Те, кто успел поносить красный галстук, вспоминают пионерию по-разному: для одних это была обязаловка и нудные книжки о Ленине, другие при виде пионерского значка испытывают ностальгию.
— Критиковали за политизацию, за идеологию, но, вы знаете, организация прививала чисто человеческие ценности, — считает Виктория Беднова, которая два десятка лет работала вожатой. — Это дружба, это бережное отношение к человеку, к символу. Вот эти ребята, например, которые были знаменосцами: никто не говорил им о патриотизме. Но они это впитали в себя и понимали.
Виктория Иосифовна бережно поправляет галстуки, личные книжки, старенькую школьную форму — всё это экспонаты музея «Взвейтесь кострами!» Музей появился пять лет назад, к прошлому юбилею пионерской организации. Часть экспонатов принесли сами сотрудники музея и их коллеги — пионерские штабисты в прошлом.
— Я была руководителем городского пионерского штаба, — рассказывает Виктория Иосифовна. — Мы ходили вот в таких галстуках и такой форме. Женщине, которая передала нам эту форму, сейчас 60 лет, и вот она всё это время её хранила.
Будто в прошлое попал — знамённая стройка, барабаны и горны, почётные грамоты и отличительные значки, подшивка журнала «Костёр». Одна из витрин посвящена тимуровцам, другая — пионерам-героям, над судьбами которых рыдали, читая книги, пионеры 80-х. Сотрудники музея говорят, что эти книги и сейчас иногда приносят детям — эти биографии по-прежнему вызывают живой интерес.
Один из самых ценных экспонатов — галстук 20-х годов, его передали на память нынешним ветеранам те, кто были первыми советскими пионерами.
Ну, и как без него в пионерской комнате — бюстик Владимира Ильича. Юные годы, кудрявая голова.
— Как мы вытаскивали из гаражей Дворца пионеров этот бюст — целая история, — вспоминает вожатая. — Его хотели выбросить, но рабочие спрятали в гараж. Нам разведка донесла, что он там есть. Стоял в пыли, в грязи. Но мужик отдавать не хотел — я, говорит, его спас! Боялся, что мы выбросим, не верил, что это для музея. Пришлось бутылку коньяка посулить ему.
Бывшая вожатая, а ныне методист городского центра дополнительного образования «Лик» Виктория Беднова признаётся, что с детьми раньше было легче, чем сейчас.
— Все были приучены, что называется, ходить строем, — вспоминает она. — Легко было всех на общее дело поднять. А сейчас родители — то нельзя, другое нельзя. Раньше ребята занимались чем хотели, родители даже не знали, на какие кружки и занятия ходят. Делом заняты — хорошо. А сейчас родители выбирают, чем заниматься. Дети не совсем понимают, куда и зачем их водят в 3, в 4, в 5 лет — мама сидит внизу, караулит, когда закончится занятие. Даже доску в школе без разрешения родителей дети не могут помыть. А раньше металлолом таскали, ездили смотреть, как этот металлолом переплавляют.
Впрочем, отмечают в музее, детям и сейчас вся эта пионерская история интересна, и символика их очень привлекает.
Кстати, пионерская организация существует, но смысл у неё уже совсем другой.
— Пионерская организация существует как детская при Свердловской областной организации КПРФ, — пояснила председатель Свердловской областной организации РСМ Елена Зверева. — Содержание её деятельности определяют вожатые и КПРФ. В СССР это была общественно-государственная детская организация с идеологией, которая распространялась на всю территорию страны. Пионеры в СССР были одной частью системы работы с молодёжью: октябрята — пионеры — комсомол.
В Музее пионерии принимают экспонаты. Если у вас сохранились интересные документы пионерского прошлого, одежда, атрибутика — приносите, пополняйте коллекцию музея.