. Но мы помогаем родственникам, отправляем деньги маме в Узбекистан, — рассказал Е1.RU Мурадыр.

Мурадыр торгует пледами и постельным бельём.

На третьем этаже работают россияне, здесь тоже есть старожилы. Наталия торгует пуховиками, и 19 лет назад начинала здесь, на улице. Женщина похвасталась, что к ней заглядывают даже американцы с переводчиками.

Наталия показала свои дипломы.
Другая продавщица рассказала, что у неё дизайнерские вещи из льна. Правда, места ей маловато.

Мы заглянули в фудкорт, здесь несколько восточных кухонь, но нет русской, говорят, что когда-то она была, но не выдержала конкуренции.

Пробуем вьетнамскую кухню. Улица Техническая длинная, нужно подкрепиться.

На улице тоже можно поесть, добродушные иностранцы предлагают горячую самсу.

Самобытный квартал наполнен своими ресторанами, гостиницами, здесь есть своё радио и даже тематический памятник — челнокам. Он появился здесь в 2009 году ко Дню торговли.

— В 90-е челнок был культовым героем торговли, который ехал в Турцию, Польшу, Китай и на своём горбу вёз эти знаменитые клетчатые сумки с товаром, — пояснила Татьяна, когда мы подошли к памятнику.

Так воодушевлённо эти мужчина и женщина смотрят на торговый центр.

На торговом центре перед памятником, который также относится к «Таганскому ряду», висит табличка — «Союз десантников России».

— Поскольку афганцы были в управлении «Таганского ряда», то дела, связанные с военной историей, для них были важны. И они взяли на себя шефство над подводными лодками «Екатеринбург» и «Верхотурье», — пояснила Мосунова.

Фонд помощи экипажам ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, Екатеринбург и Верхотурье.

Сейчас мы идём ещё по Новой Сортировке, она заканчивается на перекрёстке с улицей Надеждинской. С одной стороны всё тянется необъятный «Таганский ряд», а с другой стороны свой след оставил Бродский, точнее, его поэзия.

«Но скоро, как говорят, я сниму погоны и стану просто одной звездой».
В этом квартале можно встретить людей, даже маленьких, в национальной одежде.

Подходим к ДК ВОС — Всероссийскому обществу слепых. Это общество появилось у нас в 1927 году, но именно здесь обосновалось позже.

Вокруг ДК тоже раскинулись лавочки.

Пока проходим хрущёвки и продавцов, торгующих булочками и фруктами, Татьяна рассказывает про взрыв 1988 года. Тогда у всех ещё была на слуху, да и в памяти Чернобыльская катастрофа, ведь прошло всего два года, и некоторые боялись, что произошло что-то подобное. Другие думали, что началась война, здесь злую шутку сыграло совпадение по времени — взрыв на Сортировке прогремел в 4 часа утра.

Последствия взрыва.

— Сила удара была такая, что стёкла вылетали на расстоянии 10–15 километров от эпицентра взрыва. Некоторые витрины магазинов в центре города были разрушены. Я помню, что у нас в школе на ВИЗе тоже окна вылетели, и нас организовали подметать школьную территорию, — вспоминает Татьяна. — Три человека погибли на железнодорожных путях и ещё трое погибли в больнице, а полторы тысячи пострадали, некоторые стали инвалидами по зрению. Воронка от взрыва была размером с пятиэтажный дом, её попытались скорее заровнять, чтобы восстановить движение.

Квартал Таганского ряда остаётся позади, и начинается обычный жилой район, правда, не без особенностей. Подходим к стоматологической клинике.

— Стоматологическая клиника интересна тем, что здесь находился один из первых коммерческих магазинов «Оникс», — замечает Татьяна.

Стоматология существует здесь и сейчас.
Ларьки и киоски остались позади.
Мало кто знает, что Владимир Владимирович снимался в рекламе для рыбацкого магазина на Сортировке.

Идём дальше и подходим к небольшой площади, где находится советский дом бытовых услуг.

— В то время ведь было сложно с красивой одеждой, и по всему городу были ателье. Одна моя знакомая поехала сюда, чтобы что-то здесь шить, и в конечном итоге ей сшили очень криворукое платье, и она это запомнила надолго, — пояснила Татьяна.

Здесь же был «Детский мир», тогда и товары для детей было не достать.

— Как только кто-то пускал слух по городу, что здесь что-то есть, — неважно, где человек жил, он отправлялся через весь город в этот магазин, чтобы хоть что-то себе урвать, — рассказала Мосунова.

— Эта торговая площадь перед домом быта и была главным местом Старой Сортировки, — рассказала Татьяна.

Рядом находился бассейн, но в конце 90-х все бани и бассейны были овеяны дурной славой из-за дам, которые осваивали первую древнейшую профессию.

Рыночек перед домом быта работает и теперь.

— Мы идём к знаменитому гастроному № 33, сейчас здесь всепоглощающий магазин «Пятёрочка», — добавила Татьяна Мосунова.

Для Татьяны это не просто гастроном: когда-то одним прекрасным днём в магазин, где работала её мама, заглянул один молодой человек…

— Мама работала там после окончания техникума советской торговли, и однажды вечером туда зашёл интересный молодой человек и сказал «разрешите с вами познакомиться». Через какое-то время они поженились и прожили вместе 47 лет, — рассказала Татьяна и показала фото родителей.

— Мама была товароведом в гастрономе, а отец строителем. Они встретились в 1963 году 19 мая, а поженились 3 июля, — рассказала Татьяна.
А вот и тот самый гастроном. Точнее, уже не тот.

Напротив гастронома стоят хрущёвки — и это уже территория Старой Сортировки. Постепенно посёлок застраивался и соединялся с центром города трамвайной линией.

Трамвай № 13 — один из самых популярных здесь.
Улица слишком длинная, так что мы решили часть пути проделать на транспорте.

Детская музыкальная школа имени Рахманинова. По круглому окошку можно понять, что это старое здание, построенное примерно в 40-х годах.

Аккуратное здание стоит чуть в глубине улицы.

Доезжаем до перекрёстка улиц Технической и Ватутина и подходим к таинственному памятнику. Таинственный он, потому что неизвестно, кому именно его поставили (конечно, найдутся люди, которые покрутят пальцем у виска и скажут: «известное дело, кому!»)

— Некоторые считают, что это памятник Ватутину — рядом как раз проходит улица Ватутина, а некоторые — что это памятник железнодорожнику. Местные жители рассказали, что он стоит здесь с 1950-х годов, но во время взрыва здесь так рвануло, что он серьёзно пострадал. Поэтому памятник пришлось быстро восстанавливать, — рассказала Татьяна.

На кителе есть ордена.
А сзади железнодорожная стрелка.
А вот вам для сравнения фото Николая Ватутина.

У мужчины, будь он генерал или железнодорожник, отпал нос, и кто-то выдолбил глаза, так что памятник находится не в лучшем состоянии. Раньше вокруг него было трамвайное кольцо, а дальше по Технической тянулся частный сектор.

— Любопытно, что мы едем-едем, казалось бы, «Таганский ряд» проехали, хрущёвки, а потом раз — и маленькая сказка. Это нам говорит о том, что Старая Сортировка состояла из нескольких посёлков, — замечает Татьяна, глядя на старенький домик.

Один из самых симпатичных домов. Местные вспоминают, что раньше здесь была сберкасса.
Рядом с милым домиком гуляют милые дамы с собачкой.

Напротив утопает в зелени железнодорожное общежитие.

Улица Техническая — это дублёр проспекта Седова. А проспектов в нашем городе не так уж и много — всеми известный проспект Ленина, Орджоникидзе и Космонавтов. Кстати, всего пару дней назад была годовщина — 27 августа 1912 года стартовала первая российская экспедиция к Северному полюсу под командованием как раз Георгия Седова.

Рядом с общагой стоит дом культуры.
А на улице Крупской стоит вот такой интересный дом.
Едем дальше.

Часть улицы Технической приходится объезжать, и, пока едем, Татьяна опять вспоминает про писателя Алексея Иванова. В другой его книге про Екатеринбург — «Ёбург» — одна из глав посвящена опять же Сортировке.

Между жилыми домами встречаются сосновые заросли.
Это, можно сказать, «арт-объект» этого района.

Упирается улица Техническая (как и вся наша жизнь) в кладбище, но его мы фотографировать не стали, лучше посмотрите ещё несколько атмосферных фотографий этого района.

На этом наша экскурсия по Сортировке, а точнее, по улице Технической, заканчивается, и мы возвращаемся в центр Екатеринбурга, в прямом и переносном смысле — в следующий раз мы отправимся гулять по улице Пушкина, одной из центральных и самых исторических улиц нашего города.

Напомним, в прошлый раз мы ездили на Уралмаш и гуляли по бульвару Культуры. Рубрику «Улицы нашего городка» мы начали вести ещё прошлой зимой — и первой улицей в нашем списке была Шейнкмана, кстати, здесь находится наша редакция. Прочитать про остальные улицы, по которым мы гуляли, можно здесь.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН, Дмитрий ЕМЕЛЬЯНОВ / Е1.RU; Татьяна МОСУНОВА; wikipedia.org; Живой Урал / facebook.com

Видео: читатель Е1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Везла 15 кг за 200 рублей». Курьер — честно о зарплате и сложностях работы
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Никакой справедливости!» Журналистка засудила застройщика, сорвавшего сдачу дома, но всё равно осталась без денег
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
«Ноги будут гореть огнем». Бортпроводник «Уральских авиалиний» — о том, как правильно выбрать место в самолете
Кирилл Фрош
Мнение
В Екатеринбурге рекордно выросло число квартир под сдачу. О чем это говорит?
Никита Словиковский
Основатель портала аренды и агентства недвижимости «Драже»
Мнение
«Площадь — 25 квадратов, а в реестр вписали 255». Как легко разориться на налогах из-за ошибок в документах
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Рекомендуем
Знакомства
Объявления