А вы знаете, в честь кого названа улица, по которой вы каждый день ходите на работу? А кто жил раньше в вашем доме? Или почему одна из главных магистралей города раньше именовалась «Уктусская першпективная дорога»? Мы решили изучить Екатеринбург в буквальном смысле вдоль и поперёк — выяснить и рассказать всё об улицах, проспектах, переулках, бульварах, собрать все легенды и найти места, о которых раньше вы, возможно, и не слышали.
Первая улица в этом списке — Шейнкмана. Признаемся, выбор на неё пал неслучайно — именно здесь находится редакция Е1.RU.
Начинаем путешествие.
Кто такой Шейнкман и причём здесь изумруды?
Улица носит имя революционера Якова Шейнкмана. Если верить исторической справке в интернете (нет, это не «Википедия»), революционер-ленинец был соратником и другом Якова Свердлова. Кроме Екатеринбурга улица Шейнкмана есть в Казани и Верхней Пышме.
В Екатеринбурге улица Шейнкмана идет от улицы Челюскинцев до Большакова, административно она относится к двум районам — Верх-Исетскому и Ленинскому. Улица тянется с севера на юг на 2,9 км. Если верить навигатору, то на машине её можно проехать примерно за 10 минут, а вот на общественном транспорте проехать по ней не получится — он там просто не ходит.
Зато можно пройти пешком, на пешую прогулку уйдёт минут 35–40. Правда, придётся сделать крюк: там, где Шейнкмана пересекает проспект Ленина, аллея огорожена забором, и переходить улицу придется по соседнему перекрестку.
Интересно, что раньше эта улица называлась Коковинская — в честь мастера-камнереза и директора Екатеринбургской гранильной фабрики Якова Васильевича Коковина. А вот вам и первая таинственная история.
В 1834 году (по некоторым источникам в 1833-м) на Среднем Урале был найден изумруд исключительной красоты весом в 400 грамм. Это был прозрачный чистой воды кристалл травянисто-зелёного цвета, с одной отшлифованной гранью. «В сем числе один самого лучшего достоинства, весьма травяного цвета, весом в фунт… самый драгоценный и едва ли не превосходящий достоинством изумруд, бывший в короне Юлия Цезаря» — так описывали драгоценный камень.
Дальше судьба этого изумруда и нашего Коковина сложилась весьма трагично. Директор Екатеринбургской гранильной фабрики якобы оставил его для своей коллекции, отсюда и его название — «Коковинский» изумруд. Позже он был обнаружен и вместе с другими ценными и уникальными камнями отправлен в Петербург. Однако до места назначения не доехал — исчез по дороге. Где он — до сих пор неизвестно.
В пропаже обвинили Коковина, и Якова Васильевича арестовали. Отсидев более двух лет, он тяжело больным вышел на свободу. Оклеветанный Коковин обратился к императору с просьбой о пересмотре дела. Однако пересмотра не было, и в 1840 году Коковин то ли умер, то ли покончил с собой — данные в источниках расходятся.
Названная в его честь Коковинская улица начала формироваться в первой половине XIX века. И жило на ней немало знаменитых людей того времени.
Кто жил и кто живёт?
Начнем по порядку: угол улицы Шейнкмана и переулка Боевых Дружин занимала усадьба дворян Кокшаровых. Глава семейства Константин Иванович, горный инженер, был в своё время управляющим Сысертскими заводами.
Усадьба по нынешнему адресу Шейнкмана, 18 принадлежала действительному статскому советнику, управляющему Екатеринбургской конторой Государственного банка Фёдору Миллеру. Его двухэтажный каменный дом был построен в 1876 году по проекту архитектора Падучева. Дом по сей день стоит и является памятником архитектуры — только былой вид он давно потерял.
Идём дальше. П-образный дом на Шейнкмана, 19 прозвали еврейским домом. Его начали строить в середине 1930-х годов для работников Востокстали, а закончили строительство после войны. Еврейский дом проектировался в стиле «конструктивизма». Но в архитектуре есть и неоклассический декор. Сейчас, подъезжая к нему, «Хаву нагилу» вы, конечно, не услышите, но своё название дом сохранил.
В августе этого года на доме установили мемориальные таблички в память о местных жителях, ставших жертвами политических репрессий 1937–1938 годов. На Шейнкмана, 19 табличка посвящена выдающемуся физику Семёну Шубину — его трагическую историю мы уже рассказывали.
Место на углу Шейнкмана и Главного проспекта (сейчас проспект Ленина) находилось во владении Верх-Исетских заводов, принадлежащих графине Стенбок-Фермор. Здесь, в деревянном одноэтажном доме, работал магазин, где продавали продукцию заводов. На другом углу улицы находилась усадьба потомков екатеринбургского купца Алексея Васильевича Дрозжилова, который в 30-х годах XIX в. был городским головой.
Каменный двухэтажный дом Дрозжиловых сохранился до наших дней. В усадьбе в двух флигелях располагались кузница и контора вольных почт. В начале века собственником этой усадьбы стал купец Генрих Борисович Перетц, владелец пухоочистительной фабрики и белошвейной мастерской. Почти все дети Генриха, так сказать, выбились в люди. Например, его сын Леопольд Перетц работал в Уральском научно-исследовательском институте охраны материнства и младенчества ведущим акушером-гинекологом.
Кстати, один из цехов пухоочистительной фабрики тоже сохранился, его историю мы рассказывали в специальном репортаже. Сейчас здесь находится Уральское таможенное управление.
Здесь же находилась усадьба владельца известной гостиницы «Американской» Павла Холкина (дом № 63). Сама гостиница находилась на Малышева, в разное время в ней останавливались Антон Чехов, Дмитрий Менделеев.
А вот ещё интересный факт, связанный с этой улицей. Во время пребывания в Свердловске Владимир Маяковский 28 января 1928 года написал стихотворение «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру». Считается, что выдуманный герой свердловчанин Иван Козырев вселяется как раз в дом, который находится на пересечении Шейнкмана — Ленина, в конструктивистские дома, так называемые дома горсовета.
Но если Маяковского знают все, то еще одно имя, связанное с улицей Шейнкмана, — Николай Барабошкин — мало кому известно, а это, между прочим, «уральский отец российского аффинажа». Аффинаж — это металлургический процесс получения высокочистых благородных металлов путём отделения от них загрязняющих примесей, аффинажный завод, построенный Барабошкиным, находился на пересечении Ленина — Шейнкмана и занимался плавкой золота и платины.
В 1970-е годы завод коренным образом реконструировали. От первоначальной застройки сохранился лишь производственный корпус как раз со стороны улицы Шейнкмана. Он представляет собой вытянутое двухэтажное здание.
Этот участок улицы Шейнкмана рядом с заводом много лет был тупиком, но этим летом здесь «прорубили» проезд. С улицы Шейнкмана на проспект Ленина рабочие пробили проезд, чтобы водителям удобнее было объезжать перекрёсток Ленина — Московская, закрытый на двухмесячную реконструкцию. Новенький перекрёсток грозились закрыть, но пока движение открыто.
Проходим перекрёсток Попова и останавливаемся на Малышева. Здесь улица Шейнкмана делит с улицей Малышева бизнес-центр Aurora, но официальный адрес у центра всё же Шейнкмана, 55. Яркий фасад здания состоит из сотен маленьких разноцветных квадратов, которые сияют на солнце. Бизнес-центр можно назвать одним из самых ярких сооружений центра Екатеринбурга.
Напротив центра, среди новостроек, чудом уцелел деревянный домик. Ему больше ста лет. Вход во двор украшают кованые ворота, правда уже современные.
Мы писали про этот дом ещё в 2014 году: хозяин особняка Владимир Пантелеев рассказывал, что вместе с братом они даже пытались искать клад и кое-что нашли — откопали старинный кирпич с надписью «Завод Ермолаева». Раньше, до революции, на месте двора была огромная усадьба и конюшня. От былого великолепия остались только стена и домик, в котором жила прислуга.
Идём дальше — но давайте чуть-чуть свернём с Шейнкмана в переулок Центральный Рынок. Здесь стоит небольшой Храм во имя Казанской иконы Божьей Матери. Церковь построена на пожертвования горожан, студентов и преподавателей Уральской школы бизнеса и Уральского института бизнеса и управления. На строительство собрали примерно пять миллионов. Настоятель храма — ректор института, он же отец Александр. Прихожане храма не только студенты и преподаватели, но и местные жители этого района. Храм был заложен в ноябре 2001-го, а построили его лишь в 2012 году.
— Раньше ведь часто в России было, чтобы при учебном заведении стоял свой храм, и мы тоже решили построить. У нас дипломы выпускники получают в храме. Идёт литургия, а после этого выдача дипломов, кто желает, берёт благословением батюшки, — рассказала Е1.RU первый проектор Уральского института бизнеса и управления, казначей храма Наталья Куликова.
А от самого Центрального рынка сейчас осталась одна голая площадка, заросшая молодой порослью.
На этом месте сначала планировали построить бизнес-центр, но потом переиграли и решили строить жилой район.
Пересекая Радищева, проходим детскую поликлинику, и открывается вид на стройки и новостройки. Здесь один за одним выросли сразу несколько жилых комплексов.
Жилой комплекс состоит из 3 очередей. Всего в комплексе — 708 квартир. Под боком у «Мечты» сохранился полукаменный двухэтажный дом, когда-то принадлежавший мастеровому Корепину. Раньше в состав усадьбы входили деревянный флигель и баня, но сейчас их уже нет. Этот дом — образец жилой застройки в стиле модерн, а построили его на рубеже XIX-XX веков.
Напротив ЖК «Мечта» и жилого дома с башенками стоит ещё один жилой комплекс со столичным названием «Москва».
Рядом с Зелёной Рощей стоят два монолитных 24-этажных дома бизнес-класса — это жилой комплекс «Антарес». Название для ЖК тоже выбрали нескромное, в честь одной из самых ярких звёзд ночного неба — Антарес.
В конце улицы Шейнкмана, а тогда Коковинской, стоял Ново-Тихвинский женский монастырь. А в 80-х здесь выросли шестнадцатиэтажки. Такие дома в Екатеринбурге строили впервые.
По мнению современных архитекторов, преимущество улицы в том, что она находится в центре города и одновременно внутри квартала.
— С точки зрения архитектурных переживаний, по моему мнению, улица Шейнкмана — одна из самых богатых. Здесь представлены практически все эпохи. В районе улицы Ленина с одной стороны — конструктивизм, а с другой стороны — особнячки. Мне кажется, что эта улица могла бы быть пешеходной — рассказал Е1.RU архитектор и глава издательства «Татлин» Эдуард Кубенский. — Учитывая, что здесь собраны разные эпохи, много закоулков, поворотов, завиточков, причём она несильно загружена транспортом, поэтому Шейнкмана вполне могла претендовать на некую пешеходную. И это могло спасти особнячки, которые там разрушаются, в некоторых местах здесь даже напрашиваются пешеходные маршруты, например, от Сбербанка до Ленина, там школа, поэтому это могла бы быть пешеходная детская улица. А старые особнячки, которые не используют, можно приспособить под детские сады или детские центры. Думаю, в будущем эта пешеходная магистраль может стать своеобразной хайтек линией.
Также по мнению архитектора, привлечь пеших туристов могут не только старинные особнячки, но, например, галерея «Ural Vision Gallery», которая находится на Шейнкмана, 10. О том, зачем нашему городу такая галерея и какой доход она приносит, нам рассказывал ее владелец — бизнесмен Виктор Лощенко.
Кстати, если вы считаете себя хранителем какой-то тайны улицы, на которой стоит ваш дом, то делитесь с нами, мы опубликуем, а заодно проверим, правда это или миф. Связаться с редакцией можно по телефону +7 (343) 34–555–34 и по электронной почте news@corp.e1.ru.
А следующая наша виртуальная прогулка будет по улице Горького, уже на следующей неделе.
За помощь в подготовке материала благодарим Музей истории Екатеринбурга
Коллаж, схема: Пётр ГИНДИН / Е1.RU