Житель Екатеринбурга отсудил у "Аэрофлота" 85 тысяч рублей за сломанный чемодан. С помощью экспертов и адвоката ему удалось доказать, что багаж был испорчен во время перевозки.
– Клиент по прилёте в Испанию, в город Аликанте, обнаружил, что кусок его чемодана отсутствовал, – рассказал E1.RU юрист Павел Невольниченко. – Он сразу через личный кабинет "Аэрофлота" заявил о повреждении, но переписка с "Аэрофлотом" ни к чему не привела – ссылались, что клиент не составил акт PIR в городе Аликанте, также указывали, что не доказано, что чемодан повреждён именно в ходе его транспортировки. То есть они, мягко говоря, намекали, что клиент повредил его сам и пытается обогатиться за счёт крупной компании. В возмещении убытка отказали, причём позиция была во всех судебных заседаниях и в ходе переговоров одинаковой – "Не составил акт – не получишь возмещение". Хотя реально составить требуемый акт в иностранном государстве невозможно, "Аэрофлота" в Аликанте нет вообще, местная полиция только разводила руками, и всё это осложнялось языковым барьером, поэтому акт никто не составил.
Мужчина обратился к экспертам, которые подготовили заключение о том, что повреждения чемодана не бытовые. Они возникли в результате воздействия большой нагрузки. Через суд екатеринбуржцу удалось взыскать убыток (повреждённый чемодан), моральный вред, неустойку, штраф и сумму юридических услуг – всего 85 тысяч рублей, хотя изначально просили заплатить хотя бы 20 тысяч.
Вот несколько советов от юриста Павла Невольниченко для тех, кто попал в подобную ситуацию:
1. Не снимая чемодан с ленты, сфотографируйте или запишите на видео все повреждения. Фотографии следует сделать с разных ракурсов, со всеми бирками. На видео следует назвать место съёмки, дату, время, описать произошедшее событие. Также не будет лишним попросить номера сотовых телефонов у тех, кто находился рядом и тоже видел испорченный багаж на ленте. В случае, если дело дойдёт до суда, они смогут выступить свидетелями.
2. Если в аэропорту имеется стойка перевозчика-авиакомпании, необходимо обратиться к ним с просьбой составить коммерческий акт, в котором должны быть описаны все видимые повреждения. Ни в коем случае не выбрасывайте посадочный талон, багажную квитанцию, авиабилет.
Если же в аэропорту нет представительства авиакомпании, нужно позвонить по телефонам горячей линии (как правило, они указаны даже на авиабилетах). Если нет возможности позвонить, спросите у сотрудников аэропорта, кто может зафиксировать факт повреждений багажа.
3. В любом случае, был составлен акт или нет, следует немедленно уведомить авиакомпанию о повреждении багажа, направив им уведомление (желательно по юридическому адресу). К письму могут быть приложены фотографии повреждённого багажа и видеоматериал. Можно отправить письмо на электронную почту авиакомпании.
Крайне важно не пропустить сроки, поэтому рекомендуется выслать уведомление незамедлительно – при первой возможности, но не позднее 7 дней, если речь идёт о международной перевозке. Претензии при внутренних рейсах принимаются в течение 6 месяцев. В этом случае, возможно, авиакомпания удовлетворит требования добровольно. Срок ответа на претензию составляет 30 дней. Если за это время требования не удовлетворены – обращайтесь в суд.