Город эксперимент 20 километров за 12 часов: сплавляемся по Исети от ВИЗа до Химмаша на катамаранах

20 километров за 12 часов: сплавляемся по Исети от ВИЗа до Химмаша на катамаранах

Мы прошли весь путь на вёслах и привезли красочный мокрый фоторепортаж

По пути пришлось преодолеть несколько препятствий | www.e1.ruПо пути пришлось преодолеть несколько препятствий | www.e1.ru
По пути пришлось преодолеть несколько препятствий

Обгоревшие руки и лицо, насквозь мокрые вещи в рюкзаке, полная голова новых сведений об истории Екатеринбурга — всё, что осталось после сплава по Исети на катамаранах вместе с историками, спортсменами-водниками и журналистами. Необычная экспедиция проходила с 8 утра и до 8 вечера. За 12 часов мы преодолели 20 километров по местами бурным, а местами спокойным водам главной городской реки от её устья на Верх-Исетском пруду до Нижне-Исетского пруда на Химмаше. Как и зачем это было — сейчас попробуем объяснить.

Стартуем в 8 утра на Визовском водохранилище. На моторном судне проходим от одного его края до другого — до устья Исети. Гидом в этой части выступает директор яхт-клуба «Коматек» и президент Свердловской федерации парусного спорта Юрий Крюченков. Он за годы работы здесь исходил пруд вдоль и поперёк — и на яхтах, и на моторках — и знает каждый подводный камень, островок и все здания на берегу.

— Здесь — база ГИМС (государственная инспекция по маломерным судам. — Прим. ред.), здесь — яхты отряда «Каравелла», это — полуостров Баран, а там — старая заводская плотина, — рассказывает на ходу Крюченков, перебивая шум мотора. — А устье Исети похоже на пролив Босфор — вход в него точно так же сложно заметить с воды.

Юрий Крюченков рассказывает всё, что ему известно об истории и современности Верх-Исетского пруда.Юрий Крюченков рассказывает всё, что ему известно об истории и современности Верх-Исетского пруда.
Юрий Крюченков рассказывает всё, что ему известно об истории и современности Верх-Исетского пруда.

Неспешная двухчасовая прогулка по пруду сменяется стремительным приключением — пересаживаемся на катамараны уже в районе улицы Крылова, после плотины пруда. «Каты», как их коротко называют спортсмены, собрали по своим чертежам Сергей Горшков и Олег Лаптев. В каждом экипаже опытный командир-водник.

У нас — как раз Олег с многолетним опытом самых невероятных походов, вплоть до экспедиции по рекам и морям на катамаранах собственного производства от Екатеринбурга до — сложно поверить, но это так — испанской Барселоны (эту феерическую историю можно прочитать в нашем интервью). Работаем вёслами и стараемся держать курс под его рассказы об океанских штормах, приключениях в Греции и Италии, проблемах с полицией и перестройке.

Старт экспедиции на катамаранах в районе улицы Крылова.Старт экспедиции на катамаранах в районе улицы Крылова.
Старт экспедиции на катамаранах в районе улицы Крылова.

Попутно историки, которые есть в каждом экипаже, рассказывают о том, что было на тех местах, мимо которых мы проходим, какие реки впадают в Исеть и для чего использовали воду из неё в прошлом веке. Впрочем, и для них этот город с этого ракурса выглядит по-новому.

Сотрудники Музея истории Екатеринбурга решили не только на собственном примере доказать, что Исеть — вполне себе судоходная река, но заодно и снять большую и подробную панораму её берегов. Для этого в экспедицию пригласили фотографа и художника, которые старательно фиксируют всё вокруг. У случайных прохожих, попавших в объектив фотоаппарата, теперь есть шанс попасть в историю. Вообще этот сплав — часть большой программы о воде, которую задумали в музее. В неё входят лекции, дискуссии, выставка «Вода и город. История начистоту», пленеры и подобные «водные» акции.

С воды Екатеринбург выглядит по-другому.С воды Екатеринбург выглядит по-другому.
С воды Екатеринбург выглядит по-другому.

Самый большой вопрос, который мучил всех с самого старта, — как пересекать Плотинку. Нет, нырять в водоворот не пришлось — перенесли катамараны на руках по суше и снова спустились в них уже около светомузыкальных фонтанов. Сразу за ними первое препятствие — низкий мост возле Музея ИЗО. Чтобы пройти под ним, приходится ложиться плашмя на катамаран, и даже тогда железная конструкция проплывает буквально в десяти сантиметрах от лица — довольно жуткие секунды.

Катамаран легко могут перенести четыре человека.Катамаран легко могут перенести четыре человека.
Катамаран легко могут перенести четыре человека.

А вот после моста по улице Малышева — первый из нескольких встреченных на пути порогов. Разгоняемся и спрыгиваем с метровой высоты вместе с потоком воды. Она тут же заливает всё, что находится на катамаране. С этого момента сухими мы уже не будем вплоть до самого финиша — впереди его нескольких таких прыжков, наклонённые над водой ветки деревьев, которые ещё называют «расчёски», металлические трубы, перегородившие русло, каменистые берега, к которым не так-то просто причалить.

Каменистые берега, металлические трубы и «расчёски» из веток — немногие трудности на пути.Каменистые берега, металлические трубы и «расчёски» из веток — немногие трудности на пути.
Каменистые берега, металлические трубы и «расчёски» из веток — немногие трудности на пути.

Опытные водники рассказывают, что пройти по Исети на каком-нибудь судне можно лишь после больших дождей или весной, когда она разливается. Да и то иногда мы шоркаем по дну брезентовыми баллонами. В другое время реку можно назвать судоходной с большой натяжкой, пройти по ней можно разве что пешком.

На финише подсчитываем, за сколько времени можно добраться от Химмаша до центра по воде на моторке. «Можно водное такси открыть, — шутит моторист. — Будет популярно, когда все в пробках стоят!» Ещё пара дождливых недель на Урале, и такой бизнес-план станет вполне реальным.

Гладь Нижне-Исетского пруда.Гладь Нижне-Исетского пруда.
Гладь Нижне-Исетского пруда.
Процессия из катамаранов в районе цирка.Процессия из катамаранов в районе цирка.
Процессия из катамаранов в районе цирка.
Водовороты под мостом после ЦПКиО.Водовороты под мостом после ЦПКиО.
Водовороты под мостом после ЦПКиО.
Целый катамаранный поезд, привязанный к моторке, когда силы уже на исходе.Целый катамаранный поезд, привязанный к моторке, когда силы уже на исходе.
Целый катамаранный поезд, привязанный к моторке, когда силы уже на исходе.
Ветвистые берега Исети доставляют немало хлопот.Ветвистые берега Исети доставляют немало хлопот.
Ветвистые берега Исети доставляют немало хлопот.
За безопасностью пристально следит спасатель на моторке.За безопасностью пристально следит спасатель на моторке.
За безопасностью пристально следит спасатель на моторке.
Освежающий душ из фонтанов на Плотинке.Освежающий душ из фонтанов на Плотинке.
Освежающий душ из фонтанов на Плотинке.
А вот гребля против бурного течения оказалась непосильной задачей для новичков.А вот гребля против бурного течения оказалась непосильной задачей для новичков.
А вот гребля против бурного течения оказалась непосильной задачей для новичков.
В разобранном состоянии катамаран помещается в пару больших сумок.В разобранном состоянии катамаран помещается в пару больших сумок.
В разобранном состоянии катамаран помещается в пару больших сумок.
Фото: Алексей РАГОЗИН

Видео: Максим БУТУСОВ / E1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления