Более 40 человек скончались в Иркутске после употребления "Боярышника". Ещё 16 пострадавших остаются в больнице. Причиной отравления стал концентрат для ванн, в котором по итогам экспертизы обнаружили метиловый спирт и антифриз. На этикетке флакона при этом было указано, что жидкость содержит этиловый спирт. Буквально за один день иркутская полиция смогла найти цех, который находился на территории садового товарищества.
По мнению общественника и активного борца с незаконным алкоголем, единственная возможность не допустить подобных трагедий – запретить или жёстко ограничить производителей спиртосодержащих напитков.
– Вы можете объяснить, почему так много людей отравились "Боярышником"?
– Боярышник и боярка – это просто название, как водка или котлета. Это привычный бренд для алкоголиков. Это не тот "Боярышник", который продаётся в аптеке. Они просто использовали то же название.
В Иркутске была жидкость из спирта в 72 процента. Его разливали в каком-то подпольном цехе. Очень странно, что сотрудники полиции так оперативно сумели обнаружили его, но только после массовых отравлений. Очевидно, что они о нём хорошо знали. Нельзя так долго производить эту гадость, и чтобы никто об этом не знал!
– А из чего выпускают эти многочисленные "боярышники"?
– Состав у них примерно одинаковый: спирт, вода и различные экстракты. В Иркутске же использовали самый дешёвый спирт, который предназначен для бытовых нужд. Сегодня уже стали появляться пищевые добавки с коньячным или водочным вкусом. Но называют их не водкой или коньяком, а потому акцизы не нужны, и можно продавать в любом киоске.
– Насколько выгодно производить такие "фунфырики"?
– Их продают по 26 рублей. На спиртзаводе отпускная цена составляет всего 6 рублей. И это при том, что надо потратить деньги на бутылочку, наклейку. Представляете, какая там себестоимость? Думаю, что не больше рубля за бутылёк в 99 миллилитров.
– Почему все знают, что такие "фунфырики" есть, но ничего с ними не делают?
– Это происходит, потому что выпуск таких товаров никак не регламентируется. Можно производить спиртосодержащие составы безо всяких ограничений. По факту надо вводить жёсткие ограничения на выпуск таких составов – омывайки, косметики и любых других товаров.
– И что же делать с этой бедой?
– Надо вводить жёсткие правила для производителей и продавцов всех спиртосодержащих веществ. Пока сегодняшняя трагедия не случилась, всем было пофиг на эту проблему. Сейчас на неё обратили внимание федеральные власти. Надеюсь, что наконец будут приняты правильные законы (Медведев сегодня призвал запретить оборот "Боярышника". – Прим. ред.). Это можно сделать только на федеральном уровне. Надо вводить сертификацию и лицензирование. Пусть та же косметика подорожает, но зато этой гадости не будет.
– Но сейчас, к примеру, запрещено продавать алкоголь после 23 часов, но в Екатеринбурге нет проблемы найти точку.
– Просто штрафы за такие нарушения минимальны – 1,5-2 тысячи рублей. Копейки. Это никого не может остановить. Если был бы штраф хотя бы 30 тысяч, то ситуация бы кардинально изменилась.
– Сколько у нас таких точек, где продают напитки типа "Боярышника"?
– Если брать киоски, то в каждом втором. Масштаб огромный.
Фото, видео: Дмитрий ЧУКРЕЕВ