Берёзовский рудник скоро отметит юбилей – 270 лет. Это одна из древнейших шахт не только в России, но и в мире. Каждую неделю 1 065 человек спускаются почти на полкилометра вниз под землю. Из них около 300 – в шахту "Северную". Мы отправились вместе с ними – смотреть, как добывают золото.
Стандартный комплект: термобельё, водоотталкивающий комбинезон, резиновые сапоги и обязательно каска с фонарём. Тяжёлый самоспасатель через плечо – и в путь! Все вниз и вниз, как пела рыбка Дори.
Клеть, которая является своеобразным лифтом под землю, вмещает 18 человек. Это теоретически – на деле мы едва уместились в неё, а нас было только 14 подтянутых парней и стройных девушек. Как туда входят 18 больших сильных шахтёров?
В шахте есть запасные выходы на случай полного отключения энергии. Один из них – лестница рядом с клетью.
– Подъём по ней займёт 40 минут. Самоспасатель рассчитан на 60 минут при скорости 4 км/ч, – объясняет главный инженер, шахтёр в третьем поколении Константин Попов.
Первая остановка – 462-й горизонт. Это значит, что мы ушли под землю ровно на 462 метра. Влажные тёмные коридоры как кротовые норы. Мы идём к человеку, который бурит золотоносную дайку – рудное тело.
– Пыль, вода и шум не мешают работать, я же в защите, – говорит оператор бура Юрий и указывает на наушники, респиратор, костюм.
Большая машина действительно производит много шума и грязи.
– Эта техника очень старая, ей больше 60 лет. Бур тяжёлый, одна только стойка весит 100 килограммов, – рассказывает главный инженер.
Также нас познакомили с машиной для перевозки руды. У неё нет руля, и работает она на гидравлических цилиндрах.
– А ещё она разгоняется до 100 километров за 3,2 секунды, – говорит главный инженер и, увидев наши раскрытые в изумлении рты, добавляет: – Шутка.
Он досконально знает, как работает каждая машина на шахте, как добывается золото от начального шага до последнего, сколько на горизонтах работников и ещё очень многое, связанное с профессией.
– Я чувствую, что это моё. В шахте не может работать человек, который не любит свою профессию и не имеет чувства юмора, – признаётся Константин.
Руду складывают в вагонетки. За день поднимают на поверхность 70–80 вагонеток. Из одной тонны руды можно получить примерно 2 грамма золота. За год перерабатывают примерно 350 тысяч тонн руды.
Студентка Горного Аня уже 3-й раз спускается в шахту, может рассказать про некоторые особенности работы и отличить настоящий драгоценный металл от "золота дураков".
– Золото – мягкий металл, его легко можно поцарапать. Пирит – нет. Поэтому чисто золотых украшений не бывает, золото используется с примесями, чтобы изделие нельзя было легко повредить, – рассказывает Аня.
На глубине 512 метров растут цветы. За ними ухаживают работницы насосного отделения – "сердца" шахты. Здесь из ствола выкачивают подземные воды, чтобы его не затопило. Правда, если затопление и происходит, то очень медленно – всего несколько сантиметров в сутки. Поэтому Берёзовский рудник считается безопасным.
– Когда шахту серьёзно затопило, у меня было ощущение, будто в дом ворвались воры, – так говорит о своей любви к шахте другой сопровождающий, которого тоже зовут Константин, заместитель главного инженера.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU