Этим летом в Екатеринбурге приступят к реконструкции Макаровского моста. Уже в июне его на треть закроют для проезда, а осенью разберут.
Как рассказал Е1.RU научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков, это не первая реконструкция моста по улице Челюскинцев.
– Острая необходимость в этом мосту появилась в 1878 году, когда появилась уральская горнозаводская железная дорога, – рассказывает Евгений Бурденков. – У нас появился мощный транспортный хаб, и все люди тянулись туда. Тогда и появилась необходимость иметь краткое сообщение между двумя берегами пруда. Долго рядились, но к 1881 году мост построили.
Изначально мост через реку Исеть называли Кривцовским в честь городского главы Василия Кривцова.
– Кривцов финансово вкладывался в строительство моста, но важно отметить, что были и другие люди, которые давали деньги. Кривцов на мост дал не самую большую сумму, но, видимо, из-за того, что он был городским главой и одним из инициаторов строительства, мост назвали в его честь, – говорит Бурденков. – Это как сейчас у нас Кольцовский тракт называют Россельбан, в честь губернатора Росселя, который был одним из двигателей этого проекта.
Кривцовский мост был деревянным и узким, но для конных экипажей он подходил. С появлением моста жителям больше не нужно было делать крюк через центр города, чтобы попасть в район железной дороги.
В 1884 году возле моста на берегу Исети купец Илья Симанов построил паровую мельницу, которая была одной из первых на Урале (подробнее об её истории читайте здесь). Именно он в конце XIX века вложился в ремонт моста. Его современники в итоге переименовали мост в Симановский.
– Есть две версии, почему мост стали называть Симановским. Первая – потому что Симанов вкладывался в его ремонт. Вторая – потому, что рядом с мостом находилась его мельница. Очень часто, если кто-то на какой-то улице что-то строил, то это место называли в честь этого человека. Например, Дубровин выстроил свою усадьбу, и улица стала Дубровинская, – объясняет Евгений Бурденков.
После ремонта мост также оставался деревянным, но уже мог выдерживать возросший поток гужевых повозок.
В 1904 году Илья Симанов разорился. За долги его мельница была продана на торгах, её купили братья Макаровы. Именно в их честь мост и назвали Макаровским.
– Официальное название "мост по улице Челюскинцев" тяжеловато звучит, поэтому мост до сих пор называют Макаровским, – отмечает Бурденков. – Кстати, улица Северная стала улицей Челюскинцев в 1934 году. Полярники тогда даже приезжали в наш город.
В 30-40-е годы деревянный Макаровский мост уже никого не удовлетворял, однако деньги на его реконструкцию подоспели только в 50-х годах.
Вместо деревянного моста построили железобетонный. Его возводили с 1954 по 1959 год.
А 4 ноября 1959 года по мосту пустили трамваи.
Последнюю реконструкцию Макаровского моста проводили в 2005 году. Тогда проезжую часть расширили с одного до двух рядов в каждом направлении, заменили перила, а пешеходные дорожки выложили бетонными плитами.
В начале 2010-х годов заговорили о том, что мост находится в аварийном состоянии. Чтобы сократить нагрузку на путепровод, осенью 2015 года на Макаровском мосту установили резиновые столбики, которые сузили движение до двух полос. Из-за этого на Челюскинцев и соседних улицах стали появляться огромные пробки. А до этого там ещё были резиновые делиниаторы, которые не выдержали проверку на прочность и быстро пришли в негодность.
Этим летом Макаровский мост ждёт большая реконструкция, она будет проходить в несколько этапов. На первом строители разберут треть существующего моста со стороны лодочной станции и затем достроят его вновь. Эти работы будут длиться почти два года. Всё это время по оставшейся части Макаровского моста продолжат ездить машины и трамваи.
На втором этапе таким же образом реконструируют вторую часть моста: всё движение перенесут на построенный мост. Старый разберут и соорудят вместо него новый. На конечном этапе оба новых моста объединят в один.
Эскизы: администрация Екатеринбурга
Инфографика: Пётр ГИНДИН / Е1.RU
Видео: администрация Екатеринбурга