E1.RU продолжает изучать улицы нашего городка. Мы уже побывали на Вторчермете, легендарном Уралмаше, Химмаше, изучили центр города (но ещё не весь) и решили отправиться в Пионерский район на улицу с самым уральским названием. В хмурый дождливый день мы приехали на улицу Уральскую.
Она тянется 1 800 метров по Кировскому району, начинаясь от улицы Маяковского и перетекая в Гагарина. На машине её можно проехать за 5 минут, на трамвае за 15, правда, придётся пройтись пешком, ну а если вы не боитесь ветра и дождя, которые в последнее время бушуют в городе, то можно прогуляться, и на это уйдёт около 23 минут.
Мы, как всегда, выбираем последний вариант и ставим перед собой задачу пройти улицу от начала и до конца. Конец этой улицы, кстати, очень символичный: её завершает кладбище.
Улицу начали застраивать в конце 1920-х годов, тогда посёлок назывался не Пионерский, а просто Новый.
Первый объект, про который хочется рассказать, каким бы мрачным и пугающим он ни был – это Михайловское кладбище, оно появилось здесь ещё задолго до образования Пионерки. Это одно из старейших сохранившихся кладбищ города, об этом говорят и его масштабы.
Кладбище появилось здесь в 1865 году. В советское время его несколько раз пытались уничтожить, а с 1960 года оно считается закрытым. В 1998 году кладбище взяли под государственную охрану. Сейчас число захоронений оценивается в 18 тысяч, из них более 7 тысяч неопознанных.
На территории кладбища стоит Храм всех Святых, его поставили в 1890 году на средства купца Фёдора Михайлова. По его фамилии кладбище и стало называться Михайловским.
Напротив кладбища со стороны улицы Блюхера сейчас находится парк имени Блюхера, а раньше здесь было тоже кладбище, только уже других конфессий.
– В своё время люди, например, лютеране и католики, не могли лежать на православном кладбище, и поэтому была отведена отдельная территория, – рассказала заведующая отделом по связям с общественностью Свердловского областного краеведческого музея Татьяна Мосунова.
Объяснить, откуда здесь лютеране, тоже можно.
– Уже при основании города сюда приезжают специалисты из Европы вместе с де Генниным. Лютеранская община достаточно большая была, и тут появилось кладбище, но тогда это место находилось ещё за пределами города, – пояснила Татьяна. – Последнее захоронение, которое здесь осуществили, произошло в 1976 году. Но потом городские власти решили расчистить район, и часто так было, что родственников даже не извещали о том, что сносят могилы. Всё это моментально заровняли, часть надгробий ушла на дорожные плиты, часть перебивали на новые памятники.
В 2015 году здесь собирались построить кирху, но мэрия запретила строительство из-за найденных могил.
Летом 2015 года на площадку в парке Блюхера заехала техника, а строители начали вбивать сваи. Однако недовольные жители окрестных домов оперативно организовали ополчение, вызвали полицию и остановили стройку. В тот же вечер в парке возник стихийный палаточный городок. Позже в дело вмешалась прокуратура, а строители вывезли технику из парка.
Но хватит про кладбища и захоронения, возвращаемся к менее мрачным объектам и идём дальше по Уральской.
– Здесь жизнь началась в конце 1920-х годов и то точечной застройкой, ближе к железной дороге. Эту улицу можно назвать брежневской эпохи, хотя сейчас мы проходим мимо уже современные дома, которые выше и 16, и 20 этажей. Но в основном, что здесь находится, принадлежит эпохе развитого социализма, – рассказала Татьяна.
Основательная застройка Уральской началась с 1967 года, так что это молодая улица, впрочем, как и весь Пионерский.
– Долгое время мы оставались не очень большим городом. До войны в городе проживало 400 тысяч человек, потом было много эвакуированных, и, конечно, город вырос, несмотря на то, что каждый четвёртый, который ушёл на войну, погиб. А в 1967 году рождается миллионный житель. И проблема заключается в том, что людям становится негде жить, – добавила Татьяна Мосунова. – И тогда во времена Брежнева возвращается этот район, делается по развивающемуся генеральному плану. То есть тогда уже работают не над точечной застройкой, а планируют микрорайоны, и для этого закупаются типовые проекты, которые разрабатывались архитектурными институтами в Москве.
Мы проходим мимо так называемых домов улучшенной планировки, конец 80-х годов. Тогда в домах появился важный аспект – лоджии. Всем хотелось иметь дополнительную площадь.
На перекрёстке с улицей Советской стоит 47-я гимназия.
– Более ранний объект – это школа. Она из белого кирпича и появилась здесь в начале 60-х годов.
На перекрёстке находится ресторанчик, а напротив стоит жилой комплекс с жильём уже более элитного класса.
– Интересная вещь, что Пионерский посёлок начинался с жилищного кооператива "Пионер". И в брежневское время, несмотря на то, что государство давало жильё, очень многие знали, что пройдёт 15 лет, но жилья они так и не получат – были огромные очереди. Поэтому многие стремились попасть в строительный кооператив – это такая Брежневская ипотека, – добавила Татьяна.
Ещё одной особенностью улицы является то, что она совершенно необычно широкая для нашего города. По этой дороге можно уехать и на Уралмаш, и попасть на Шарташ.
– Меня поражает ширина улицы, и благодаря этому пространству – широким бульварам, очень удобным для прогулок, здесь гуляет много мамочек с колясками, – замечает Татьяна.
Пионерский считается одним из самых зелёных районов. Даже сейчас, несмотря на то, что ещё ничего не распустилось, видно, что здесь много деревьев, а вдоль дороги стоят вазоны.
– На улице очень много символа Урала – рябины, практически всё засажено. В какой-то мере она стала символом после песни Родыгина "Уральская рябинушка". А несколько лет назад устроили голосование, какое же дерево ассоциируется с Уралом, и с большим отрывом победила рябина, – рассказала Татьяна.
Идём дальше и сворачиваем с улицы, чтобы заглянуть в один из дворов. Здесь время как будто остановилось – в хмуром весеннем пейзаже советская детская площадка выглядит ещё более заброшенной, а старенькие гаражи покинутыми.
– В советское время гаражи во дворе – это была наглость и редкость, такого старались не допускать, – отметила Татьяна.
Заходим в другой двор, и здесь от советского "детства" нет и следа. На площадке между домами стоят новые горка и качели.
– Когда к власти пришёл губернатор Мишарин, у него была комплексная программа по благоустройству дворов, и вот одну из таких площадок мы здесь видим.
Ещё один интересный факт – в 2015 году здесь, да и по всему городу повесили плакаты со Сталиным, якобы поздравление с Днём Победы. Но одна из местных жительниц обратилась к городским властям с петицией убрать этот плакат. Спустя несколько месяцев их действительно сняли.
Во дворе 66-го дома есть интересный объект, который появился во время фестиваля "Стенограффия". Раньше на доме была ярко-синяя странная полоса, но художники из Нижнего Тагила смогли преобразить её, и вот теперь на стене мужчина, не стесняясь, принимает ванну.
Выходим из двора и следуем дальше.
– В 1925 году появляется кооператив "Пионер", но сам посёлок так начал называться уже после войны. И здесь сохранились первые старенькие домики, но к ним мы придём позже.
Фасад 60-го дома на Уральской украшает ещё один объект фестиваля "Стенограффия". Автор этого граффити – Марина Ягода, а работа называется "Фронтовичка". Кажется, что женщина пытается закрыть лицо руками, автор хотела напомнить, что у войны пусть и мужское лицо, но на фронте были и женщины.
Пока идём по Уральской и проходим непримечательные многоэтажки, вспоминаем, какие интересные объекты находятся поблизости. Недалеко от Уральской есть улица с летним названием Июльская – там стоит общежитие архитектурного университета.
– В эту общагу ездили разные яркие личности нашего города, например, тот же Бутусов, так сказать, приходил потусить, – поясняет Татьяна.
Во дворах улицы Уральской затерялась таинственная улица Тобольская. Здесь стоят два двухэтажных небольших домика – это самострои советских времён.
– Люди брали в руки мастерок или платили кому-то, покупали проект, материалы, и строились. Сначала они были даже без канализации, затем эти же умельцы договаривались и оборудовали удобства в доме.
Здесь стоит всего два дома, а дальше улица "выныривает" уже после Советской. Здесь весьма уютный двор, а жильцы уже провели субботник.
Заходим на старую часть улицы – она намного уже. И здесь стоит завод. Охранник нам дверь открыл, но за порог не пустил. А по телефону директор нам рассказал, что раньше здесь и вовсе чинили кареты.
– Завод основан ещё в XIX веке, как каретные мастерские. В 1937 году указом НКПС, это Министерство путей и сообщений тогда так называлось, был основан железнодорожный завод. Затем этот завод в 1954 или в 1956 году как опытное предприятие был передан российскому научно-исследовательскому институту железнодорожного транспорта в НИИ ЖД. А в 2003 году завод был продан предприятию "Микроакустика", при условии, что завод будет восстановлен и будет работать на нужды Министерства путей и сообщения, – рассказал Е1.RU директор и главный конструктор предприятия "Микроакустика" Александр Шанаурин.
По соседству с таинственным предприятием (по телефону нам сказали, что никакие исторические фотографии не сохранились, их все описали и передали в госархив) стоят более доступные объекты. В старенькие бараки можно без труда зайти и оглядеться, правда, кажется, что делать это нужно очень осторожно. Вид у домов такой, будто вот-вот они рухнут, балконы уже находятся в нерабочем состоянии, на них висят самобытные антенны из жестяных банок.
Внутри дома находятся также в плачевном состоянии, хотя, стоит заметить, что не все. В одном из подъездов – свежепокрашенные стены, чистые полы, а на стене висит график дежурств.
В другом дворе нас встречает один из обитателей дома – шестилетний Саша. Пока мама занимается какой-то работой на улице, мальчишка играет, не боясь знакомиться с нами, и проводит экскурсию по родному двору.
– Это машина Колина, а это голуби у нас здесь, сможете их сфотографировать? – спросил мальчик. Но мы не успели – птицы разлетелись.
Немного поболтав с Сашей, выходим из их двора.
Выходим на перекрёсток Уральской и Смазчиков, отсюда видно и новый жилой комплекс "Малевич", а справа виднеется торговый центр "Парк Хаус" и Основинский парк.
За перекрёстком – в начале улицы – стоят дома, которые построили не так давно – в 90-х. А начинается улица тоже весьма символично – со стройки, здесь только возводят многоэтажки.
Здесь мы заканчиваем нашу экскурсию, а в следующий раз мы решили рассказать вам про улицу Мира. Отметим, что это, можно сказать, юбилейная – 10-я серия нашей рубрики, а как мы гуляли по остальным улицам, вы можете посмотреть в специальном разделе.
Видео: Максим БУТУСОВ / Е1.RU