«Какое блаженство — за три недели я впервые принял ванну», — писал в своём дневнике Николай II. Такое впечатление о доме, где ему и его семье было суждено погибнуть, было у царя, когда он только приехал в Екатеринбург и поселился в особняке инженера Ипатьева.
По нынешним меркам дом инженера Ипатьева казался бы обычным «старинным домом», а тогда это было жильё вполне обеспеченного человека.
— В то время у нас не было водопровода и канализации в городе, а здесь было это всё автономное. И Николай писал об этом в своём дневнике, — пояснил E1.RU заведующий отделом истории династии Романовых областного краеведческого музея Николай Неуймин.
Сейчас непонятно, что было бы с домом Ипатьева, если бы он уцелел и не превратился в горы камней и щепок. Водили бы туда экскурсии? Оставили бы там музей? Показывали бы на него пальцем иностранцы, которые приезжали посмотреть именно на этот дом? Или обходили это место стороной? История сложилась так, что сорок лет назад дом, где расстреляли Николая II вместе с семьёй, снесли, а вместо него поставили огромный храм.
В школе об этом рассказывали, в университете что-то говорили — и опять про расстрел царской семьи, скажете вы, но мы решили собрать интересные факты, вдруг вы чего-то и не знаете.
Логично идти на место, где стоял дом, и мы там ещё побываем, но сначала идём в краеведческий музей. Там, на пятом этаже, находится большой зал Романовых.
Кто такой Ипатьев и куда он делся?
— Ипатьев окончил кадетский корпус, военное училище и военную академию. Служил в железнодорожном батальоне, специализировался на строительстве. Вышел в отставку в 1908 году и купил здесь дом, хотя сам он был москвичом. Это место он выбрал потому, что в это время на Урале как раз шло бурное развитие железной дороги, — пояснил Николай Неуймин.
Перед тем как царская семья въехала в этот дом, самого инженера Николая Ипатьева большевики оттуда выгнали, вместе с семьёй царя он, конечно, не жил.
— Большевики предложили ему в течение суток покинуть дом. То есть они у него изъяли этот дом в апреле 1918 года. Они поставили ультиматум: если вы этого не сделаете добровольно, то мы сделаем это насильно. Ипатьев подчинился власти, и, после того как он ушёл, дом опечатали, а ключи у него забрали. А когда семью [царя] расстреляли, то ему сообщили, что в дом можно возвращаться, — пояснил Николай Неуймин.
И инженер вернулся. Это было примерно за пять дней до того, как «белые» зашли в город. А когда Колчак стал верховным правителем России (это была временная должность, и Колчак был единственным, кто её занимал), дом решили выкупить в государственную собственность. Ипатьеву даже заплатили небольшую сумму, но это было накануне краха, поэтому до конца правительство Колчака не расплатилось.
В дом Ипатьева царь вместе с семьёй, как известно, приехал из Тобольска.
— Вопрос перевода из Тобольска в Екатеринбург курировал председатель ВЦИК Яков Свердлов, и он так и написал в письме: «На ваше усмотрение, либо разместите в тюрьме, либо подготовьте отдельный особняк, главное удобство — это охрана и чтобы не было связи».
Но тюрьма была переполнена, поэтому стали подыскивать подходящий дом. Вариантов, где разместить царскую семью, было несколько. Рассматривали, например, дом архитектора Малахова — тогда он назывался дом врача Архипова — на улице Луначарского, но тогда это была окраина города, и этот вариант отбросили. А дом инженера Николая Ипатьева подошёл.
Историки приводят интересный факт, а точнее, даже мистический — фамилия бывшего хозяина дома созвучна с монастырем, который сыграл немаловажную роль в жизни первого царя.
— Заметьте, что есть Ипатьевский дом и Ипатьевский монастырь — связи между ними нет. Ипатьевский монастырь назван в честь святого Ипатия, он находится в Костромской губернии, и именно там 16-летний первый царь из династии Романовых Михаил Фёдорович вместе со своей матушкой скрывались от польско-шведского нашествия. А последний царь погиб вместе со своей семьёй в доме инженера Ипатьева.
Как попасть в этот дом сейчас?
Историки воссоздали дом Ипатьева — сделали 3D-модель: шесть комнат, где проживала свои последние дни семья и их надзиратели. Постукивая каблуками (именно такой звук вы слышите, когда идёте по дому), можно пройтись по всем комнатам, они показаны в том виде, в каком они были, когда здесь жила царская семья.
— В 1768 году по просьбе жителей Мельковской слободы здесь был поставлен деревянный храм — Храм Вознесения Господня, потом он был разобран и перенесён на Нижнеисетский завод.
— Обратите внимание на балясины парадной лестницы, когда в 1977-м директор музея узнал, что дом будут сносить, он дал команду спасать всё, что можно.
В зале царствования Романовых хранятся вещи и предметы интерьера, которые когда-то находились в доме Ипатьева. Один из самых ценных экспонатов — камин из гостиной дома.
— Об этом камине неоднократно упоминает Николай II в своём дневнике. Он был курильщиком, но им было запрещено открывать форточки. Когда Николай спрашивал, почему нельзя открыть окно, то им говорили: «Это чтобы вы почувствовали, что вы на тюремном режиме». Поэтому Николай часто проводил вечера у камина и курил.
Ещё один факт-символ. Когда в доме Ипатьева, уже в советское время — в 1927 году — работал музей революции, над камином сделали полочку, а на ней лежала посмертная маска Ленина.
В холле стояло чучело медведя с медвежонком, историк рассказал, что, когда императрица впервые зашла в дом и увидела медведицу, то испугалась.
Также историкам удалось установить, что рояль хозяина дома стоял в гостиной, и во время своего заточения одна из дочерей царя играла на нём. Но охранники решили, что так быть не должно, и перенесли рояль фирмы «Беккер» в кабинет, где сами временно обитали.
— Охранник Проскуряков, которого удалось задержать и допросить, рассказал, что, будучи пьяными, коменданты во всё горло пели и стучали по клавишам.
Николаю и семье разрешали гулять по часу утром и вечером во дворе дома, но потом режим ужесточили, и прогулки сократились на 30 минут.
По всему дому стояли часовые, которые стерегли царя. Большевики опасались, что семью попытаются спасти и вызволить, но, по словам историков, таких попыток не было.
Одна из комнат была мужской — там жили доктор Боткин, повар Харитонов, лакей Трупп. В другой жила горничная Демидова. А дальше располагались комнаты царской семьи.
— Им запрещалось закрывать двери. В воспоминаниях комиссара Воробьёва написано, что солдаты заходили в грязных сапогах и начинали их пересчитывать. Николай в это время делал вид, что их нет.
Дальше шла комната великих княжон, а рядом в смежной комнате жил сам Николай, жена Александра Фёдоровна и цесаревич Алексей.
Расстрел: как это было?
Роковая ночь для царской семьи наступила 16 июля — их разбудили в полночь. Семья знала, что идёт эвакуация города, и ничего не подозревала.
— Им сказали, что со стороны вокзала идёт чешский бронепоезд, поэтому надо спуститься в подвал. Им разрешили почистить зубы, спокойно собраться — они не догадывались. Яков Юровский говорил: «Я сделал всё, чтобы они до последней минуты не понимали, что с ними происходит».
Вещи с собой они не взяли — большевики сказали, что за вещами вернутся позже.
— У них было три собаки. Спаниель Джой — пёс Алексея, французский бульдог Орто — собака Татьяны, а у Анастасии была маленькая собачка по кличке Джимми. Спаниеля оставили в комнате, а маленьких собачек взяли с собой, после расстрела большевики прокололи их штыками.
— Когда они зашли в эту комнату, вдруг Юровский говорит: «Ваши родственники пытаются вас освободить, мы должны вас расстрелять». Николай в ответ успел сказать: «Что, что?», попытался повернуться, но Юровский в этот момент достаёт пистолет и стреляет. У них были распределены роли — было 11 жертв и 11 палачей. Но потом Юровский говорил, что всё получилось не так, как он хотел.
Историк рассказал, что чекисты даже стали соревноваться между собой, кто первый выстрелит в Николая.
— Они беспорядочно стреляли, причём Николай был уже мёртвый. Юровский пишет: «Весь изрешеченный пулями, обливаясь кровью, рухнул, как сноп, Николай II». Для них было честью участвовать в этом.
От беспорядочной пальбы пули начали рикошетить, и Юровский дал команду остановить огонь. На тот момент все были живы, кроме Николая II, Александры Фёдоровны и лакея Труппа. Алексей от увиденного упал в обморок, а княжны забились в один угол. Чекисты вспоминали, что пули будто отлетали от княжон, — позже, когда уже начали обыскивать тела, они обнаружили, что в корсеты девушек были вшиты бриллианты.
— Когда, казалось бы, всё закончилось, в углу раздался шорох — оказалась жива горничная Демидова. Она со словами «Бог меня спас, я жива» побежала к выходу. В неё выстрелили, но попали в плечо, и тут Юровский говорит: «У нас закончились патроны». Тогда Ермаков схватил винтовку со штыком и проткнул её.
Когда стали выносить тела, поняли, что одна из княжон — Анастасия — жива и даже не ранена. Она была в обмороке. Когда она пришла в себя, её тоже проткнули штыком. Возможно, из-за этого случая ходят легенды о том, что Анастасии удалось спастись.
— Пожалуй, у неё была самая жестокая смерть: она видела, как убили её родителей.
Расстрел шёл 15 минут, но, по словам историков, это была «кровавая баня».
Кто здесь жил после царской семьи?
После этих страшных событий дом инженера Ипатьева использовали как жилой дом — здесь образовались коммунальные квартиры. Какое-то время в здании даже находился детский сад. Причём в комнате, где проходил расстрел, находилась детская душевая.
— Потом в здании открылся музей революции, партийный архив здесь был. А с начала 70-х здесь сидел отдел культуры, и здесь даже был филиал челябинского института культуры.
Студенты в подвале этого дома ставили спектакли, но с расстрелом они никак не были связаны.
Почему и когда решили снести дом Ипатьева?
— Летом 1975 года председатель КГБ Андропов обратился с официальным заявлением, что необходимо снести дом Ипатьева из-за того, что нездоровый интерес проявляют иностранцы. Хотя сначала большевики гордились этим — проводили экскурсии.
Но не все были за снос дома, как рассказывает Николай Неуймин. Коммунисты хотели сохранить этот дом.
— Коммунисты писали: «Это величайший памятник революции, где уничтожили кровавого царя, и вы хотите стереть эту память?»
Дом снесли в 1977 году за два дня, что примечательно, тоже с 16-го на 17-е, только не июля, а сентября.
— Когда место снесённого дома огородили забором, то на нём начали появляться такие надписи: «Позор Николаю кровавому», «Собаке — собачья смерть». Часовню Елизаветы несколько раз поджигали.
Зачем поставили часовню, если рядом есть храм?
Некоторые думают, что часовню поставили как раз на месте дома. Она появилась здесь в 1993 году, но на самом деле она даже не касается территории.
Как рассказал настоятель Храма-на-Крови отец Максим, на территории дома стоит та часть храма, где сейчас находится комната Романовых, но историки утверждают обратное.
— Здесь находятся настенные иконы, здесь хранится царская икона, которая была на Международной космической станции, — рассказал отец Максим. — Здесь были медальоны так называемые, митрополит принял решение их реставрировать и сделать корректировку. Здесь были изображены святые — покровители небесные царя Николая, а сейчас царская семья.
В этой же части хранятся хоругви, с которыми в 1989 году горожане вышли на крестный ход. По словам настоятеля церкви, это место стало значимым ещё задолго до того, как здесь появился храм.
— Это место стало значимым, как только сюда приехал царь. Это святое место, здесь была пролита царская кровь. С другой стороны, можно сказать, что уничтожение этого дома было осуществлено, безусловно, с помыслом Божьим, — рассуждает отец Максим. — Представьте, если бы здесь сохранился дом Ипатьева, который бы был под защитой федерального закона о памятниках — это был бы величайший исторический памятник и была бы охранная зона вокруг него. Я думаю, что строительство такого крупного храма было бы уже невозможно — памятник бы помешал строительству церковного комплекса. А сейчас, мне кажется, всё это обернулось к большему благу для прославления царской семьи.
В музее царской семьи хранятся редкие вещи. Например, рисунок Алексея, который он сделал, когда жил в Екатеринбурге. Или личные вещи царской семьи, которые были найдены в камине.
— Эти вещи были перевезены колчаковскими офицерами за границу и хранились в Германии у архиепископа. В 2007 году с сопроводительным письмом он отправил эти святыни к нам, — пояснил отец Максим.
— Надо признать, что это главное место, которое сейчас является лицом Екатеринбурга. На это звание, конечно, есть новый претендент, например, Ельцин-центр. Но глубинный смысл, который заложен в этом месте, его уже никогда не перебьёшь.
В заключение нашей экскурсии отец Максим пояснил, что неважно, где именно располагалась комната, и не стоит обращать внимание на споры, где именно нашли останки царской семьи и где они захоронены.
— Это место не только страшное, но оно святое и очень светлое. Здесь царь с Божьей помощью победил зло. Царская семья показала победу над бесовщиной, над завистью и даже над смертью. И это наша национальная святыня, — добавил настоятель храма.