Они только-только пришли в себя после авиакатастрофы, которая произошла в середине декабря, — и внезапно узнали, что именно их обвинили в случившемся. Во вторник «Газета.Ru» опубликовала результаты расследования, которое якобы уже завершено: по информации издания, «причинами инцидента стали ненадлежащая предполётная подготовка экипажа и просчёты руководителя полётов аэродрома Тикси».
Сегодня члены экипажа военно-транспортного самолёта Ил-18, который потерпел крушение в Якутии, не долетев до аэродрома в посёлке Тикси, пришли в редакцию E1.RU, чтобы рассказать, как всё произошло на самом деле. Попросили только не называть должностей и имён — пока расследование не закончилось.
— Я, когда увидел эту публикацию, у меня телефон из рук выпал! — говорит один из лётчиков. — Там в каждой строке бред, враньё, нас обвинили совершенно беспочвенно. Прежде всего: комиссия заключение ещё не дала, результатов расследования нет, никаких итогов не подвели.
Члены экипажа Ил-18 прокомментировали публикацию о расследовании и попросили Е1.RU опубликовать их мнение.
— Мы много комментариев читали в интернете и у вас на сайте — и про то, что пилоты были пьяные, и про то, что ни в чём не разобрались, — говорят они. — Если бы эти «диванные» критики хоть раз слышали, как кричит человек, зажатый между креслами так, что торчит только рука, они бы вообще никогда ничего не комментировали.
Мы приводим цитаты из публикации с комментариями членом экипажа Ил-18.
Цитата: «19 декабря 2016 года военно-транспортный самолёт Ил-18 RF-91821 выполнял плановый перелёт с аэродрома Канск (Красноярский край) на аэродром Тикси (Якутия). В 4:45 по московскому времени в 17 км от аэродрома Тикси самолёт совершил жёсткую посадку», – напоминает издание.
— Они даже тут перепутали! — возмущаются лётчики. — Точное время — 4 часа 42 минуты 39 секунд, расстояние от аэродрома — 27 км.
Фраза «при заходе на аэродром Ил-18 банально зацепил сопку и съехал по её склону» вызывает у мужчин дружный смех:
— Банально зацепил?! На скорости 400 километров в час мы не банально зацепили, а просто врезались! И никуда мы не съехали, после удара ещё километр двести метров летели и всё это время спасали самолёт, командир пытался его посадить, пока крылья не отвалились.
Цитата: «Проблемы комиссия выявила ещё в предполётной подготовке экипажа на аэродроме Кольцово, в Екатеринбурге. Пилотов Ил-18 инструктировали перед вылетом не те должностные лица, которые должны были это делать, а рангом существенно ниже. Подготовка лётного состава в кабине самолёта проведена не была».
— Мы не будем называть имён и должностей, но поверьте — инструктировали нас именно те, кто и должен этим заниматься. При постановке задач всё пишется на диктофон, так что неправильно проинструктировать или не проинструктировать вообще просто невозможно — это сразу станет известно.
Цитата: «Фатальным упущением стало то, что экипаж при подготовке к перелёту не изучил рельеф местности, естественные и искусственные препятствия в районе аэродрома Тикси, а также безопасные условия в районе посадки».
— Нас тут выставили какими-то непрофессионалами. Конечно, экипаж изучил район полётов в соответствии со сборниками аэронавигационной информации, которые есть на борту, в соответствии с картами маршрута, все условия аэродрома мы прекрасно знали. И во время полёта руководитель полёта всю информацию дублировал с земли.
Цитата: «Далее экипаж начал совершать ошибку за ошибкой, которые привели к катастрофе. Её последствия могли быть гораздо хуже».
— Это автор статьи совершает ошибку за ошибкой, здесь просто бред написан, любой лётчик вам скажет.
Цитата: «Экипаж Ил-18 выполнял снижение для захода на посадку без учёта рельефа местности».
— Без учёта местности выполнить снижение для захода на посадку просто невозможно. Всё происходит по командам диспетчера в соответствии с документами.
Цитата: «Штурман воздушного корабля не рассчитал время начала снижения в соответствии с указанной высотой подхода к аэродрому и это время командиру корабля не сообщил».
— Не рассчитать время просто невозможно. При разговоре с диспетчером первое, что докладывается, — это расчётное время начала снижения. Без этого вам просто не дадут разрешение на начало снижения.
Цитата: «Пилоты при этом не уточняли безопасные высоты по правилам приборного и визуального полёта».
— Правила приборного полёта и не предполагают визуальное сличение! С высоты 100 метров в условиях полярной ночи, в постоянных сумерках, ничего вы визуально не определите.
Цитата: «Лётчики даже не знали истинной высоты военного лайнера».
— Мы не просто знали истинную высоту — мы её видели на приборах! Они что думают — мы первый раз в кабину сели порулить?
Цитата: «Перед снижением они не включили радиовысотомер и не сличали с ним показания барометрических приборов».
— Это тоже бред. Радиовысотомер был включен, запись переговоров свидетельствует об этом. Если б мы его не включили, мы бы не прочитали карту. Перед посадкой зачитывается установленная опасная высота. Ну а сличать показания… Журналист просто не понимает, о чём пишет. Барометр показывает высоту над уровнем моря, а высотомер — над уровнем земли. Нет никакого смысла их сличать.
Цитата: «Именно поэтому экипаж не прекратил снижение, оказавшись на опасной высоте ниже 600 м».
— Ну да, экипаж не прекратил снижение — потому что снижался по схеме, которую дал диспетчер.
Цитата: «Свой вклад в аварию внёс и руководитель полётами в Тикси. Он дал указание экипажу на снижение ниже безопасной высоты, установленной в западном секторе аэродрома. К тому же представитель наземных служб не контролировал общую воздушную обстановку по данным радиолокации и не предупредил экипаж Ил-18 об опасном сближении с землёй. В итоге выяснилось, что руководитель полётов в Тикси вообще не имел допуска к управлению таким типом воздушного судна, как Ил-18».
Высота действительно оказалась не та: экипажу разрешили снизиться до 400 метров, и это оказалось фатальной ошибкой.
— Мы с высоты 600 метров спустились на высоту 400 метров. А примерно на высоте 420 метров — слой облаков. И получилось, что мы из облаков вынырнули — и прямо в гору. Там ещё такой есть оптический эффект: на вершине снег, а кажется, что это тоже облака. Полярная ночь, темно, ничего не разглядеть. Нам не хватило двух метров. Была бы высота на два метра выше — и всё, мы бы прошли.
Цитата: «После исчезновения самолёта с радаров и прекращения радиосвязи с ним руководитель полётов никому об этом своевременно не доложил и не обеспечил вылет дежурных поисково-спасательных вертолётов в предполагаемый район пропажи самолёта».
— Это да, это правда, так и было — не доложил. Спасателей мы вызывали сами. Кое-как наладили связь — аварийная рация разбилась. Нам сначала не поверили, когда мы доложили по всей форме, что нужна помощь, решили, что это шутка. Пришлось заорать «трёхэтажным» матом — ну тут сразу поверили, отправили вертолёт.
За нами прилетели три вертолёта: первым — гражданский, из посёлка Тикси, за ним два военных. Мы их ждали часа полтора-два, уже всерьёз обсуждали, что надо попытаться уснуть, чтобы замёрзнуть насмерть во сне — это не так больно. Спасателям и врачам из Тикси — огромный поклон. Благодаря им мы живы.
Напомним, на борту самолёта, разбившегося в Тикси, находились военные из Екатеринбурга. После катастрофы все остались живы, но позже, в конце января, один из них — подполковник Денис Сотюков — скончался от травм. Кстати, ещё в день катастрофы мы смогли пообщаться с однокурсником командира экипажа Андрея Логвинова — лётчиком на пенсии Валерием Степановым.
— Вы знаете, это чудо на самом деле. Даже с метра можно упасть и сломать шею, а тут самолёт совершил аварийную посадку с переломом фюзеляжа, даже крылья отвалились, и все люди остались живы. Это, конечно, чудо, — сказал он тогда Е1.RU. — Если пилот сохранил все жизни экипажа и пассажиров и посадил самолёт, неважно, в каком качестве, то это его настоящая заслуга и высокий профессионализм.