4 сентября 2006 года в Екатеринбурге рухнул мост на Восточной.
Несмотря на то, что с момента ЧП минуло уже столько времени, случившееся свежо в памяти многих жителей до сих пор. Но всё-таки напомним историю. Шестиполосный мост на перекрёстке Восточная — Шевченко планировали запустить в эксплуатацию осенью 2006-го. Оставались буквально последние штрихи. Но в погожий сентябрьский денёк, когда на часах было 16:45, мост неожиданно рухнул прямо на проезжую часть. Оборвав электропровода, он заблокировал движение поездов на транссибирской магистрали.
Как рассказывали очевидцы, в тот день на мосту работала бригада строителей и автокран, который поднимал металлические балки. Неожиданно рабочие почувствовали сильную вибрацию, как при землетрясении. Затем буквально на глазах пролёт протяженностью 100 метров начал обваливаться. Вместе с ним вниз полетел автокран. Но вовремя убежавшим с моста строителям чудесным образом удалось спастись.
Кстати, это было не единственное чудо, которое произошло на Восточной 10 лет назад. В то же время под мостом стояло два автомобиля. Однако, увидев, что мост сейчас рухнет, оба водителя успели надавить на газ, чем и спасли себе жизни. Одну из машин лишь немного помяло упавшими сверху камнями, но водитель не пострадал.
Комментируя случившееся, теперь уже бывший председатель свердловского областного правительства Алексей Воробьев даже признал существование высших сил.
— Бог есть! — заявил Воробьёв. — Обошлось без человеческих жертв. Когда падает строящийся объект, это самое ужасное. Здесь главное — не деньги, а моральный аспект.
Сразу после случившегося на место ЧП выехал Аркадий Чернецкий, который был в то время главой города. И представитель Мостдорстроя Сергей Чубраков тут же доложил ему две основные причины обрушения моста: либо строительный брак, либо неверный расчет конструкторов. Однако в итоге эксперты пришли к выводу, что всему виной ошибка в проектировании. И возмещение ущерба, который оценили в 40 миллионов рублей, легли на плечи проектировщика эстакады — ОАО «Уралгипротранс».
А основная вина за ЧП в ходе расследования возбужденного уголовного дела пала на чиновника Виктора Меньшикова — директора муниципального предприятия «Благоустройство», которое выступало главным заказчиком при проектировании и строительстве моста. Это муниципальное предприятие как раз и заказало проектирование моста ОАО «Уралгипротранс», а строительство «Мостотряду-72». Кстати, сразу после случившегося в Екатеринбурге проверили все сооружения, которые строила эта фирма. Меньшикова же в итоге в апреле 2007-го приговорили к штрафу в 120 тысяч рублей, а также лишили права занимать руководящие должности в государственных и муниципальных органах власти.
А в июне 2007 года взамен рухнувшего моста началось строительство нового. И уже 11 ноября его торжественно открыли. Как рассказал на церемонии открытия мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий, на строительство и реконструкцию было затрачено около 400 миллионов рублей. Мост несколько раз «тестировали» гружеными КамАЗами, тем не менее екатеринбургские водители ещё долго крестились прежде, чем ехать по нему. И долго в Екатеринбурге пересказывали родившийся сразу после обрушения моста неприличный анекдот (старожилы наверняка его помнят).
В 10-летнюю годовщину ЧП на Восточной, E1.RU публикует архивные снимки рухнувшего моста:
Фото: пользователи E1.RU NRG_r; cemkeen; Zl_U; N D © (С. ТКАЧУК); ИА «Ночные новости»