Последний год большая часть новостей про "Уральские пельмени" – из судов, сначала за торговую марку, затем за пост директора. Бесконечная череда исков, разборок, обвинений. В этой же череде событий и смерть московского директора "Пельменей" Алексея Лютикова.
Одна ветвь процессов – о том, кто должен быть директором "Творческого объединения "Уральские пельмени" – завершена, победу одержал Сергей Нетиевский. Но вот судебные тяжбы за бренд коллектива продолжаются – сторонам дали время до января, чтобы они заключили мировое соглашение.
E1.RU всё это время внимательно следил за развитием событий. Так получилось, что комментарии давали исключительно представители Сергея Нетиевского и он сам. И вот совсем недавно представители, так скажем, стороны Сергея Исаева предложили пообщаться, разъяснить свою позицию. С удовольствием, мы давно этого ждали.
Большую часть беседы с директором компании "Уральские пельмени продакшн" (именно через эту структуру сейчас идут финансовые потоки коллектива) Евгением Орловым (он занял пост после кончины Алексея Лютикова) мы обсуждали именно суды. Но в конце концов дошли и до творческой составляющей.
– 18 октября 17-й арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение свердловского арбитража о том, что Сергей Нетиевский был незаконно снят с должности директора ООО "Творческое объединение "Уральские пельмени". Каково ваше отношение к этому решению?
– Двойственное. С одной стороны, удивление, хотя, уважая решение суда, могу подтвердить, что ряд формальных нарушений при снятии Нетиевского с поста директора был допущен. С другой стороны, намерение акционеров и участников коллектива не поменялось. Как вы сами понимаете, если девять акционеров решили сменить одного директора, то, конечно, они соберут ещё собрание и снимут, но уже без возможности это оспорить. При этом данный суд – всего лишь некая маленькая деталь конфликта. Я не готов пока подробно раскрывать эту тему.
Но я бы хотел акцентировать внимание на моменте директорства Сергея Исаева. Никакого захвата власти Исаев не производил, как это звучало в некоторых СМИ, а в трудный момент был выбран единогласным решением команды директором и подхватил все рабочие моменты, за что коллектив ему благодарен.
В целом пути Сергея Нетиевского и всего остального шоу примерно год назад разошлись. При расставании возникли взаимные обязательства, которые были им признаны, но до сих пор не выполнены. По большому счёту, в настоящий момент спор крутится вокруг товарного знака. Сейчас нам дали время для того, чтобы заключить мировое соглашение. И надеюсь, что это случится. Мы ведём активные переговоры с адвокатами Сергея.
– Кто был инициатором "развода"?
– Коллектив.
– Поясните, в чём была суть договорённостей?
– Активы шоу должны остаться у участников коллектива.
– Что за это должен был получить Сергей Нетиевский?
– Сергей за это уже всё получил. И, повторюсь, все позиции по расставанию между ним и коллективом ещё год назад полностью согласованы.
Есть шоу, которое делают десять создателей. По какой-то причине с одним из них пути разошлись. При этом выясняется, что серьёзные активы оказались у этого одного, а не у оставшихся девятерых. Это странно, согласитесь. С таким положением дел девять человек не согласны. В данном случае я говорю о суде, который касается товарного знака. Он сейчас основной.
– Но Сергей говорил E1.RU, что предлагал вам его совершенно бесплатно вернуть.
– И тем не менее идут суды. Дело в том, что товарный знак нужно не только вернуть, но также и аннулировать его первичное незаконное приобретение. Если же его просто вернуть, то весь период его незаконного владения нами признаётся как официальный. Это не так, это в корне, принципиально не верно.
– Можете рассказать вашу версию, каким образом товарный знак "Уральские пельмени" оказался у московской компании Сергея?
– В 2012 году было зарегистрировано ООО "ТОО "Уральские пельмени". Оно же получило права на буквенный чёрно-белый знак "Уральские пельмени" от предшествующей некоммерческой компании коллектива. И эта новая структура занялась коммерческой деятельностью.
В самой телевизионной программе используется оранжевый товарный знак "Уральские пельмени" – всем известная картинка, или, проще говоря, логотип. Его попыталась зарегистрировать на себя московская компания Сергея. Она получает в Роспатенте один или два раза отказ, потому что этот знак сходен до степени смешения с чёрно-белым, а он принадлежит ООО "ТОО "Уральские пельмени".
Затем Сергей, не спросив коллектива, проводит сделку по отчуждению чёрно-белого знака посредством его покупки на своё московское юрлицо. В итоге во владении юрлица Сергея Нетиевского оказываются оба товарных знака. Не у команды, а у него лично.
– В интервью Сергей рассказывал, что он в своё время позвал вас и Алексея Лютикова, всему обучил, а потом вы решили его отодвинуть от дел.
– Моё "обучение" началось в "Камеди Клаб" в 2008 году на посту генерального директора "Камеди клаб продакшн". Полагаю, это даёт понятие о моём "начальном" уровне. Корпорация "Камеди", создание которой было моей прямой задачей, производила на момент моего ухода более пяти проектов одновременно.
Алексей Лютиков объединял в себе навыки опытного управленца и сильную творческую интуицию. В "Камеди Клаб" он создал огромную региональную сеть, которая позволила в итоге запустить около десятка телевизионных проектов, был топ-менеджером крупного украинского канала, в молодости был капитаном курской команды КВН. Только скоропостижная смерть затормозила реализацию грандиозных планов и творческих идей.
Мы с Лютиковым – готовые специалисты с рынка, которых, совершенно очевидно, привлекли для усиления команды проекта.
На настоящий момент нас с Сергеем ничего не связывает. Только суды, но надеюсь, и это скоро закончится. Коллектив хочет работать, заниматься творчеством, а не судами. У нас большие планы, которые сформулированы ещё совместно с Алексеем. Мы намерены их реализовать! Все эти разбирательства очень отвлекают, поэтому наша задача их быстрее решить, чтобы коллектив мог спокойно и комфортно дальше радовать зрителей!
– Шоу "Уральские пельмени" существует уже семь лет. Понятно, что у нас в стране есть "Поле чудес" или КВН, которые в эфире десятки лет, но всё равно это исключение. Как вам кажется, сколько ваше шоу ещё может прожить на ТВ?
– Считаю, что шоу может продолжаться очень долго. В творческом плане, безусловно, необходимо постоянно делать какие-то изменения, улучшения. Телевизионный рынок очень конкурентен. Развитие шоу – базовая задача, она выполняется в ежедневном режиме. Этим, собственно, и заняты создатели проекта.
– Когда зрители увидят премьерные шоу?
– Вопрос находится в поле решения канала. Уверен, наш главный партнёр СТС скоро порадует зрителей новыми выпусками "Уральских пельменей".
– В чём будет кардинальное отличие нового сезона от прежних?
– Мы полностью изменили декорации. Плюс к тому теперь у нас новая графика программы. Ввели несколько новых лиц, они молодые, но с определённым медийным опытом. Также мы второй год подряд собираемся давать концерты в Сочи на протяжении нескольких недель летом. Надеюсь, это станет традицией.
– Скажите, за последний год "Уральские пельмени" как бизнес вырос или оборот упал?
– С точки зрения прибыли от производства шоу – ситуация стабильная. Несмотря на кризис, мы успешно выдерживаем планы, намеченные на текущий сезон. Мы очень благодарны зрителям, которые в это непростое время находят средства и приходят на наши концерты.
Что касается бизнеса, то, чтобы расти (а мы намерены это делать), нам нужно расширять линейку проектов. Все основания для этого есть.
– Каково сейчас у "Уральских пельменей" соотношение в обороте между ТВ и концертами?
– Это соотношение в пользу ТВ. При этом мы одинаково заинтересованы и в концертной деятельности, и в производстве телевизионных программ. У нас очень широкая, по-настоящему народная аудитория, на концерты ходят несколькими поколениями. Мы действительно распространяем белый юмор, на наши концерты можно прийти с детьми, можно прийти со взрослыми родителями и не краснеть за шутки, например, "ниже пояса".
– Вы рассказывали, что у вас есть три новых проекта, которые намерены предложить каналам. Что это?
– Мы пока не сконцентрировались на конкретном формате. Сейчас пробуем свои силы в скетчкоме, развлекательном вечернем студийном шоу и ситкоме. Мы хотим попробовать себя в разных жанрах. Плюс летом планируем снять концертный проект.
– Возможно появление художественного фильма?
– У нас сейчас идут переговоры о съёмках полнометражного фильма.
– Как вам кажется, возможно ли существование проектов "Уральских пельменей" на разных каналах?
– "Уральских пельменей" – нет.
– Но ведь тот же, например, Андрей Рожков в любом случае будет ассоциироваться с "Пельменями". Хоть как.
– Безусловно, и в этом, в том числе, сила нашего бренда. У нас есть команда талантливых личностей, каждая из которых в состоянии делать свой проект, но при этом каждый будет ассоциироваться с "Уральскими пельменями". И именно поэтому мы так осторожны в выборе проектов для участия. Каждый сторонний проект должен приносить выгоду нашему бренду, а не размывать его.
Фото: "Уральские пельмени"; Маргарита ВЛАСКИНА / E1.RU; Сергей НЕТИЕВСКИЙ / facebook.com