На экскурсию по сталинскому Свердловску историка Татьяну Мосунову вдохновлили акварельные картины художника Бориса Семёнова, который запечатлел на них как раз Свердловск с 1940-х по 1980-е годы.
Маршрут проходит по центру города — улицам Малышева, Вайнера и Ленина, знакомым каждому, кто живёт или бывает в Екатеринбурге. Оказывается, и на эти изученные до последнего закоулка дворы можно посмотреть с другой точки зрения.
Например, на том месте, где сейчас возвышается храм «Большой Златоуст», в советское время несколько лет стоял памятник Сталину — один из пяти в городе. Гипсовые Сталин с Лениным сидели на скамейке и читали газету. Иосиф Виссарионович с газетой встречал екатеринбуржцев и у главного входа в ЦПКиО. Ещё один монумент был в парке Дворца пионеров, и один — на площади 1905 года (о том, какие ещё монументы там были в разное время, мы рассказывали подробно).
Улиц имени Сталина в городе было целых четыре. Это современные Мира во Втузгородке, проспект Орджоникидзе на Уралмаше, Рощинская улица на Уктусе и улица Димитрова на Химмаше.
— Эти улицы были на окраинах, в небольших посёлках, которые постепенно вошли в состав Свердловска, — пояснила Татьяна Мосунова. — Конечно, невозможно представить, чтобы переименовали улицу Сталина, если она уже так названа. Поэтому их стало четыре в одном городе.
Одно из зданий сталинской эпохи и архитектуры хорошо знакомо и жителям современного Екатеринбурга — это небольшой полукруглый дом на улице Малышева. Сейчас в нём базируется ДОСААФ, а изначально это был один из корпусов Дома обороны, который должен был развернуться в квартале улиц Малышева — Воеводина — 8 Марта и проспекта Ленина. Весь комплекс построить так и не удалось, но домик с самолётом на крыше быстро стал одной из достопримечательностей Свердловска, а потом и Екатеринбурга. Подробнее об этом здании мы уже рассказывали.
Дом контор — тоже здание сталинских времён. С ним связана одна из самых крупных трагедий Свердловска. В 1974 году на 4-м этаже случился страшный пожар — говорят, что один из рабочих, который ремонтировал здание, вопреки технике безопасности закурил на рабочем месте. Спасаясь от огня, люди выпрыгивали из окон. В итоге восемь человек погибли, а ещё 16 получили тяжёлые травмы, вспоминает экскурсовод.
Рядом с «Рубином» в советское время была толкучка, где продавали всё подряд — в основном, старую одежду.
Здание Сбербанка на Малышева тоже построено во времена Сталина. Об этом говорят даже балконы 30-х годов, именно довоенной архитектуре было свойственно такое воздушное плетение у решёток. Да и внутри там довольно атмосферно — старинные люстры, памятник Ленину, колонны, высокие потолки и большие пространства.
Одно из знаковых для сталинского Свердловска зданий расположено на улице Вайнера. Это пятый дом Горсовета. Здесь находился жилой дом, нижние этажи которого были изначально приспособлены под магазины. В 1934 году здесь открыли Гастроном № 1, специально для которого наняли 113 работников — невиданные масштабы по меркам того времени.
— В гастрономе было очень красиво — зеркальные стены, по центру зала стоял фонтан, но и цены были соответствующие, — говорит Татьяна Мосунова. — Здесь покупали колбасу, яйца, сахар. В деревнях сахар был практически твёрдой валютой — его было очень сложно достать, поэтому городские жители отправляли его в посылках родственникам в деревни. Сам пятый дом Горсовета называли «клоповник» — он был очень густо заселён, жители не очень тщательно следили за его состоянием.
Невозможно, гуляя по сталинскому Свердловску, обойти вниманием здание администрации города. До революции здесь располагался двухэтажный Гостиный двор, а потом — отделы областного краеведческого музея. Большая стройка началась в 1930 году, а закончилась только через 17 лет. За это время здание на Ленина стало одним из самых высоких в городе, несмотря на то, что было всего лишь пятиэтажным. Сюда переехал Свердловский Горсовет, располагались магазины и столовая — одна из тех, которые были популярны в Советском Союзе.
У стен Горсовета проходили парады, набирающие популярность. Свердловчане показывали свою спортивную форму, выстраиваясь в живые пирамиды и демонстрируя различные акробатические трюки.
Один из главных символов эпохи — «Девушка с веслом» — стоял на Плотинке. С этой скульптурой связана интересная история. Первую «Девушку с веслом» сделал свердловский архитектор Иван Шадр, и только после него эти скульптуры получили повсеместное распространение. Однако 12-метровая девушка Шадра не всем пришлась по душе. Она была длинноногая, абсолютно голая и, что больше всего возмущало критиков, излишне сексуальная. Её планировалось установить в московском парке Горького, но сделать этого скульптору не дали. Пришлось отдать её в Луганск — единственный из городов, который согласился принять у себя эротичный памятник. Там её разрушил снаряд в 1941 году.
В парке Горького в итоге появилась другая девушка — более приземистая, с короткими, но мощными ногами, фигура которой была скрыта под шортами и майкой. С тех пор девушки с вёслами стали появляться по всему Советскому Союзу — в том числе и в Свердловске. Наша стояла на Плотинке. Правда, она была сделана по макету не Ивана Шадра, а другого скульптора — Ромуальда Иодко.
Не обошли мы вниманием и здание УрФУ на Ленина — бывший главный корпус УрГУ. Раньше в нём размещался Уральский Совнархоз, а студентам большое здание с колоннами передали только в 1965 году.
— Сталинские времена повлияли на УрГУ — некоторое время университет был закрыт, так как большая часть профессуры была арестована, — рассказывает Татьяна Мосунова. — Так из-за Сталина мы чуть не лишились высшей школы.
Сам Сталин в нашем городе ни разу не был. Да это, наверное, и к лучшему — и так многие уральцы погибли во время репрессий. Однако символами его эпохи был пропитан весь Свердловск. Отголоски находятся до сих пор, если присмотреться как следует.