С октября 2016 года сотрудников таможни в аэропорту Кольцово учат искусству профайлинга. Обучение прошли больше половины таможенников, остальным ещё предстоит понять, как распознавать ложь по жестам, мимике и поведению человека.
Технология уже приносит свои плоды. По словам начальника таможенного поста Дмитрия Шишкина, на досмотре таможенники стали распознавать запрещённые предметы и вещества в багаже и ручной клади пассажиров в два раза чаще, чем в прошлом году. Например, за январь и февраль 2017 года было выявлено порядка 60 административных правонарушений.
– В профайлинге всё базируется на том, что пассажира вводят в стресс. В таких ситуациях большинство людей не контролируют свои действия – направление взгляда, сглатывания, потливость, – пояснил Дмитрий Шишкин. – Например, в толпе к подозрительному человеку может подойти сотрудник таможни и просто молча стоять рядом. Если пассажир везёт, например, наркотики, он начинает чувствовать опасность и выдаёт себя.
Важная часть учёбы на профайлера – тренировки на практике. Для одного такого занятия в Кольцово позвали группу студентов и журналистов. В число "подопытных" попали и корреспонденты E1.RU.
Перед тем как пройти досмотр, разбираем "закладки". Кому-то достаются пачки измельчённых евро и долларов, имитаторы наркотиков или кастеты, а мне – огромный нож в чехле. Прячем "запрещёнку" в сумки, рюкзаки, карманы, рукава, в сапоги и даже среди волос в причёске. Студентам здесь пригождаются навыки скрывания шпаргалок на экзаменах.
Пока стоим в очереди на досмотр, толпу молча и пристально оглядывает сотрудник таможни. В этот момент он подмечает нюансы поведения каждого пассажира. Подозрительных видно уже на этом этапе – как правило, у них потеют руки, они нервно озираются, пытаются не столкнуться взглядом с сотрудником и чрезмерно контролируют ситуацию.
Проходим рамку, и мой нож сразу распознают на рентгеновском аппарате, через который приходится пропустить рюкзак. Как объяснила девушка-таможенник, даже если бы холодное оружие было спрятано где-то в одежде, его невозможно было бы скрыть – запищала бы рамка металлоискателя. Пронести нож или кастет – никаких шансов.
С наркотиками и пачками денег сложнее. Если рядом нет специально обученной собаки, которая может учуять их, остаётся надеяться только на человеческую внимательность.
Девушки, спрятавшие пакетики с фальшивым героином в сапоги и в волосы, оказались хитрее всех. Выявить в них контрабандистов удалось не сразу, "раскололи" только в комнате личного досмотра. Отвести туда могут тех, кто не сознаётся в том, что у него есть "запрещёнка", а осмотр вещей ничего не даёт. Тогда сотрудники доверяют своей интуиции и, что называется, перестраховываются.
– Видно, что девушка нервничает – руки трясутся, глаза бегают, – объясняет сотрудник причины для задержания. – А этот молодой человек не смотрел мне в глаза, поэтому вызвал подозрение. При просьбе показать содержимое рюкзака начал суетиться. Доставал вещи в несколько этапов, видно, что не хотел что-то показывать. В итоге достал всё, кроме маленького свёртка на дне. В нём и оказался "героин".
– Ребята, у кого ещё остались наркотики? – на весь зал прилёта кричит женщина, ответственная за инвентарь. После паузы таможенники, студенты и журналисты взрываются смехом.
Большое значение в работе таможенника играет манера разговора с подозрительным пассажиром. Здесь есть свои нюансы, на которые мало кто обращает внимание в обычной жизни.
– Сначала мы задаём нейтральные вопросы, которые не вызывают у человека стресс – как зовут, откуда прилетели, чем занимались в поездке. Это помогает потом увидеть, насколько у него отличается реакция на вопросы о запрещённых предметах и веществах, – рассказал E1.RU главный государственный таможенный инспектор таможенного поста в Кольцово Евгений Косцов. – Когда человек врёт, то он пытается не выдать себя какими-то движениями, но при этом упускает другие процессы, которые проходят неосознанно. Например, глаза двигаются за доли секунды. Если перед ответом человек смотрит вверх, то он визуализирует и вспоминает информацию, а если смотрит вниз, то он придумывает её.
Не обходится в работе таможни и без курьёзных случаев. Например, недавно рейсом из Египта прилетел пассажир, которого сложно было не посчитать подозрительным…
– Он был одет в национальные одеяния, видимо, верующий мусульманин. Летел из Иерусалима через Египет. С собой он привёз зубную пасту, – вспоминает Евгений Косцов. – Но количество пасты и его поведение говорили о том, что его пропускать нельзя. У него было больше сотни тюбиков пасты – это целая сумка. При общении он абсолютно абстрагировался, смотрел в одну точку. На стандартный вопрос "Зачем вам столько пасты?" он отвечал "Чтоб была", а на вопрос "Как часто летаете?" говорил "Как Аллах даст". Нам ничего не оставалось, как направить эти тюбики на экспертизу, думали, там наркотики, потом уже решили, что под видом пасты могут пытаться провести какие-то взрывчатые средства… В итоге это действительно оказалась зубная паста. Зачем она ему в таком количестве – он не объяснил.
За рубежом, например, в Израиле, подобные методики используются уже давно и показали свою эффективность. Не зря израильская таможня считается одной из самых суровых в мире. В России же профайлинг пока не так развит. Екатеринбургский аэропорт Кольцово один из первых в стране применил эту технику и поставил на поток обучение сотрудников.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU
Видео: Руслан ШАРАФУТДИНОВ / E1.RU