Город "Хочу домой": как в Екатеринбурге спасают кошек и собак, которые никому не нужны

"Хочу домой": как в Екатеринбурге спасают кошек и собак, которые никому не нужны

Их удел - клетка, миска с кормом и пять минут человеческой ласки в день.

Кошки порой живут на передержках годами – и не могут найти хозяев. 

Пятиэтажная хрущёвка в спальном районе, железная дверь. Стоит только зайти в квартиру, как у ног появляется большая белая кошка, ластится и негромко мяукает. Это Корица, она живёт здесь уже больше года, поэтому передвигается по квартире свободно, в отличие от многих других животных – они сидят в клетках. Некоторые – потому что у них особая лечебная диета, другие – из-за задиристого характера.

В каждой клетке – миски с водой и кормом, лоток, игрушки и небольшой гамак – любимое место котов.

В этой вполне обычной "трёшке" сейчас живут 18 кошек. Живут одни – люди приезжают почти каждый день, но ненадолго. Так – прибраться, покормить и, может, полчасика потискать. Главное, что здесь тепло, сыто и безопасно. А ласка уже будет в новом доме от своего хозяина.

Кошка Корица живет на передержке больше года и никак не может найти новый дом. Она очень ласковая, но стесняется людей, когда ее привозят на выставки, говорят волонтеры. 

Частный сектор, высокий железный забор, калитка открывается со скрипом, за ней нас встречает молодой парень с крупным чёрным псом на поводке, который рвётся в нашу сторону с громким лаем. Не агрессивным, нет! Он хочет прыгать и веселиться. Это Алексей и Фридрих. Алексей – волонтёр, который приходит в приют "Сириус", чтобы выгуливать собак. Он берёт на себя активных крупных псов, которые любят хорошенько побегать. Фридрих один из таких – молодой кобель, энергичный и контактный, который здесь живёт. Пока. Те, кто работает с бездомными животными, всегда уточняют, что это временный дом – передержка, а не приют. В приюте животные остаются навсегда, а с передержки рано или поздно уезжают домой, к хозяину.

На территории частного дома построено два десятка больших вольеров с утеплёнными будками. В каждом – по 2-4 собаки, всего – 52. Зимой вольеры закрыты тяжёлыми утеплёнными шторами, чтобы животные не мёрзли. Ещё несколько псов живут в доме в клетках – это те, кого от холода не спасут даже шторы – очень уж короткошёрстные, больные или просто уже старые. Ещё в доме постоянно живут два сторожа – тоже бывшие бездомные.

Для тепла вольеры завешивают шторами. 

И городскую квартиру для кошек, и частный дом для собак когда-то арендовали активисты Благотворительного фонда помощи бездомным животным. Хозяева разрешили содержать животных.

– Знают ли соседи? Конечно. В случае с кошками они не против, кое-кто даже помогает ухаживать, – рассказывают волонтёры. – С собаками сложнее – они громкие, их много. Разумеется, те, кто живёт вокруг, недовольны. Были даже серьёзные конфликты, угрозы и попытка поджога, но всё это удалось уладить. По крайней мере, пока.

Против тихих кошек соседи обычно не возражают, а вот шумные собаки вызывают негатив. 

Помимо "Сириуса" у Благотворительного фонда помощи бездомным животным есть ещё 4 передержки в городе и 13 – в ближайших городах области. Это ещё плюс 150 собак. Также несколько небольших передержек для кошек, где в общей сложности насчитывается около 30-40 морд.

Во сколько обходится содержание такого поголовья?

– На каждую собаку в среднем нужно полкило корма, значит на 200 собак, которых приютили волонтёры фонда, уйдёт до 100 килограммов. Корм эконом-класса стоит 90-100 рублей за килограмм. 100 кг х 100 рублей = 10 тысяч в день. Умножаем на 30 дней – получается 300 тысяч в месяц. Это только корм, и только собакам, – говорят волонтёры. – Плюс ещё кошки, а также животные в клиниках. Плюс нужны деньги на стерилизацию, медикаменты, оплату работы ветврачей и так далее.

Только на корм для собак волонтёры тратят по 10 тысяч в день. 

Все эти деньги – исключительно пожертвования добрых людей и личные деньги волонтёров фонда. Единственная компания-спонсор – сеть магазинов, которая перечисляет в пользу бездомышей процент с продажи определённых товаров, но в общей массе это тоже совсем не много. Ближайшую акцию по сбору денег устроят в воскресенье, 25 декабря, с 12:00 до 14:00 у главного входа в Театр эстрады. А сегодня, 24 декабря, с 12 до 17 часов у станции метро "Площадь 1905 года" будут собирать макулатуру – вырученные деньги тоже пойдут бездомным кошкам и собакам.

Кроме денег, организаторам фонда не хватает ещё кое-чего очень важного – людей. Кто-то приходит помогать с кормлением, выгулом и обучением собак, кто-то – на массовые прогулки. Кошачью передержку тоже регулярно посещают добровольные помощники, они же участвуют в зооярмарках, где пристраивают кошек. Но таких людей не наберётся и 20 человек. Этого мало.

Пристроить даже такую симпатичную кошку – большая проблема для фондов. 
Что уж говорить о больных и увечных.

– Пристрой – самая большая проблема, – признаются в фонде. – Для хорошего пристроя нужен хороший пиар. Надо регулярно делать красивые фото животных и писать интересные посты о них в соцсетях, а у волонтёров, которые заняты работой с самими животными, на это обычно просто не хватает времени. У фонда даже есть свой канал на YouTube, но опять же нет рук, чтобы наполнять его. А вы представьте, сколько смешных и трогательных видеороликов можно сделать!

Промзона, склады. В длинной линии одинаковых тяжёлых дверей открывается одна, проскальзываю внутрь и немного теряюсь в полумраке. Когда глаза привыкают, вижу стену из кошачьих клеток – в буквальном смысле. Три в высоту и около пятнадцати в длину. И ни одной пустой. Кто-то громко мяучит, кто-то мурлычет и льнёт к прутьям, некоторые спят в дальнем углу или просто смотрят на меня с разной степенью равнодушия. Татьяна, владелица всего этого склада и стада, привычными движениями раскидывает по клеткам корм, меняет наполнитель в лотках. С кошками разговаривает ласково, но строго, из клеток никого не выпускает. Вокруг меня уже вертится несколько собак, они тоже здесь живут и решили облаять незнакомку.

В приюте больше 50 таких клеток. Ни одна не пустует. 

Заглядывая в клетки, я начинаю узнавать некоторые морды – я их видела в Instagram @catsekb. Но на фотографиях в сети их красота видна во всём блеске, а здесь, в полумраке склада, это просто кошки, которые "все серы".

Татьяна всё здесь делает сама. Попадают к ней животные, как и во все другие приюты, сбитые машинами, выпавшие из окна. Она принципиально берёт только больных, тех, кого надо спасать. И никому не доверяет ни лечение, ни уход за ними. Приезжает на склад каждый день. Впрочем, признаётся, что за несколько лет уже так наловчилась, что на всю уборку, кормёжку и процедуры тратит не более полутора-двух часов.

В этом приюте – только больные котики. 

На что содержит? На свои.

– Без экстренных случаев на то, чтобы прокормить всех котов и кошек, уходит 40-50 тысяч рублей в месяц. Плюс оплата аренды склада, – подсчитывает Татьяна.

Ей удаётся покупать корм подешевле – для этого надо очень хорошо уметь договариваться с людьми. Корм, например, закупается у компании Royal Canin – специальный, для приютов. Татьяне удалось доказать производителю, что они являются неофициальным приютом. Почему неофициальным? Потому что регистрироваться как благотворительный фонд или НКО в России слишком сложно, дорого и муторно – замучают проверками из всех возможных и невозможных инстанций. К тому же и фонда-то по сути никакого нет, раз большая часть средств на животных идёт из личного кармана. Сборы пожертвований команда @catsekb проводит крайне редко – только когда возникает острая необходимость, например, резко появляется много больных кошек.

Instagram-аккаунт, через который "пиарятся" кошки Татьяны, позволяет пристроить в среднем 10 кошек в месяц – это очень много. При этом условия, на которых животные передаются в новый дом, весьма строгие: только в Екатеринбурге, в свою квартиру, с сетками на окнах, без выгула, без выездов на дачу, на корм премиум-класса. Под договор с последующими фотоотчётами. На таких условиях животных отдают и все остальные фонды, приюты и передержки. Татьяна лично проводит собеседования с кандидатами на "усыновление" по телефону, прежде чем приглашать их на передержку. Признаётся: если по голосу человек не понравится, даже разговаривать не будет.

Парковка, зоомагазин, ветеринарная клиника, в дальнем углу двора – железная дверь, за ней кучка молодых людей снимает верхнюю одежду, развешивает её в импровизированном гардеробе. В коридоре кучкуются другие студенты в белых халатах. В конце коридора – учебная аудитория со старыми партами, меловой доской. Дальше – вольеры: для пони, козлов, собак. Ещё здесь живут кошки, свиньи, шиншиллы и даже петух. Собака по кличке Куба – старожил, у неё своё место с большой подушкой.

Собака Куба – главный "учебный объект" будущих ветеринарных врачей: её прощупывают, осматривают, она уже сама спокойно подаёт лапу для сдачи крови.
Здесь живут самые разные животные – даже петух есть.

Центр реабилитации животных – это учебная база ветеринарного факультета Уральского государственного аграрного университета (он же – Сельхозакадемия). Здесь уже четыре года помогают пострадавшим бездомным животным, а заодно обучают будущих ветеринаров и кинологов. Но поскольку пристраивать уже вылеченных животных крайне трудно, здесь сформировался по сути стихийный приют. На 19 декабря в центре значится 32 кошки и 28 собак. На прошлой неделе был хороший пристрой – 3 кошки и 6 собак, но это редкость. Пристраивают в основном через соцсети и прочие интернет-ресурсы.

В центре постоянно работают примерно 50 студентов, в их обязанности входит лечение, кормление, уборка, выгул. Но поскольку студенты зачастую – народ безответственный, основная работа ложится на плечи постоянных сотрудников – их всего 5 человек. Ещё есть волонтёры – но большинство, кто начинает приходить помогать, быстро сдуваются, говорят в ЦРЖ.

Студенты здесь учатся и заодно помогают ухаживать за животными. 

Несмотря на то, что ЦРЖ официально относится к Сельхозакадемии, вуз отвечает только за зарплату постоянным сотрудникам. Всё остальное – корма для животных, медикаменты – оплачивается из пожертвований добрых людей. С лекарствами часто помогает находящаяся рядом ветклиника "Неовит". Центр в ответ помогает ей с подброшенными больными животными. Их принимают у населения бесплатно, но с уговором, что если понадобится какое-то дорогое лекарство, которого в центре нет, этот человек его купит.

Месяц существования ЦРЖ обходится минимум в 300 тысяч рублей, собирать деньги и корм приходится всё теми же способами – интернет, акции. Сейчас, например, в зоомагазинах города проходит акция "Ёлка для усатых": в торговых точках стоят небольшие ёлочки, на них висят открытки с фотографиями животных и "просьбой" к Человеку-Деду Морозу подарить сухой корм или лекарство. Она будет идти до 25 декабря. Недавно в ЦРЖ стали ещё и макулатуру принимать (каждый день с 10:00 до 20:00 на Белинского, 112а). Полученные деньги тратят на содержание подопечных.

Ёлки с пожеланиями от животных можно найти в зоомагазинах "Заповедник" с 16:00 до 20:00.

Да, до тех пор, пока в России не появится соответствующее законодательство о животных, вся эта работа похожа и на борьбу с ветряными мельницами, и на уборку снега в снегопад. Но если его вообще не убирать, нас завалит всех с головой. Если вы хотите приложить к этому руку, это можно сделать множеством способов. Начиная со стерилизации собственного домашнего животного и с любой помощи.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU; Валентина ТАБАТЧИКОВА / E1.RU

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Ему было лет 12–13!» Возмущенная екатеринбурженка — о мамах, которые водят сыновей в женскую душевую
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
«Любителям „всё включено“ такое не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Раз пошли на принцип, то денег не считали». Уральский юрист — о том, как развод довел до детектора лжи
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления