Обгоревшие руки и лицо, насквозь мокрые вещи в рюкзаке, полная голова новых сведений об истории Екатеринбурга — всё, что осталось после сплава по Исети на катамаранах вместе с историками, спортсменами-водниками и журналистами. Необычная экспедиция проходила с 8 утра и до 8 вечера. За 12 часов мы преодолели 20 километров по местами бурным, а местами спокойным водам главной городской реки от её устья на Верх-Исетском пруду до Нижне-Исетского пруда на Химмаше. Как и зачем это было — сейчас попробуем объяснить.
Стартуем в 8 утра на Визовском водохранилище. На моторном судне проходим от одного его края до другого — до устья Исети. Гидом в этой части выступает директор яхт-клуба «Коматек» и президент Свердловской федерации парусного спорта Юрий Крюченков. Он за годы работы здесь исходил пруд вдоль и поперёк — и на яхтах, и на моторках — и знает каждый подводный камень, островок и все здания на берегу.
— Здесь — база ГИМС (государственная инспекция по маломерным судам. — Прим. ред.), здесь — яхты отряда «Каравелла», это — полуостров Баран, а там — старая заводская плотина, — рассказывает на ходу Крюченков, перебивая шум мотора. — А устье Исети похоже на пролив Босфор — вход в него точно так же сложно заметить с воды.
Неспешная двухчасовая прогулка по пруду сменяется стремительным приключением — пересаживаемся на катамараны уже в районе улицы Крылова, после плотины пруда. «Каты», как их коротко называют спортсмены, собрали по своим чертежам Сергей Горшков и Олег Лаптев. В каждом экипаже опытный командир-водник.
У нас — как раз Олег с многолетним опытом самых невероятных походов, вплоть до экспедиции по рекам и морям на катамаранах собственного производства от Екатеринбурга до — сложно поверить, но это так — испанской Барселоны (эту феерическую историю можно прочитать в нашем интервью). Работаем вёслами и стараемся держать курс под его рассказы об океанских штормах, приключениях в Греции и Италии, проблемах с полицией и перестройке.
Попутно историки, которые есть в каждом экипаже, рассказывают о том, что было на тех местах, мимо которых мы проходим, какие реки впадают в Исеть и для чего использовали воду из неё в прошлом веке. Впрочем, и для них этот город с этого ракурса выглядит по-новому.
Сотрудники Музея истории Екатеринбурга решили не только на собственном примере доказать, что Исеть — вполне себе судоходная река, но заодно и снять большую и подробную панораму её берегов. Для этого в экспедицию пригласили фотографа и художника, которые старательно фиксируют всё вокруг. У случайных прохожих, попавших в объектив фотоаппарата, теперь есть шанс попасть в историю. Вообще этот сплав — часть большой программы о воде, которую задумали в музее. В неё входят лекции, дискуссии, выставка «Вода и город. История начистоту», пленеры и подобные «водные» акции.
Самый большой вопрос, который мучил всех с самого старта, — как пересекать Плотинку. Нет, нырять в водоворот не пришлось — перенесли катамараны на руках по суше и снова спустились в них уже около светомузыкальных фонтанов. Сразу за ними первое препятствие — низкий мост возле Музея ИЗО. Чтобы пройти под ним, приходится ложиться плашмя на катамаран, и даже тогда железная конструкция проплывает буквально в десяти сантиметрах от лица — довольно жуткие секунды.
А вот после моста по улице Малышева — первый из нескольких встреченных на пути порогов. Разгоняемся и спрыгиваем с метровой высоты вместе с потоком воды. Она тут же заливает всё, что находится на катамаране. С этого момента сухими мы уже не будем вплоть до самого финиша — впереди его нескольких таких прыжков, наклонённые над водой ветки деревьев, которые ещё называют «расчёски», металлические трубы, перегородившие русло, каменистые берега, к которым не так-то просто причалить.
Опытные водники рассказывают, что пройти по Исети на каком-нибудь судне можно лишь после больших дождей или весной, когда она разливается. Да и то иногда мы шоркаем по дну брезентовыми баллонами. В другое время реку можно назвать судоходной с большой натяжкой, пройти по ней можно разве что пешком.
На финише подсчитываем, за сколько времени можно добраться от Химмаша до центра по воде на моторке. «Можно водное такси открыть, — шутит моторист. — Будет популярно, когда все в пробках стоят!» Ещё пара дождливых недель на Урале, и такой бизнес-план станет вполне реальным.
Видео: Максим БУТУСОВ / E1.RU