Е1.RU продолжает изучать улицы и переулки Екатеринбурга. Мы ищем интересные истории, вспоминаем яркие факты и пытаемся посмотреть на каждую улицу с нового ракурса. В этот раз мы взялись за улицу, которую называют парадными воротами города — улицу Свердлова.
Свердлова тянется на 1 020 метров от улицы Шевченко до Челюскинцев, в Железнодорожном районе города.
Пройти её пешком можно за 12 минут, а на автомобильную экскурсию уйдёт 2 минуты без пробок и 5 минут, если всё-таки вы встанете в пробку (а в час пик такое здесь вполне возможно).
Исторически улица меняла своё название три раза. Изначально она называлась Верхотурская или Верхотурский тракт, потом в начале ХХ века её назвали Арсеньевским проспектом в честь пермского губернатора Дмитрия Арсеньева. Говорят, что он положил немало сил, для того чтобы Пермь, а потом и Екатеринбург выглядели, как европейские города. И в начале ХХ века по решению администрации Верхотурскую переименовали в Арсеньевский проспект.
По словам историков, улицу переименовали после того, как Свердлов в годы первой русской революции побывал на заводе Ятеса. Тогда рабочие завода участвовали в митингах и демонстрациях в Екатеринбурге. Это и повлияло на решение Городского совета присвоить улице имя Якова Свердлова.
На прогулку мы пригласили доцента кафедры истории искусств УрФУ Евгения Алексеева. Экскурсию начинаем не от вокзала, как многие гости нашего города, а с другой стороны — от ТЮЗа, здесь Свердлова срастается с другой исторической улицей — Карла Либкнехта.
Если двигаться по улице по правой стороне, так сказать, идти на запах свежей выпечки, то можно уткнуться в хлебозавод. Здесь мы и остановились, чтобы поговорить об этом объекте поподробнее.
— Первый интересный объект — это фабрика-кухня — здание в стиле конструктивизма. Это одна из первых и крупнейших в стране фабрик-кухонь. Надо заметить, что в 20-х годах большевики проводят политику под названием «долой кухонное рабство», за освобождение женщин, и в крупных городах Советского Союза возникают подобные пищевые комбинаты. Как пишут знатоки, ежедневно на этой фабрике обеды готовили для 10 тысяч человек, — рассказал Евгений Алексеев.
В 20-х годах здесь возникает первый на Урале хлебозавод, известный сегодня екатеринбуржцам как «Смак». К 90-летию производства мы готовили большой материал и подробную историю этого здания.
— Улица кардинально изменилась в послевоенное время, в начале 50-х годов прошла серьёзная реконструкция, и, наверное, сейчас эта улица представляет единый ансамбль неоклассики, даже сейчас, если мы посмотрим на проспект Ленина от здания УрГУ до здания УПИ, то мы не увидим подобного единообразия, как здесь, — пояснил Евгений.
Школа появилась здесь в 1950 году. А в гимназии выпустили альманах «Кольца памяти», где описали историю возникновения здесь учебного заведения.
«На месте почтового адреса Лермонтова, 11 выкопали огромную яму, навезли щебня, кирпичей, раствора, известки, досок и прочей строительной дребедени. Строители потеснили своих «деревенских» соседей. К апрелю 1950 года был закончен 2-й этаж. Выходя весенним вечером на лавочку перед домом, «деревенские» соседи авторитетно заявляли: «К сентябрю не поспеют». Однако в сентябре 1950 года двери новенькой, четырёхэтажной школы открылись для учащихся 1–7 классов. Сама школа отличалась от той, что мы видим сейчас: не существовало пристроя, включающего мастерские технического труда, 309 и 409 кабинетов; учащиеся входили в школу через парадный вход с улицы Лермонтова», — написано в альманахе гимназии.
С начала XX века улица воспринималась как парадный въезд в город. Многие гости Екатеринбурга прибывали как раз по этой улице. Хотя краеведы и историки города пишут, что и в конце XIX века она выглядела довольно эффектно. Симпатичные купеческие здания, деревянные и каменные, украшали её. Интересный факт, что раньше улица была в два раза уже.
— Неоклассические дома строили за старыми домами, и улица была гораздо уже. Старые домики оставались, пока шло строительство пятиэтажных сталинок, а потом старые снесли, расширив улицу в два раза, — рассказал Евгений.
Степан Петрович Ярков, чьи рисунки представлены выше, как раз застал тот период, когда строили новые дома и сносили старые. Увиденное он нарисовал и описал, позже эти рисунки и текст опубликовали в альбоме «Екатеринбург глазами художника».
Рядом с гимназией стоит ещё один интересный объект, хотя для тех, кто родился в 90-х, а то и вовсе в 2000-х, эта высотка может показаться неинтересной, только что необычный куб на крыше привлекает внимание.
Изначально здесь собирались строить гостиницу, но она была спланирована в советское время, и по плану в номерах не было душевых — какая-то коридорная система, нелепая для современных требований. Поэтому здание было неинтересно предпринимателям и его долго не могли продать.
— В конце 90-х я даже залезал на вершину этого здания. Его очень долго строили и перестраивали. По сути здание начинают строить в начале 70-х, может быть, даже в середине, и проект-то был довольно типовой, но по каким-то причинам построить не успели. В конце 80-х строительство останавливается, а когда появились средства и возможности его достроить, то оказалось, что проект устарел, — рассказал Евгений Алексеев.
Если смотреть на улицу Свердлова со стороны вокзала, то кажется, что на гостинице улица и заканчивается — Свердлова будто упирается в здание.
— В 70-х пожелали построить гостиницу именно в этом месте, специально, чтобы создать такой визуальный эффект, — добавил Евгений.
Вернёмся чуть-чуть назад, на перекрёсток с улицей Мельковской. Когда-то она играла особую роль. Раньше здесь была Мельковская слобода, и есть несколько теорий, почему Мельковку назвали именно так. Историки выдвигают версию, что здесь поселился человек по имени Мал, который был подрядчиком на екатеринбургском заводе. Там, где он жил, и образовалась эта слобода.
Когда-то на месте территории Уралтрансмаша две дамы — жёны горных инженеров — решили построить бумажную фабрику. Они выкупили место и начали строить плотину, но у них ничего не получилось, а на этом месте в 1817 году образовалась золотопромывальная фабрика. Рассказывают, что горные чиновники открыли россыпи золотоносного песка на реке Мельковке. Они планировали открыть частный прииск, но казна быстро перекупила участок, и в том же году на Мельковке, в начале современной улицы Свердлова, заработала золотопромывальная фабрика.
— Это было связано со Львом Брусницыным, который изобрёл метод добычи золота из песка из речных долин. Позже эту фабрику выкупает Петр Тэт, он основал Мельковскую механическую фабрику — и это становится один из крупнейших заводов дореволюционного Екатеринбурга, потом его выкупает Фома Ятес, — рассказал научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков.
После революции завод Ятеса национализировали, сейчас эту территорию занимает завод Уралтрансмаш, а на его территории собираются строить новый жилой квартал.
По задумке проектировщики хотели вернуть на поверхность реку Мельковку, которая сейчас течёт по подземным коммуникациям, но это, к сожалению, оказалось невозможно, и планируют поставить сухой фонтан. Кстати, жильцы стоят горой за свой район. На последних публичных слушаниях они не одобрили проект и проголосовали против этой застройки.
Но, что-то мы углубились в историю, идём дальше. Здесь улицу заполонили сталинские дома, а на первых этажах развернулись магазины, так было заложено исторически. Первые этажи с большими окнами специально предусмотрены под торговые точки. Правда, сейчас здесь засилье шубных магазинов, а раньше на Свердлова стояли мастерские, трактирные и портьерные лавки.
— Здесь начинается комплекс зданий неоклассики — конец 50-х годов. Они-то как раз интересны однообразием художественного решения, но интересно ещё и то, что над ними работала целая группа архитекторов. Реконструкцией улицы руководил архитектор Виктор Безруков, а Домбровский, Рейшер и Емельянов участвуют в разработке отдельных зданий, — пояснил Евгений.
Евгений рассказал, что такой принцип ансамбля связан с тем, что у нас в городе хотели подражать Москве, а именно улице Тверской (в прошлом улица Горького).
— Когда говорят, что архитектура — это застывшая музыка, то это не просто красивая метафора, а в этом есть определённая логика, потому что в архитектуре, так же, как и в музыке, есть ритм — повторяемость. Неоклассика использует эту систему — ясный ритм, однообразие, как красивые колонны солдат на параде, — пояснил Евгений Алексеев.
От разговоров о музыке переходим к «Дому музыки», а раньше здесь был кинотеатр «Урал». Мы решили не просто пройти мимо, но и заглянуть внутрь. Приветливые сотрудники не стали требовать с нас билеты, разрешили оглядеться и даже пофотографировать. Внутри всё осталось таким, каким строили изначально.
«Урал» здесь появился в 50-х годах, он сразу же был запланирован как кинотеатр в этом районе, а «Дом музыки» здесь появился в 2006 году.
— У нас здесь работают очень хорошие коллективы — камерный оркестр «B-A-C-H», он раньше базировался в филармонии, а в связи с тем, что и филармонический оркестр большой очень, решили им выделить репетиционную площадку, и в этот момент как раз организовали концертное объединение — городской «Дом музыки» — и для него подобрали это здание. По сути здесь репетиционная площадка камерного оркестра «В-А-С-Н» и хор «Доместик» имени В. Копанева, — рассказали сотрудники «Дома музыки».
Идём дальше и замечаем, что с некоторыми зданиями наши современники обошлись крайне неаккуратно или, проще говоря, не заморачивались, например, здесь просто забетонировали дверь.
Сотрудники проектного института чтят историю и даже опубликовали материал, где рассказывают о здании, в котором работают, вот фрагменты из него:
«По воспоминаниям старожила города Екатеринбурга архитектора В.В. Безрукова, на территории, где сейчас находится служебно-производственное здание Уралгипротранса, в конце XIX столетия стараниями екатеринбургского купца Пимена Лузина на Мельковской площади у конца Арсеньевского и начала Вознесенского проспектов была построена одноэтажная краснокирпичная шатровая церковь. В тридцатых годах прошлого века церковь была разобрана, и именно из её кирпичей построена центральная часть здания института Уралгипротранс».
Поводом к строительству церкви послужило счастливое спасение императора Александра III с семьёй во время покушения на него в октябре 1888 года. Из-за этого произошло крушение поезда недалеко от украинской станции Борки, когда поезд с императором и его семьей возвращался из Ялты в столицу.
«Весть о чудесном спасении императора и его семьи быстро разнеслась по стране, что стало причиной религиозного всплеска — на народные пожертвования были построены десятки церквей и часовен, и Александро-Невская (Лузинская) одна из них».
В 1929 году церковь закрыли, а в начале 30-х она была разрушена. На её месте и из её кирпичей соорудили четырехэтажную школу-десятилетку № 16, но школа просуществовала недолго. В войну её преобразовали в эвакогоспиталь.
После войны здание передали Урало-Сибирскому округу железных дорог, а позже в нём разместился Уралгипротранс.
Переходим на другую сторону улицы — здесь в доме № 58 по Свердлова жила Белла Дижур — мама известного уральского скульптора Эрнста Неизвестного.
А сама Белла Абрамовна была поэтессой и прозаиком. Впервые её стихи были опубликованы в 1937 году в альманахе «Уральский современник». Первая книга стихов «Раздумья» появилась в 1954 году. В последующие годы Белла Абрамовна наряду с литературным творчеством активно занималась научными изысканиями в области криминалистики: в Свердловске мать Эрнста Неизвестного была химиком-экспертом НТО областного управления милиции.
Известно, что Белла Дижур была наставницей для многих инакомыслящих того времени, и её дом в Свердловске был приютом для тех, кто так или иначе выражал недовольство советской действительностью.
Дома соединяют необычные арки с вазонами. Кстати, на этой входной группе их восстановили совсем недавно.
Во дворах дома на Свердлова тоже есть на что посмотреть.
Движемся дальше и подходим к дому № 27, который видно издалека из-за его необычной башенки со шпилем на крыше.
Вокруг этой башенки ходит много баек. Романтики говорят, что там творили художники, а любители мистики рассказывают истории о работниках КГБ, базировавшихся там. Большинство экспертов, в том числе и защитник памятников Олег Букин, говорят, что башня использовалась в качестве смотровой площадки, в частности, за ситуацией на железной дороге, близ которой и находится башня. К тому же на момент строительства (1954 год) здание принадлежало Свердловской железной дороге.
Существует мнение, что на противоположной стороне улицы на доме, который стоит напротив, хотели построить аналогичную башенку, чтобы обозначить парадный въезд в город, но этого так и не случилось.
— В то время огромное количество людей жили в бараках, коммуналках, и государство желает улучшить условия жизни людей, но для этого требуется строить быстро и дёшево, поэтому отказываются от любых излишеств и по сути отказываются от индивидуальных проектов. Начинается эпоха тиражного строительства, не зря говорят, что конец 50-х — это кризис для архитектора, — рассказал Евгений Алексеев. — Башенки были запланированы сразу, но одну успели построить, а вторую якобы запретили строить. Я не находил подтверждения в документах, это некая байка. Говорят, что эта башня вызвала гнев столичного руководства, и не только местный главный архитектор, но даже представитель администрации пострадали от критики Хрущёва.
По соседству стоит Дворец культуры железнодорожников. Он стоит практически напротив железнодорожного вокзала (сам вокзал стоит на другой улице, поэтому про него мы расскажем в следующий раз).
В пресс-службе СвЖД рассказали, что в начале 30-х годов XX века архитектор Константин Бабыкин спроектировал просторное, удобное и современное здание специально для Клуба железнодорожников, который в те годы размещался в доме на Карла Либкнехта, 38.
«Первую очередь здания (зрительный зал на 300 мест и кружковые комнаты) возвели в ноябре 1933 года, а в 1934 году состоялся переезд. В те годы в Клубе уже существовали научная, военно-спортивная, драматическая, музыкальная, хоровая и литературно-библиотечная секции, был создан первый на Урале ТРАМ — Театр рабочей молодёжи. В 1940 году был достроен и начал работать большой зал на 925 мест с механизированной сценой, просторными фойе, помещениями для выставок и подсобными помещениями. В октябре 1967 года Клуб был переименован в Дворец культуры железнодорожников», — пояснили в пресс-службе.
В сквере рядом с ДКЖ установлена точная копия паровоза Черепановых (первый российский паровоз, созданный Ефимом и Мироном Черепановыми в 30-х годах XIX века), изготовленная по сохранившимся чертежам. А рядом стоит узкоколейный паровоз.
К 70-летию Победы здесь появился памятник «С чего начинается Родина». На переднем плане бронзовой композиции — мальчик, примеряющий дедовскую шинель, за ним — стена из рамок, в которых екатеринбуржцы разместили фотографии своих родственников — участников войны.
Замыкает улицу стела, которую поставили Якову Свердлову, в честь которого и названа одна из центральных улиц нашего города. Несколько лет назад на стеле установили орден Ленина с новой надписью «Свердловск орденоносный».
На этом наша экскурсия заканчивается, и мы уже начинаем готовиться к следующей прогулке. Несложно догадаться, что в начале марта мы отправимся на улицу 8 Марта.
Напомним, первая наша прогулка была по улице Шейнкмана, вторая серия нашего проекта посвящена одной из самых старых и самых «исторических» — улице Горького. Потом мы решили оставить центр и съездить на Вторчермет — в царство заводов и поэзии на улицу Титова. А потом вновь вернулись в центр города, но не на улицу — мы решили прогуляться по переулкам Банковский и Театральный. После этого мы отправились на Уралмашзавод изучать улицу Машиностроителей, которую женщины мостили камнями, а «Смысловые галлюцинации» убирали там снег.
Яндекс. Карты; предоставлены Евгением АЛЕКСЕЕВЫМ;
предоставлены Светланой ДМИТРИЕВОЙ ОАО «Уралгипротранс»;
wikipedia.org; Министерство строительства Свердловской области
Видео: Максим БУТУСОВ / Е1.RU; GRAFF interactive / youtube.com