Дата 21 января 1967 года круто изменила жизнь Свердловска и каждого его жителя — благодаря младенцу, который появился на свет в тот день и стал миллионным по счету обитателем города.
К превращению Свердловска из обычного города в миллионник местные власти тщательно готовились: ребенка, которому суждено было олицетворить красивое число, вычисляли заранее. В итоге выбрали сразу 7 новорождённых и объявили их «избранными» — миллионными жителями.
— Чтобы никому не было обидно, власти города решили выбрать не одного, а 7 миллионных жителей — по количеству районов Свердловска. Дети были из разных слоёв населения, начиная от простых рабочих, заканчивая интеллигенцией. Мне кажется, что даже велась предварительная работа по поиску положительных семей, у которых в конце января должен родиться малыш. Воспитывать миллионного жителя повезло и моим родителям, — рассказывает Игорь Кузнецов, один из тех самых семи счастливчиков, ставших историей города.
Игорь родился 21 января 1967 года в роддоме № 23 на Эльмаше в семье рабочих. Родители мальчика трудились на заводе имени Калинина. Мама была переплётчиком, отец — сварщиком. Игорь стал вторым ребёнком, в семье к тому времени воспитывалась 6-летняя дочь Лена. Семья Кузнецовых даже не подозревала, что именно на них власти сделали ставку.
— Мы даже не знали, что готовится миллионный житель. Я была удивлена, когда в роддоме меня встретили как-то по-особенному. Все пытались угодить. Когда рожала дочь Лену, такого не было. А тут даже отдельную палату выделили, — рассказала Е1.RU мама Игоря Александра Кузнецова. — О том, что Игорь стал миллионным жителем, я узнала уже потом, когда мне принесли сына на кормление.
Семья Кузнецовых, которая ютилась в бараке, после рождения сына-миллионника без очереди получила двухкомнатную квартиру на улице Старых Большевиков.
— Это была просто сказка для нас! Нас с почестями встречали, поздравляли. Игорю вручили свидетельство о том, что он миллионный житель, и медаль. Мы их до сих пор храним, — рассказывает мама Игоря.
Рождение сына оказалось вдвойне приятным ещё и потому, что родители ждали девочку.
— Мне ворожили, говорили, что будет девочка. Мы даже выбрали имя Таня. Когда я узнала, что у меня мальчик, я так обрадовалась. Очень хотела мальчика, хотела мужу угодить, ведь дочка у нас уже была, — добавляет Александра Николаевна. — Игорь родился исключительным ребёнком, он даже не плакал, и мы ночами спали спокойно. Имя, кстати, ему выбрала сестра.
В ДК имени Сталина на Уралмаше даже провели торжественную регистрацию новорождённого.
— Власти организовали целое выездное заседание, зал был полон чиновников. Игорю подарили чехословацкого медведя ярко-жёлтого цвета. Мне вручили салатовую коляску — для тех времён тотального дефицита это был шикарный подарок, — рассказывает мама Игоря.
После того как все торжественные мероприятия отгремели, о детях-миллионниках власти вспомнили лишь однажды — когда ребята пошли в первый класс. К тому времени их осталось шестеро — одна малышка умерла, не дожив до года.
— Нас всех собрали в администрации на Ленина, 24 и устроили торжественный обед с тортом, на котором, как сейчас помню, был нарисован календарь, с отмеченным числом 21 января. После этого о нас больше не вспоминали, — говорит Игорь.
В школе Игорь учился хорошо. После окончания восьми классов он поступил в техникум.
— Шалопаем был редкостным. Разбитная молодость, и ничего толком в своей жизни я не добился. Я мечтал стать машинистом, потому что я в детстве три года занимался на детской железной дороге. Но в железнодорожный техникум меня не взяли. В итоге я пошёл в свердловский техникум транспортного строительства. Отучился там год и понял, что это не моё. В итоге ушёл на родной завод имени Калинина, отучился там на фрезеровщика, — рассказывает миллионный житель города.
На заводе он проработал полтора года, а потом увлёкся другой профессией — водителя.
— Соседский парень, он был старше, брал иногда меня по работе прокатиться. Меня так увлекла эта профессия, что я просто ей бредил. В итоге я большую часть своей жизни проработал водителем. Я работал в Метрострое, в «Облшвейбыте», — говорит Кузнецов.
Сейчас он работает в сфере грузовых перевозок.
— С 1997 года являюсь индивидуальным предпринимателем. Хотя это громко сказано. У меня нет крупных компаний и больших доходов. У меня есть свой грузовой фургон, и уже 8 лет я занимаюсь грузоперевозками по области, у меня договор с одним фармацевтическим складом, — объясняет мужчина.
— Вы когда-нибудь пользовались тем, что являетесь миллионным жителем?
— Было один раз, когда я держал пивной павильончик на Уралмаше. Я его построил на собственные деньги. Но его всё время хотели сломать, снести. Я же пытался удержаться. Когда чуть ли не к стенке был припёрт, пришлось выложить, что я миллионный житель. Но даже это мало повлияло на ситуацию. В итоге я продал павильон.
— А по жизни вы везунчик?
— Мне всегда крупно везло в жизни. Я не выигрывал в лотереи, но с людьми мне всегда везло. Я всегда сталкивался с людьми, у которых чему-то мог научиться.
Уже больше 20 лет Игорь живёт со своей гражданской женой Мариной. Они воспитывают 19-летнюю дочь Полину — ныне студентку Национального исследовательского ядерного университета МИФИ.
— Моя дочь — моё самое большое достижение в жизни, — признаётся Игорь. — Что касается моей супруги, то это была любовь с первого взгляда. Как только я её увидел, понял, что без неё уже не смогу.