На "Иннопроме", который начнётся уже в конце этой недели, представят стратегию пространственного развития Екатеринбурга на период до 2030 года. Мы решили, не дожидаясь выставки, полистать проект документа.
– Главная стратегическая цель пространственного развития города Екатеринбурга заключается в обеспечении устойчивого и сбалансированного развития городского пространства в целях повышения качества жизни горожан, – указано в документе.
Проект документа на 36 страниц можно посмотреть здесь, а мы кратко расскажем, про что же там речь. Спойлер: главная цель – "повышение качества жизни горожан", согласитесь, звучит хорошо.
Основная тенденция развития Екатеринбурга – это освоение и застройка отдалённых периферийных территорий, а это не очень хорошо, отсюда вытекает ряд проблем, и их у нас, как оказалось, "мама не горюй": постоянные пробки, низкая пропускная способность, ветхие и аварийные дома, "низкий уровень содержания и развития общественных пространств, придомовых (дворовых) территорий; утрата исторически сформированного облика города".
В основных принципах стратегии значится: повышение разнообразия выбора типов жилья, работы и видов досуга в пределах одного района.
Весьма актуальным является пункт, где сказано, что городское пространство должно использоваться эффективно, рационально и бережливо (компактное развитие города). В проекте прописано, что строительство на свободных территориях нужно ограничить, а зелёные зоны города сохранить, в том числе и от застройки.
В плане говорится и о сохранении ландшафтов, и о развитии комфортабельного общественного транспорта.
"Формирование интегрированной, мультимодальной транспортной системы. Повышение качества общественного транспорта и уровня мобильности населения", – поясняется в проекте документа.
Отдельным пунктом прописано, как сделать город своеобразным и узнаваемым.
"Развитие идентичности Екатеринбурга за счёт сохранения и ревитализации объектов культурного наследия, создания выразительной новой архитектуры и системы пространственных ориентиров. Согласованность новой застройки с существующей городской средой. Уникальность районов Екатеринбурга", – говорится в документе.
Сильными сторонами нашего города, если верить этому документу, является наличие транспортно-логистической инфраструктуры, высокая плотность улично-дорожной сети в центре города. Ещё из плюсов можно отметить высокую плотность линий общественного транспорта в центре, компактную структуру города, наличие природного ландшафта, зелёных территорий и водных объектов, а ещё стилевое многообразие и локальную специфику архитектурно- художественного облика города.
В "возможностях города" указано развитие сети высокоэффективного общественного транспорта (метро, трамвай), развитие системы транспортно-пересадочных узлов и многое другое (возможностей у нас пока что больше, чем сильных сторон).
"Основной ценностью Екатеринбурга, в том числе по результатам опроса населения, является исторически сложившаяся компактная планировочная структура города. Поэтому стратегический вектор развития в первую очередь должен быть направлен на развитие компактной городской структуры", – говорится в стратегии.
Особое и, наверное, большее внимание уделяется как раз улицам и движению транспорта.
"По данным опроса населения Екатеринбурга, основными проблемами города являются неудовлетворительное транспортное обслуживание и низкое качество среды проживания", – поясняется в документе.
Градостроители считают, что необходимо установить границы развития застроенных и потенциально возможных для застройки территорий. На этом градсовете обговорят и то, где можно будет строить высотные дома.
"Планировать размещение высотных зданий на территориях, где необходимость использования индивидуального автотранспорта является минимальной; в качестве таких территорий следует рассматривать центральные части города с высокой плотностью маршрутов общественного транспорта, хорошей пешеходной доступностью и наличием транспортно-пересадочных узлов", – написано в проекте.
Интересно, что существует ещё и другой вариант, где высотки будут как маркер и помогут ориентироваться в городе.
"При этом следует учитывать, что ориентиров не должно быть много, их избыточное количество приводит к дезориентации в пространстве; помимо этого, высотная застройка должна быть встроена в социально-культурную ткань города. Высотные здания целесообразнее размещать в сложившейся активной городской среде, где реализуются различные социальные функции", – говорится в документе.
Для того, чтобы реализовать всё, что написано в этом документе, градостроителям и властям придётся сделать ещё несколько шагов, например, сформировать бюджет города в соответствии с приоритетами этой стратегии и пройти общественную экспертизу этого проекта.