Отправиться в это путешествие сёстры Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря решили после информационной шумихи вокруг разрушенного Успенского храма. Мы подробно об этом писали, публиковали точку зрения Епархии, историка и рассказ самого автора проекта.
Сестры провели журналистов по храмам и показали, как идёт реконструкция на разных этапах. Ведь какие-то церкви у парка Зелёная Роща остались практически целыми, а какие-то пришлось практически отстраивать заново. Началась экскурсия с посещения Александро-Невского собора — это сейчас самый главный храм обители, где проходят богослужения.
— Это один из действующих храмов. Его очень любят прихожане, удивляются его красоте. Хотя он был передан нам в плачевном состоянии, разделён на 5 этажей. Большевики в нём устроили склад оружия. Наша задача была убрать этажи и сохранить стены, — рассказала сестра Фессалоникия. — Храм восстановлен в подлинной красоте. Ощущение неба на земле. Эти обители — достояние людей, которые приходят сюда за верой.
Специально для реставрации храма изготовили подъемный кран, который мог въехать в храм через двери. С помощью этого крана удалили лишние железобетонные перекрытия, разделявшие храм на 5 этажей. Кран держал железобетонную балку, а специальное устройство с алмазными наконечниками отрезало балку от стен. Всего над реставрацией собора трудились более 5 000 человек.
Сестра вспоминает, что когда им только передали это здание, то оно сильно отличалось от того, что мы видим сейчас. Молиться сёстрам приходилось среди обоев с рябинками перед фанерным иконостасом.
— Всё было в полном запущении. Этот храм первый, который нам передали. Это был непростой процесс, люди даже объявляли голодовку, чтобы город нам в 90-е годы отдал его. В 1961 году здесь был краеведческий музей. Прихожане вспоминали, как посередине стоял скелет мамонта, — рассказывает сестра Фессалоникия.
Сёстры сами расписывали иконы и помогали расписывать стены. Реставрация длилась около 5 лет, и сейчас это величественный храм в русско-византийском стиле.
Дальше идём в церковь Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Это однокупольная церковь, которую возвели в 1823 году. Затем большевики использовали здание под клуб, а купол снесли. И за это время здание сильно обветшало, так что пришлось разобрать все перекрытия и стены до самого фундамента.
— Передали нам руины — и посмотрите, что вы видите сейчас, — обращает внимание присутствующих сестра Девора. — Восстановление — кропотливый процесс. Сперва пару лет только эскизы делали, подбирали тона для росписи, советовались с иконописцами и византологами. Только потом сёстры начали роспись, и над ней около двух лет трудимся. Надеемся с божьей помощью в этом году закончить. Уже сейчас посмотрите, какое благолепие, практически заново отстроили, хотя это реставрация. Остались две стены от исторического здания.
За основу в росписи монахини взяли голубые тона, которые символизируют чистоту и цвет неба. А сюжеты посвящены жизни Божией Матери. Самое главное, что в храме сохранились акустические возможности. Сёстры согласились протестировать акустику храма и исполнили в 10 голосов «Христос Воскресе».
Идём в церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Многим она знакома как массивное церковное здание с верхушкой, напоминающей шахматную ладью. Сейчас вместо зубцов — купола. Этот храм был освящён в 1865 году. Сейчас здесь кирпичные стены, на которых висят батареи — наследие советского времени.
— Он был доминантой улицы Декабристов, но вместо купола были шашечки. Сам храм находится на 2-м этаже, но туда нам пока не попасть, слишком хрупкие перекрытия. Посмотрите наверх, там дыры, — говорит сестра Девора. — Мы уже залили пол, идут реставрационное работы, укрепляем стены. В планах в этом помещении будет раздаваться святая вода. А на втором этаже — сам храм.
Сами сёстры несколько раз повторяют, что самый важный для них Успенский храм, они его называют сердцем обители. Сестра Евстафия рассказала историю этого храма. В конце XVIII века в нём поселились сёстры.
— Этот храм стал главным храмом обители. Сейчас все сёстры ждут его возрождения, и, пока профессиональные строители работают, сёстры молятся, — говорит монахиня.
То, что на месте старой Успенской церкви стало фактически возводиться новое здание, привело историков в ужас. Но, говорят в монастыре, по-другому было никак не сделать — слишком аварийное было состояние, а кирпич крошился буквально в руках. Для наглядности нам вынесли те самые кирпичи и дали самим их протестировать на прочность. Они действительно рассыпаются в труху даже без особых усилий.
Куратор реставрационных работ — строитель Александр Паршаков — рассказал, что им пришлось провести титаническую работу и обследовать буквально каждый кирпич на прочность. Те, что прошли проверку, будут в основе обновлённой Успенской церкви. В подтверждение нам показали такие вкрапления кладок XVIII века.
— Несущей способности у стен не было. Здание было в аварийном состоянии и находиться в нём было опасно для жизни. Нижняя часть была разрушена. Решили при воссоздании стен использовать те кирпичи, которые ещё можно. В итоге их будет около 10%, — отметил Александр Паршаков. — Старинные кирпичики будут внутри, как в рубашке.
В советское время здесь была кухня. А под полами, когда их вскрыли, обнаружилось, что стекала часть бытовых отходов, которые и подмывали фундамент. «Вода камень точит», — это говорит строитель про фундамент этого храма.
Мы прошлись по территории, где идёт восстановление Успенского храма. Правда, сейчас из-за проверок все работы здесь приостановлены. Сёстры надеются, что скоро все проверки закончатся и восстановление пойдёт быстрее.
— Сейчас мы стоим с вами в подкупольном пространстве. Но сам купол разрушили в советское время. Нам было больно и печально его таким видеть. С божьей помощью надеемся, что к осени будет готова коробка, — говорит сестра Девора.
В конце экскурсии мы заглянули в церковь Всех Святых, которая расположена рядом с Успенской церковью. Её построили на месте каменной часовни 1810-х годов как больничный храм. Долгое время она использовалась военным госпиталем. Внутрь мы не смогли попасть: нам объяснили, что там небезопасно.
— Этот храм тоже на реставрации. Он был построен на средства покровителя Михаила Ивановича Иванова, — пояснила наш экскурсовод.