Окутанный мифами и легендами архитектурный памятник авангарда, неофициальный символ Уралмаша, место притяжения творческой молодёжи, площадка для перформансов и спектаклей, достопримечательность "номер один" для иностранных туристов – это Белая башня сейчас.
А ведь когда-то она служила практичным целям – в конце 20-х годов в соцгороде появилась острая необходимость в постройке водонапорной башни при Уральском заводе тяжёлого машиностроения. Для её проектирования предложили несколько идей, среди которых лидировало предложение Моисея Рейшера, основанное на принципах конструктивизма. По его проекту в 1929 – 1931 годах и была построена Белая башня.
Правда, через некоторое время отпала необходимость в её прямом использовании, и тогда встал вопрос: а что делать дальше? О том, что было дальше, мы поговорили с Полиной Ивановой – участницей арх-группы Podelniki, хранительницей Белой башни, которая провела нас по её тайным уголкам. Чтобы по-настоящему погрузиться в историю, предлагаем вам "полетать" над городским объектом и попытаться рассмотреть его со всех сторон в нашей виртуальной экскурсии. И не забудьте каски!
виртуальный тур (откроется в новом окне)
Стойка приветствия посетителей, где продаются сувениры с изображением башни, и несколько стульев в ряд, – первое, что бросается в глаза, как только переступаешь порог Белой башни. Окна целые, стены слегка отслаиваются, пол бетонный, сбоку стоит неприметный обогреватель, он, к слову, приходится как раз кстати – сейчас здесь очень холодно. Первый этаж – место встречи гостей, обсуждений и ожиданий экскурсии. Пока ждём, можно рассмотреть исторические фотографии, которые висят на стенах.
История "новой" башни началась 4 года назад, с тех пор как за неё взялась арх-группа Podelniki во главе с Полиной Ивановой. Они отучились в Архитектурной академии и однажды поняли, что хотят показывать свой город с небанальных сторон.
Башня – памятник федерального значения, принадлежащий государству, поэтому никто её не мог купить, что и стало одной из причин её запустения.
– В арендованный объект очень страшно вкладывать деньги, поэтому инвесторы не любят вкладывать в то, что не является их собственностью, – поясняет Полина. – Мы являемся общественной организацией, у нас никаких коммерческих целей не было, а была цель сохранить башню и сделать что-то для её спасения.
Так, в 2012 году Podelniki оформили документы и попросили отдать её в безвозмездное пользование. Министерство госимущества эту просьбу удовлетворило. Но, для того чтобы обладать правами на памятник авангарда, нужно выполнять обязанности, по которым этот объект необходимо сохранять. Таким образом, ребята подписали охранное обязательство.
По словам Полины, про башню было мало исторической, да и вообще правдивой информации. К примеру, в интернете было написано, что башня построена в 1929 году, поэтому сайт проекта называется Tower1929.
– Как мы выяснили позже, она была построена в конце 1931 года. Во многих справочниках и учебниках были неправильные чертежи башни, и они кочевали из одного чертежа в другой, их просто повторяли, никто даже не удосуживался прийти сюда и посмотреть, как всё это на самом деле.
Первые два года арх-группа проводила исследования, для того чтобы доказать, что башня не падает. Дело в том, что у памятника есть несколько "болевых" точек, к примеру, небольшие колонны, на которых держится опорное кольцо купола.
– Вся конструкция купола стоит на очень лёгких колоннах, трещины в стенах не так важны, а вот каждая из колонн бесценна. Мы сделали проект, который позволил бы остановить разрушение башни. Для железобетона и вообще для любых строительных материалов нахождение на открытом воздухе очень опасно. Когда вода течёт по стенам, она замерзает и расширяется, а это очень разрушительные процессы. Несмотря на то, что башня такая большая и бетонная, она находилась в большой опасности. Мы выполнили консервацию, нашли на неё кучу денег, нам очень помог бизнес города, особенно те, кто нас здесь окружает. Они тоже почувствовали, что им хочется находиться в районе памятника архитектуры, который выглядит хорошо и который является культурной площадкой.
Оказывается, что самым простым способом работы с памятником является так называемый проект консерваций, который в 2014 году согласовало МУГИСО. Это значит, что можно что-то убирать или добавлять, при этом оставляя объект в таком же состоянии. Так, у башни появились временные окна, а вот подбетонировать дыры, увы, нельзя.
Мы поднимаемся выше и понимаем, что белые каски у входа лежали не просто так. По пути уворачиваемся от балок, о которые легко удариться головой, так как на лестнице очень узко, а идти приходится долго и высоко. Наша проводница Полина с лёгкостью преодолевает ступеньки, а мы только успеваем за ней следовать и удивляться тому факту, что по высоте башня равна практически 10 этажам.
– Вести экскурсию и одновременно что-то рассказывать на этой лестнице сложно, стараемся её ничем не занимать, – признаётся Полина. Мы оказались в месте, где раньше располагался бак, сюда сильно задувает ветер, характерный звук придаёт нашей прогулке какой-то зловещий характер.
– После исследования пришло время взяться за уборку. Мы устраивали субботники, потому что за 20 лет запустения башня была забита мусором. Горожане откликнулись на этот призыв, и надо сказать, что таким образом мы создали новое сообщество башни. Изначально она не была закрыта, у нас была калитка, и мы всем участникам давали ключи от неё, любой человек мог прийти на субботник. Это подразумевает то, что, если он вытащил всё из башни, то он больше не завалит её мусором.
Благодаря горожанам башня значительно преобразилась – стало чисто и уютно, исчезли граффити, но сразу появился другой вопрос: как вдохнуть в памятник архитектуры новую жизнь? Полина рассказывает, что у башни уже были свои постоянные посетители – люди, которые привыкли сюда ходить с разными целями.
– Мы понимали, что делать её полностью закрытой невозможно, и стали проводить культурные лаборатории с перформансами и выставками, стараясь найти подходящие функции. Два года назад мы написали заявку на грант в фонд Владимира Потанина "Меняющийся музей в меняющемся мире" и выиграли в номинации "Музейный старт". Наш проект заключался в том, чтобы сделать в пространстве бака медиапанораму – форму, которую можно постоянно менять. Сейчас у нас есть возможность показывать разные фильмы.
Мы поднимаемся ещё выше и выходим на открытую смотровую площадку, с одной стороны – перед нами центр города, который угадывается по высоткам, с другой – лес. На этом город практически заканчивается, поэтому неоднократно арх-группа сталкивалась с фразами наподобие "к вам никто не поедет". Правда, предубеждение быстро прошло, оказалось, что люди готовы из центра ехать на Уралмаш, чтобы стать частью очередного культурного события. В августе и сентябре каждые выходные сюда водили экскурсии, а сейчас в башне нет отопления, поэтому гости стали появляться реже.
– К нам приходили пожилые жители Уралмаша, мы очень переживали, как они поднимутся, но они бегали только так. Приводили своих детей и внуков, чтобы показывать эту башню. Они до сих пор воспринимают её как водонапорную, как благо, которое снабжало соцгород и завод водой. Для молодого поколения это место с очень сомнительной аурой, здесь устраивали тусовки, пили, курили, и, судя по тому, что мы здесь находили, употребляли наркотики. Мы встречали человека, который рассказывал, как они на крыше устраивали рейвы.
По словам Полины, башня изначально была закрытым объектом, несмотря на то, что помещение первого этажа предполагалось отдать под газетный киоск и место ожидания транспорта.
– Она была закрыта с 90-х годов, несмотря на то, что всей своей архитектурой говорит "Эгей, залезьте на меня, я для этого создана". Поэтому в середине 90-х, когда она была заброшена, она стала неформальным общественным пространством, притянула людей и приобрела очень альтернативную популярность.
Вокруг башни витает множество выдуманных историй, например, что её построили пленные немцы. Поэтому новым хозяевам пришлось побороться за то, чтобы документальная и правдивая информация взяла верх над мифологией. Сейчас башня окружена магазинами, а также автомоллом и шашлычной – тёзками, соседство с которыми обычно сбивает с толку.
– Несколько раз за день у нас может состояться примерно такой разговор по телефону: "Алло, здравствуйте, это Белая башня?". – "Да". – "Нам нужны колёса". – "Вы позвонили в водонапорную башню".
Закрепить в городе новый статус башни и создать узнаваемое место в современной культуре – перед арх-группой Podelniki стоят именно такие масштабные задачи. Кстати, уже 17 декабря башню снова подсветят – она является одним из объектов, участвующих в фестивале "Не темно".
– Мы говорим – башня раньше была водонапорной, а сейчас здесь будет… Это надо делать с такими мыслями, что, если, условно говоря, через сто лет её будут исследовать, то про неё скажут: был период, когда она была водонапорной, а был период, когда она была вот такой. Мы всё-таки остановимся на том, что это будет культурная площадка, это место восхищает танцоров и перформеров, у неё должна быть новая жизнь.
Свою прогулку мы завершили в тёплой комнате – крохотном помещении с 17 градусами тепла, там хранится вся аппаратура. Предлагаем и вам согреться и погулять уже по закрытому помещению с красивыми автомобилями – подобную виртуальную экскурсию мы делали в Музее автомобильной техники УГМК.
Видео: Максим БУТУСОВ / Е1.RU
Панорама: Антон ФЕДОРЧЕНКО