Из всех женских имён, которые носят сегодня улицы Екатеринбурга, разве что Софья Ковалевская не вызывает вопросов. Даже любимицу советских пионеров Зою Космодемьянскую знают уже не все, а Агриппину Полежаеву или Марию Авейде и подавно.
Вместе с научным сотрудником Музея истории Екатеринбурга Евгением Бурденковым мы разобрались, кто все эти женщины, и принесли эти знания вам.
Предлагаем пройти несложный тест и угадать или вспомнить, кто есть кто, — а потом почитать, какую роль все они сыграли в истории Екатеринбурга (ну кроме того, что дали названия не одному десятку улиц).
Вперед — и не подглядываем!
Уф, а теперь давайте поподробнее, кто есть кто.
Революционерки
— Самое массовое переименование улиц было единожды — 6 ноября 1919 года, — рассказывает историк. — Меняли названия на революционные. Делалось это очень торжественно, улицы называли в честь погибших революционеров, общий тон был мемориальный, «Уральский рабочий» вышел весь из траурных цитат и статей.
В списке людей, чьи имена присвоили улицам города, было и несколько женщин. Например, Роза Люксембург, которая, как и Карл Либкнехт, была в числе оппозиционеров германского правительства, схваченных и убитых в январе 1919 года.
— У нас были местные революционеры, чьи имена присвоили улицам — Шейнкман, Большаков, Антон Валек, но где-то в далёкой Германии тоже были коммунисты, которые не поддержали своё правительство в войне с Россией и погибли — про них много писали, в их честь называли улицы.
Кстати, соратница Розы Люксембург Клара Цеткин, благодаря которой мы и имеем в этот день законный праздничный выходной, прожила дольше своей подруги, она умерла в 1933-м и за год до смерти активно выступала против гитлеровского нацизма. Она дружила с семьёй Ленина и Крупской и часто бывала в России, умерла она также в СССР.
В списке «женских» улиц ещё несколько имён революционерок, погибших в 1919-м — в период, когда власть в городе была захвачена белогвардейцами: это и Агриппина (Рипсимия) Полежаева, одна из первых комсомолок Урала, в 1919 году она организовала большой побег из тюрьмы группы уральских большевиков. Это Мария Авейде, уральская большевичка-подпольщица, убитая колчаковцами. Такая же участь постигла и Соню Морозову, комсомолку, в честь которой назвали бывший участок улицы Кузнечной.
Отдельно стоит в этом списке имя Надежды Крупской, жены Ульянова-Ленина, известной революционерки, улицы в её честь прилично было иметь в любом большом городе.
Самые мрачные женщины
Самая мрачная репутация, по мнению историков, в нашей топонимике у двух женщин: террористки Софьи Перовской и Розалии Землячки, которую Солженицын назвал «фурией красного террора». Софью Перовскую повесили, когда ей было 28 лет, за убийство царя Александра II — акцией она руководила сама; при взрыве, помимо императора, погибли 4 человека. Улицу в её честь Свердловск получил в 1924-м году, всем улицам в том районе присваивали имена революционеров и террористов.
Весьма одиозная фигура, виновная в десятках смертей, — Розалия Землячка (Залкинд).
— Плохая женщина, во время гражданской войны сильно поураганила, проводила массовые репрессии, печальный ореол у этого имени, — комментирует эксперт.
Пантеон уральских коммунисток
Особое место в списке женских улиц — у наших местных коммунисток. По словам Евгения Бурденкова, был своеобразный пантеон уважаемых революционерок, и номером первым в нём была, безусловно, Клавдия Новгородцева — жена Якова Свердлова, в честь которого и назывался город. Кстати, и улицу, и трамвайную остановку на ЖБИ в 80-е называли Свердловой-Новгородцевой.
— Жена Свердлова, она эту роль пережила, переросла, стала самостоятельной личностью, — рассказывает Евгений Бурденков. — Она сама из Екатеринбурга, даже дом её сохранился — на пересечении Токарей и Кирова. После смерти Свердлова она работала цензором, её всегда приглашали как почётного гостя на все праздники. Она была настоящая «королева» в своей области и, кстати, одним из инициаторов создания нашего музея (в прошлом — музея Свердлова). Но цензором она была жёстким, например, вносила коррективы в картины, статуи Свердлова — нос не такой, кудри, смотрит не так. И её слушались, у неё были серьёзные связи в Москве.
Номером два в пантеоне значилась Анна Бычкова, именем которой назвали улицу в микрорайоне Синие Камни. Историки называют её настоящим мастодонтом.
— Потрясающая карьера, — восхищается эксперт. — От разноски «Искры» в 1904 году до председателя горсовета, единственная женщина — первое лицо города в истории нашего Екатеринбурга. Председателем она была всего год, но именно при ней разрушили все церкви. Была репрессирована, потом реабилитирована, после чего её имя стало неприкосновенным, она присутствовала везде, как свадебный генерал, каждое 7 ноября — она на трибуне. Прожила почти до 100 лет.
Другая наша землячка — Серафима Дерябина, чьё имя носит улица на Юго-Западе, прославилась не только революционной, но и литературной деятельностью — она писала стихи и пьесы, её сюжеты о новой жизни становились сценариями театральных постановок. И хотя творчество её многие литераторы считали очень слабым, оно было очень в духе времени.
Героини войны
Зоя Космодемьянская — имя почти нарицательное. Скажешь «лицо, как у Зои Космодемьянской», и сразу видишь праведный гнев против гестаповцев. Задание, с которым боевую группу Зои отправили в тыл врага, было таким — сжечь 10 населённых пунктов. Диверсантов предупреждали: с таких заданий мало кто возвращается живым. В перестрелках и от пыток погибла большая часть группы. Космодемьянская организовала поджог трёх домов, но была арестована, её пытали и повесили, но перед смертью девушка произнесла пламенную речь, призывая бороться с фашистами.
Легендарная лётчица Валентина Гризодубова (небольшая улица в Цыганском посёлке явно не соответствует масштабу этой чудесной личности) во время войны командовала 101-м Авиаполком. На своём самолёте она совершила более 200 боевых вылетов, в том числе ночных. После войны Валентина Гризодубова работала в гражданской авиации, в 1963 году по её инициативе создали научно-исследовательский центр на аэродроме Солнцево.
Ещё одна лётчица — Марина Раскова, летала вместе с Валентиной Гризодубовой — улицы, кстати, тоже рядышком. В 1938 году их экипаж, где Марина была штурманом, а Валентина — командиром, совершал беспересадочный перелёт Москва — Дальний Восток. При вынужденной посадке Марина выпрыгнула с парашютом в тайгу, имея из провизии только две плитки шоколада в кармане. На них и продержалась целых 10 суток, пока лётчицу не нашли. В Великую Отечественную Раскова добилась разрешения на формирование женских боевых частей. Погибла во время авиакатастрофы в 1943 году — в сложных метеоусловиях летела на фронт.
Женщина в науке
Вообще редкий случай столь громкого женского имени в отечественной науке — Софья Ковалевская. Математик и механик, прожившая всего 41 год, первая в России женщина-профессор и первая в мире женщина-профессор математики.
Испанская коммунистка
Название улицы могут выговорить только тренированные екатеринбуржцы — Долорес Ибаррури, — но даже не каждый из них знает, что это женщина, а не мужчина. Долорес — известный деятель международного коммунистического движения, оппозиционер диктатуры Франко, в 40-х годах прошлого века была генсеком компартии Испании. Долгие годы прожила в СССР и имела советское гражданство. Сын Ибаррури Рубен Руис погиб в Сталинграде, ему присвоили звание Героя Советского Союза.
Счастья вам, женщины!
— Странное название, — комментирует историк улицу Советских Женщин, что в Цыганском посёлке. — Как будто если не советские, то и не женщины. Таких наименований в Екатеринбурге несколько — например, Северных Радистов на Семи Ключах.
А вот у самой праздничной улицы 8 Марта (репортаж о ней мы публиковали накануне праздника) есть интересная история, её переименовывали экстренно.
— У нас на протяжении 10 лет была улица Троцкого, который уже тогда считался главным оппозиционером, — рассказывает Евгений Бурденков. — В 1928 году переименовали, присвоив название 8 Марта. Это сейчас во многом смысл праздника непонятен, но если перенестись в 1917-й, то увидим, что Россия была жёстким патриархальным государством. Почитайте Мамина-Сибиряка: женщин били, убивали мужья — обычное дело. Равенство мужчины и женщины было очень прогрессивной идеей, одним из пунктов программы большевиков, изменивших общество.
Тест, иллюстрации: Пётр ГИНДИН / E1.RU