Район с определённой репутацией, про Уралмаш говорят именно так — и не зря. Даже если вы из другого города (как автор этого материала), то про Уралмаш вы всё равно слышали, и про ОПГ «Уралмаш», и про братьев Цыгановых. Как раз с этой стороны мы и решили показать эту улицу — и присоединились к экскурсии «Автобус 33», которую проводит Музей истории Екатеринбурга.
Бульвар тянется лучом от площади Первой пятилетки на 1,7 километра, и поскольку он пешеходный, то на автомобиле его не проедешь, только в объезд за 4 минуты, общественный транспорт там не идёт, а пешком его пройдёте за 18 минут.
Бульвар Культуры был сначала улицей и только в 1983 году стал бульваром, раньше по улице в 30–40-е годы ходили поезда, там стояли бараки, а уже потом выросли многоэтажки.
Первый интересный объект — это памятник архитектуры в стиле конструктивизма — Дом техучёбы 1932 года. Проект готовили под руководством архитектора Оранского, он проектировал практически весь Уралмаш, а позже был главным архитектором города.
«Здание на углу бульвара Культуры и проспекта Орджоникидзе проектировалось и строилось как жилой 48-квартирный дом. Но после окончания строительства, в 1932 году, дом передали под административное здание, управлению Уралмашстроя. Дом получился оригинальным, придающим площади неповторимый вид. С 1934 года в здании действовали только отдел кадров и отдел технического обучения», — указано на сайте охраны объектов культурного наследия Свердловской области.
Здесь в одно время размещались филиалы двух техникумов, учебные лаборатории и аудитории Уральского политехнического института, Всесоюзного заочного машиностроительного института и других вузов. Отсюда и название — Дом технической учёбы.
В этом же доме сейчас находится культовое заведение — бар «Неон». Местные говорят, что там бывает всякое (всё, что только можно понять под этим словом), а держит его кто-то из местных ОПСников.
Напротив находится знаменитый «Мадрид», который совсем недавно сдали в аренду китайцам. Про него мы рассказывали в прошлый раз, когда гуляли по улице Машиностроителей.
Рядом с домом технической учёбы стоит ещё одно творение архитектора Оранского — один из домов с Тургеневским названием «Дворянское гнездо».
— Это корпус из семи зданий, большей частью — 1937–1939 годов. В комплекс также входит стоквартирный дом, который достраивался в войну. Это были дома для инженерно-технической элиты Уралмаша — жильё премиум-класса. Это четырёх-пятикомнатные квартиры с очень удобной планировкой, с высокими потолками, лепниной на потолках. Здесь даже были комнаты два на два метра для обслуживающего персонала. При этом большая часть населения в то время жила либо в землянках, либо в бараках, — пояснил директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский.
— В «Дворянском гнезде» жило одно начальство — рабочих здесь почти не было, поэтому их и звали дворянами, — добавила старожил Уралмаша Маргарита Важенина.
Один из домов более примечательный, может быть, из-за своего цвета — тёмно-зелёный стоквартирный дом. Пятиэтажное здание, в плане похожее на бумеранг, находится на углу улиц Банникова и Орджоникидзе, которая когда-то именовалась улицей Сталина. Высокие потолки под 3 метра и широкие пространства — главные отличительные черты внутренних помещений дома.
Тогда Пётр Оранский думал, что весь Уралмаш будет таким же, как комплекс «Дворянское гнездо», но от того плана района, который представляли себе архитекторы, реализовалось примерно 5–10%. Кстати, подъезды в этом доме мы включили в наш проект — «Элитные советские парадные».
Подходим к конструктивистскому зданию с бастионами — это так называемый «старый ДК», сегодня муниципальный Центр культуры «Орджоникидзевский» — он стоит по адресу бульвар Культуры, 3.
В 2013 году туда переехали студенты Екатеринбургской академии современного искусства, но сейчас не о них. На пороге ДК нас встречает Маргарита Важенина — старожил района и в прошлом работница завода Уралмаш, сейчас представитель клуба «Модница» при ДК (мы делали про него большой репортаж). Когда она была председателем совета при заводе, то предложила устроить кулинарную школу в голубом зале этого дома культуры.
— Мы приглашали поваров и кулинаров, приносили столы и плитки. Самовары у нас были. Каждый приходил с готовой продукцией, и мы варили. Запах был… — рассказывает Маргарита Важенина.
После окончания кулинарных курсов выдавали удостоверения, но не для хозяйки, которая прошла обучение, а для мужа, где говорилось, что его жена прошла школу кулинаров при женсовете Уралмаша в ДК, и с неё можно потребовать любое блюдо.
— В ДК приезжали известные артисты — Румянцева, Кобзон, а потом мы с артистами за столом собирались и чай пили. Помню, как Румянцева со сцены прибежала к нам и сказала: «Срочно коньяка». Рядом был 93-й магазин, и парни сбегали, она коньяку выпила, закусила — и опять на сцену. А у Кобзона парик слез прямо на сцене, — вспоминает Маргарита Григорьевна.
Мы решили не проходить мимо и зашли в ДК. Раньше дом культуры был на балансе завода, и когда-то в нём был музей. Там, например, рассказывали про известные шагающие экскаваторы. Эти машины-гиганты выпускает Уралмашзавод, а придумал их житель этого района, выдающийся инженер — Борис Сатовский.
— Есть байка, что идея конструкции механизма шагания Сатовскому пришла в голову, когда он шёл за человеком с двумя чемоданами, разной тяжести и формы, — рассказал Сергей Каменский.
Он жил в доме напротив, и там же живёт ещё один изобретатель — Виталий Нисковских — он создал криволинейные МНЛЗ — машины непрерывного литья заготовок. Такая машина высотой с пятиэтажный дом и длиной с футбольное поле, и по ней льётся сталь.
— 60–70% стали в мире льётся как раз по его технологии, — добавил Сергей Каменский.
— Здесь, в 218-м кабинете, начинал свою карьеру Владимир Мулявин — основатель вокально-инструментального ансамбля «Песняры». В 60-е годы, ещё до «Битлов», он ходил по бульвару Культуры с электрогитарой. Потом он уехал служить в Минск и там основал свою группу, а так — у нас могли бы быть «Песняры», — пояснил Сергей Каменский.
Сегодня ЦК, так сказать, ищет себя. В прошлом году по инициативе ЦК был запущен проект «Лето на бульваре». Возле Дома культуры устраивали конкурсы и игры для детей.
Бульвар Культуры своё название оправдал — здесь целых два дома культуры, один в начале, а второй в конце, во втором и раскрывается история легендарной ОПС «Уралмаш».
Пока мы находимся у старого ДК, и рядом с ним стоит стела, её установили к 50-летию завода в 1983 году. И, как любят у нас делать, не просто поставили стелу, а заложили туда капсулу времени, которую должны вскрыть в 2033 году. В закладке принимал участие Борис Ельцин, но история её странная: те, кто через несколько лет под фанфары и с торжественным видом вскроет капсулу, скорее всего, там ничего не обнаружат. Как рассказал директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский, при закладке очень торопились, и послание потомкам в будущее положили не в металлическую коробочку, и, когда пошли дожди, то вся бумага просто-напросто размокла. Капсулу уже вскрывали в 2010 году, и там ничего не было.
Историки не растерялись и предложили снять Алексею Федорченко фильм про это, правда, пока режиссёр ничего не ответил.
Директор нового ДК в 1980–2000-е годы (до которого мы скоро дойдём) Зиновий Абрамович Милявский помнит, как закладывали эту капсулу.
— Народищу было, жуткое дело, это был праздник. Да и вообще, жизнь была гораздо радостнее, — заметил Милявский.
Если встать лицом к стеле, в сторону улицы 40 лет Октября, то в первом доме, который стоит за ней с левой стороны, жил выпускник горного института и известный баскетболист Александр Кандель.
— Здесь жил великий баскетболист, с которым мне удалось быть знакомым и поиграть в одной команде, — рассказал Зиновий Милявский. — В горном институте была встреча выпускников и сборной института. Мы играли в баскетбол, я играл за институт, а против нас звёздная команда. Я помню, как подкрался к Канделю и мячик у него «цок», потом опять такой же момент, а он уже знал, а у него такая сила — богатырь настоящий. Я помню, как я от мяча отцепился и по касательной в стену влетел, потерял сознание, потом очнулся. Вот так мы и познакомились, — пояснил Милявский.
Зиновия Милявского на Уралмаше, наверное, знают все, и не только как экс-директора Дома культуры, да и он много кого знает.
— Мы с Сашкой Масляковым как-то ходили на Ильича, 2, смотреть, где он родился и жил. Мы с ним давно знакомы, ещё по «Алло, мы ищем таланты», — рассказал Зиновий Абрамович.
Раньше улица была проезжей, а потом в 1983-м к 50-летию завода из неё сделали пешеходный бульвар.
— Когда-то у меня была идея — сделать коммунистическую улицу между дворцами — улицу Культуры. Помню, что здесь во дворах играли оркестры на праздниках дворов, на дне улицы, это всё было в 80-х годах, — добавил Милявский.
В 20-м доме находится суд, он и раньше здесь был, говорят местные, но когда-то по этому адресу ещё находился и знаменитый магазин «Детский мир».
— «Детский мир» — это единственный магазин в 70–80-х, где можно было купить что-нибудь для детей, шикарный, — вспоминает Маргарита Важенина. — Раньше на улице стояли белые бараки, которые тянулись до леса.
Маргарита Григорьевна всю жизнь прожила на Уралмаше и очень любит свой район. Из детства она вспоминает почтальонку, которая разносила письма и похоронки в войну.
— Она всегда была очень грустная. И мы, дети, всегда смотрели, если она идёт по правой стороне, то, значит, она похоронку несёт в дом, который находится на этой стороне. А если нет похоронки, то она идёт посередине улицы, и мы этому очень радовались, мне тогда было лет шесть, — добавила Важенина.
Женщина вспоминает, как в мае 1945 года учительница отпустила их из школы домой пораньше.
— Я помню, как я бегу сказать родителям, что кончилась война, был сильный дождь. И я бегу домой и вижу, что почтальонка идёт по нашей стороне, значит, похоронка была кому-то в наши дома. А у папы младший брат добровольцем ушёл на фронт, он на кларнете играл, он ружья-то не держал. Я забежала домой и смотрю, у нас на круглом столе лежит кларнет, а все вокруг него стоят и плачут, это всё, что осталось от нашего дяди Коли.
Лицо почтальона Маргарита Григорьевна помнит до сих пор. А с портретом своего дяди пенсионерка шла в «Бессмертном полку» в Москве.
Едем дальше и пока двигаемся до следующей остановки, в экскурсионном автобусе звучит история местного рэпера МС Бандита, он же Алексей Бражников. Из автобусных колонок он рассказывает, как начинал свою карьеру на Уралмаше. А в своих песнях он поёт про бульвар Культуры, послушайте.
Сейчас МС Бандит записывает песни с более известным исполнителем в этом жанре, например, АК-47. Но в юности он работал диджеем в кинотеатре «Темп».
— Там отдыхало прям быдло-быдло. В первый день моей работы кому-то вилку под лопатку воткнули. Так-то вилок железных вообще в баре не было, пластиковая посуда, это кто-то со своей пришёл. А вообще я там был на коне, у меня прямо под диджейским столом красная кнопка была — нажимаешь, и ребята с охраны приходят, но нажимать не приходилось.
Исполнитель рассказал, что именно там и начал читать, сначала чужое, а потом и своё.
— Конечно, сейчас на Уралмаше уже нет такого, как в 90-е, но люди центровые и уралмашевские всё ещё отличаются. Здесь тебе дают понять, что с зелёными волосами ты не пройдёшь, ну, может, пройдёшь, но голову оторвут, а в центр хоть без трусов иди, — рассказал МС Бандит.
Но кинотеатр «Темп», который собираются сносить и строить здесь жилой комплекс, находится на улице 22-го Партсъезда, поэтому возвращаемся на бульвар Культуры.
— Уралмаш называют вторым Татарстаном, потому что здесь живёт очень много людей из Башкирии, — поясняет Сергей Каменский. — Там, где сейчас находится новый ДК, раньше проходили татарские дискотеки. Причём они считались вторыми по значимости в городе. Такие проходили в Зелёной Роще и здесь, причём здесь они считались безопаснее. Рассказывают, что дискотеки собирали очень много людей — несколько сотен человек.
Подъезжаем к новому ДК, его начали строить ещё в 1968-м, а закончили лишь в 1981-м. Зиновий Абрамович рассказывает, что несколько раз в месяц здесь проходили субботники, тогда за работу брались все, и даже первый председатель обкома Борис Ельцин.
— Когда в обычные дни на стройке приходилось ждать бетон, то здесь, когда бывал Ельцин, то уже машин пять за углом стояли готовые, чтобы сразу заменить.
Это здание было знаменитым уралмашевским долгостроем, но, как рассказывает Мелявский, всё изменилось, когда Ельцин стал начальником штаба. На новый ДК выделили 13,8 миллиона рублей (хотя источники утверждают, что на самом деле на стройку ушло около 20).
— У меня даже в трудовой книжке было написано — «начальник строительного комплекса ДК». Параллельно с этим строился жилой дом, который стоит по соседству с ДК. Это была стройка века. Ельцин — начальник штаба строительства, я один из девяти его заместителей, — добавил Милявский.
Экс-директору Дома культуры новая «СКБ Арена» пришлась не по душе. Кстати, до 2015 года арена носила название стадион «Уралмаш». На чемпионате мира по футболу в 2018 году на арене будут тренироваться сборные, которые будут выступать в Екатеринбурге.
— В 90-е годы у нового ДК было одно из мест концентрации уралмашевской ОПГ. Местные жители вспоминают про стоявшие шестисотые мерседесы, ресторан «Яшма», который был одним из главных приютов уралмашевских представителей ОПГ. Многие из них, кстати, и занимались в секциях при стадионе и рядом с ним — самбо, карате, бокс, — пояснил Сергей Каменский.
Но вот Зиновий Абрамович считает с точностью до наоборот: когда здесь поселились ОПСники, всё стало спокойнее. На первом этаже ДК был ресторан «Яшма», рядом был кабинет Константина Цыганова, Александра Хабарова и других небезызвестных личностей. Их имена прогремели на всю страну, а вот Милявский их немного по-отцовски называет Костя, Саша, Гриша.
— Почему я принял их во дворец? Одна из причин — это то, что на танцах во дворце чуть ли не костры жгли. Били стёкла, жуткое дело было, и никто не мог на это повлиять. И тут Костя пришёл ко мне и говорит: «Давайте мы у вас арендуем». Я им сдал в аренду, и сразу стало тихо, — объяснил Зиновий Милявский.
Сам Зиновий Абрамович известную аббревиатуру ОПС расшифровывает как общественно-политический союз Уралмаша, а себя он называет одним из членов правления, отвечающим за культуру, в шутку, конечно.
— Ко мне даже экскурсии водили по истории ОПС «Уралмаш». Помните, когда к нам на стадион Пугачёва приезжала? Это же они организовывали. Они могли договориться с кем угодно, — пояснил Милявский.
Зиновий Абрамович рассказал и про Гришу — создателя ОПГ Григория Цыганова, которого убили в 1991 году.
— Гриша был самбистом, и когда у нас во дворце проходили бои, в которых участвовал Гриша, то очередь за билетами тянулась такая, что мы выручку делали на полгода вперёд. А он ещё и побеждал всегда, — рассказал Зиновий Абрамович. — А когда у руля встал Костя, так на праздник День семьи приезжали такие же бригады, как в фильме «Крёстный отец», и привозили свои футбольные команды. Здесь было первенство Советского Союза, и здесь недельные футбольные турниры проходили.
Рядом с ДК стоит памятник Николаю Кузнецову. Работники спецслужб считают, что он мог бы стать невыдуманным Штирлицем. Кузнецов вырос в уралмашевском бараке, работал на заводе, а потом ушёл на войну. Кстати, мы рассказывали про него, когда гуляли по улице Кузнечной, он жил в одном из домов на этой улице.
Справа, где сейчас супермаркет «Монетка», раньше был молочный магазин, а на другой стороне бульвара — ресторан Ташкинова. В прошлом он был инженером Уралмаша, а сейчас это бизнесмен, который владеет сетью ресторанов.
В самом конце бульвара стоит памятник архитектуры Белая башня. Хотя, если быть честными, она стоит уже на улице Донбасской. Этой зимой мы побывали в легендарном месте и сделали для вас онлайн-экскурсию.
Маргарита Важенина рассказала, что за Белой башней когда-то люди искали золото, и самое интересное — находили.
— После работы все шли с лопатами и рыли там золото, — рассказала Маргарита Григорьевна.
Уралмаш — это необычный район, не зря его называют «город внутри города». Некоторые истории кажутся совершенно невероятными и больше похожи на байки, но нет, оказывается, всё было взаправду. Например, история о том, что первый уралмашевский трамвай популяризировали с помощью пива и воблы, вполне реальна.
— Сначала люди ходили на работу пешком, потом пустили одноколейный трамвай, и на разъездах он ждал встречный, скорость получалась небольшая, и люди всё равно ходили пешком. Тогда первый директор Уралмаша Банников распорядился в вагонах продавать пиво и воблу, — рассказал директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский.
На этом наша экскурсия закончилась, мы уезжаем из этого района (на трамвае, но сейчас там пиво и воблу уже не предлагают). В следующий раз (а это через вторник) мы отправимся на Сортировку — изучать улицу Техническую.
Если вы знаете про какие-то интересные места в городе, о которых мало кому известно, или у вас сохранились старинные фотографии города, то поделитесь с нами. Ждём ваших писем по адресу m.ignatova@corp.e1.ru.
Мы уже много где успели побывать, и, если вам интересно прочитать про улицу Мира, Горького, Машиностроителей, строящуюся улицу Татищева и другие, то кликайте вот сюда и читайте.
Видео: Максим БУТУСОВ / Е1.RU