![20 километров за 12 часов: сплавляемся по Исети от ВИЗа до Химмаша на катамаранах По пути пришлось преодолеть несколько препятствий | www.e1.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/7f/8f/5f/7f8f5f781b43bed415186d23b4db6c1f/656x438_1_ff0f0f7970a35aca5fe98f9d93f8c28b@1200x800_0xKWe5vwmO_4209883386243404471.jpg.webp)
Обгоревшие руки и лицо, насквозь мокрые вещи в рюкзаке, полная голова новых сведений об истории Екатеринбурга — всё, что осталось после сплава по Исети на катамаранах вместе с историками, спортсменами-водниками и журналистами. Необычная экспедиция проходила с 8 утра и до 8 вечера. За 12 часов мы преодолели 20 километров по местами бурным, а местами спокойным водам главной городской реки от её устья на Верх-Исетском пруду до Нижне-Исетского пруда на Химмаше. Как и зачем это было — сейчас попробуем объяснить.
Стартуем в 8 утра на Визовском водохранилище. На моторном судне проходим от одного его края до другого — до устья Исети. Гидом в этой части выступает директор яхт-клуба «Коматек» и президент Свердловской федерации парусного спорта Юрий Крюченков. Он за годы работы здесь исходил пруд вдоль и поперёк — и на яхтах, и на моторках — и знает каждый подводный камень, островок и все здания на берегу.
— Здесь — база ГИМС (государственная инспекция по маломерным судам. — Прим. ред.), здесь — яхты отряда «Каравелла», это — полуостров Баран, а там — старая заводская плотина, — рассказывает на ходу Крюченков, перебивая шум мотора. — А устье Исети похоже на пролив Босфор — вход в него точно так же сложно заметить с воды.
![Юрий Крюченков рассказывает всё, что ему известно об истории и современности Верх-Исетского пруда.](https://n1s1.hsmedia.ru/44/12/f4/4412f46e0b00d7cd5452c83a701cfe3e/656x438_1_6acbaeff727d07f36651fd10ed3087d5@1200x800_0xHJPHUYhp_7078929890279421253.jpg.webp)
Неспешная двухчасовая прогулка по пруду сменяется стремительным приключением — пересаживаемся на катамараны уже в районе улицы Крылова, после плотины пруда. «Каты», как их коротко называют спортсмены, собрали по своим чертежам Сергей Горшков и Олег Лаптев. В каждом экипаже опытный командир-водник.
У нас — как раз Олег с многолетним опытом самых невероятных походов, вплоть до экспедиции по рекам и морям на катамаранах собственного производства от Екатеринбурга до — сложно поверить, но это так — испанской Барселоны (эту феерическую историю можно прочитать в нашем интервью). Работаем вёслами и стараемся держать курс под его рассказы об океанских штормах, приключениях в Греции и Италии, проблемах с полицией и перестройке.
![Старт экспедиции на катамаранах в районе улицы Крылова.](https://n1s1.hsmedia.ru/75/36/3b/75363b34ae4ddcaa173aec0fd0c55621/656x438_1_64dbcbaaea01745304f149436e80f925@1200x800_0xpfTgxwFs_9953562637536577959.jpg.webp)
Попутно историки, которые есть в каждом экипаже, рассказывают о том, что было на тех местах, мимо которых мы проходим, какие реки впадают в Исеть и для чего использовали воду из неё в прошлом веке. Впрочем, и для них этот город с этого ракурса выглядит по-новому.
Сотрудники Музея истории Екатеринбурга решили не только на собственном примере доказать, что Исеть — вполне себе судоходная река, но заодно и снять большую и подробную панораму её берегов. Для этого в экспедицию пригласили фотографа и художника, которые старательно фиксируют всё вокруг. У случайных прохожих, попавших в объектив фотоаппарата, теперь есть шанс попасть в историю. Вообще этот сплав — часть большой программы о воде, которую задумали в музее. В неё входят лекции, дискуссии, выставка «Вода и город. История начистоту», пленеры и подобные «водные» акции.
![С воды Екатеринбург выглядит по-другому.](https://n1s1.hsmedia.ru/77/e1/67/77e1674cc99f0195c743ba8f0e04a7b2/656x438_1_6b4f639685c1cda2f4e37aabc223a947@1200x800_0xdGEXzh2l_7114792542909172367.jpg.webp)
Самый большой вопрос, который мучил всех с самого старта, — как пересекать Плотинку. Нет, нырять в водоворот не пришлось — перенесли катамараны на руках по суше и снова спустились в них уже около светомузыкальных фонтанов. Сразу за ними первое препятствие — низкий мост возле Музея ИЗО. Чтобы пройти под ним, приходится ложиться плашмя на катамаран, и даже тогда железная конструкция проплывает буквально в десяти сантиметрах от лица — довольно жуткие секунды.
![Катамаран легко могут перенести четыре человека.](https://n1s1.hsmedia.ru/5f/09/58/5f095810e84355df72dab1e1cebcd7cd/656x438_1_504589aa3a6e08266a62b59f7b4ab2b0@1200x800_0x7sMCN9CN_5592914094334439171.jpg.webp)
А вот после моста по улице Малышева — первый из нескольких встреченных на пути порогов. Разгоняемся и спрыгиваем с метровой высоты вместе с потоком воды. Она тут же заливает всё, что находится на катамаране. С этого момента сухими мы уже не будем вплоть до самого финиша — впереди его нескольких таких прыжков, наклонённые над водой ветки деревьев, которые ещё называют «расчёски», металлические трубы, перегородившие русло, каменистые берега, к которым не так-то просто причалить.
![Каменистые берега, металлические трубы и «расчёски» из веток — немногие трудности на пути.](https://n1s1.hsmedia.ru/fb/a8/bb/fba8bb41c4949d8bd087daaaf91b1c1a/656x438_1_bf42943746837b85bad3fcfaad393422@1200x800_0x0aRa8jxu_7905009501253437963.jpg.webp)
Опытные водники рассказывают, что пройти по Исети на каком-нибудь судне можно лишь после больших дождей или весной, когда она разливается. Да и то иногда мы шоркаем по дну брезентовыми баллонами. В другое время реку можно назвать судоходной с большой натяжкой, пройти по ней можно разве что пешком.
На финише подсчитываем, за сколько времени можно добраться от Химмаша до центра по воде на моторке. «Можно водное такси открыть, — шутит моторист. — Будет популярно, когда все в пробках стоят!» Ещё пара дождливых недель на Урале, и такой бизнес-план станет вполне реальным.
![Гладь Нижне-Исетского пруда.](https://n1s1.hsmedia.ru/a8/98/a8/a898a8fd9df88c3e1fc5ce8b86babc70/656x438_1_533b33c2493b7c0bbc5c66da7a7a177f@1200x800_0xNTwiksyv_8951549601081003678.jpg.webp)
![Процессия из катамаранов в районе цирка.](https://n1s1.hsmedia.ru/a0/74/e3/a074e3c04b89a6eb0514e5c6d9a3012d/656x438_1_76f9a7f9c3aa5d943446c8484b38cf06@1200x800_0xT8MVIP07_5349135686899691330.jpg.webp)
![Водовороты под мостом после ЦПКиО.](https://n1s1.hsmedia.ru/3b/1d/fc/3b1dfc9607f95e84b9e5311801b353af/656x438_1_91c5a130c14101df1e096ab6f3907cf1@1200x800_0xfX6c7DkC_4678045070003638403.jpg.webp)
![Целый катамаранный поезд, привязанный к моторке, когда силы уже на исходе.](https://n1s1.hsmedia.ru/a7/86/f3/a786f338e73a1bc344c2596efda96c68/656x438_1_92ec4151c6bae730cbe873430382df46@1200x800_0xhIvN0uAE_6801739420811058080.jpg.webp)
![Ветвистые берега Исети доставляют немало хлопот.](https://n1s1.hsmedia.ru/e0/8c/53/e08c537627c95db0ec2f3c665aa3a3bc/656x438_1_6c5d2f53f25db2a7e7e4187ca7a7151d@1200x800_0xwyMr0Zrx_4636644232302741207.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bb/53/0b/bb530b4f28a99d5bca759d618c77152e/656x438_1_66127484dc834d2fbe9f72f0b1fee11a@1200x800_0xHkUrsP8c_8563579132360280903.jpg.webp)
![За безопасностью пристально следит спасатель на моторке.](https://n1s1.hsmedia.ru/ac/64/5a/ac645ac66a24867908581a7903ec5059/656x438_1_4dff849938fd8a0d537b362fe77c6a8a@1200x800_0x9Yfh4GAa_3979129392034923728.jpg.webp)
![Освежающий душ из фонтанов на Плотинке.](https://n1s1.hsmedia.ru/19/9d/44/199d4423f48104d718ef4cd44621d69f/656x438_1_3f553aed600d315823d73c2e679a02f5@1200x800_0xI4KKCMHW_8704433436797617762.jpg.webp)
![А вот гребля против бурного течения оказалась непосильной задачей для новичков.](https://n1s1.hsmedia.ru/09/a9/2b/09a92b65c41ee09fc58ec38c1e2a45b4/656x438_1_119a56a9938951ce7f5f111c2d75af20@1200x800_0x1l0h4FK8_2077485060396230160.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1d/d4/d4/1dd4d4d4899491470a7c2d82710ebd36/656x438_1_d7400cdb470f769d1d8f5a3b767010de@1200x800_0xOH3oxXOw_5985363144173416955.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a3/4a/da/a34ada0aed2b5b254afec20eba7f9f11/656x438_1_2f8d6b4b370d095ea25cf80b7ac1d88b@1200x800_0x09HttrM1_8481570055339250981.jpg.webp)
![В разобранном состоянии катамаран помещается в пару больших сумок.](https://n1s1.hsmedia.ru/e8/8c/76/e88c768c6aca8ed3d64bc4e3e6817351/656x438_1_d03c09b6e30ef01071556558195c8c5d@1200x800_0xMrxNKuzU_0733061566104778002.jpg.webp)
Видео: Максим БУТУСОВ / E1.RU