Пассажирам с велосипедом в общественном транспорте Екатеринбурга делать нечего – к этому правилу горожане более-менее привыкли. Хотя это было бы удобно, если, например, нужно вернуться домой после утомительной велопрогулки или просто привезти новенький велосипед из магазина домой.
А вот в пригородном транспорте – автобусах и электричках – возможность перемещаться с велосипедом есть. Но и здесь может ждать неприятный сюрприз. С таким столкнулся екатеринбуржец Алексей. Свои мытарства он описал на форуме Е1.RU "Общение велосипедистов".
– Собрался в Камышлов на автобусе, затем до дачи 30 километров на веле. В итоге купил билет на себя и багаж (80 рублей). Предупредил кассира, что я с велосипедом. Там сказали, что подъедет большой автобус с просторным багажником и всё туда поместится, – рассказал Е1.RU Алексей. – Подъехал Kia Granbird, багажник пустой. Я снял переднее колесо, запаковал велосипед в плёнку. Но контролёр на входе в автобус сказала, что они не транспортная компания и не повезут велик. 10 минут уговаривал, перепирался. В итоге сошлись с водителем, что плачу ему 1 500 рублей в карман, и мы едем.
Алексей говорит, что перед поездкой он прочитал форумы путешественников и убедился, что так возить велосипеды можно. Но на деле всё вышло иначе. Контролёр не оценила, что велосипед был чистый и без колеса, а значит не занимал много места и мог сойти за обычный багаж.
– Таким образом, поездка в 120 километров встала в 1 850 рублей. На машине туда и обратно – 1 000 с великом на крыше. Есть ли закон, который регламентирует перевозку велика на межгороде? И снимать одно колесо проблематично (у меня обычный велосипед с электроколесом), долго с ним возиться, – рассказал велосипедист. – На месте водителя я бы не стал бы кричать. Не было бы спешки, нервотрёпки, велик разместил бы аккуратно в багажник (здесь я его впопыхах заталкивал), в итоге был бы цел его линолеум и мой велик в конце поездки. В дальнейшем, чтобы проблем не было, куплю чехол, он стоит около 2 000.
А в Камышлове екатеринбуржца ждали новые траты. Пока велосипед ехал в пустом багажнике, у него поцарапалась рама, отлетело крыло, порвался шланг гидравлики тормозной системы заднего тормоза. В местном сервисе выставили счёт – 1 000 рублей. Итого поездка в одну сторону вышла Алексею в 2 850 рублей. Теперь он решает, как ехать обратно. Надеется, что на обратном пути попадётся более сговорчивый и менее жадный водитель автобуса.
Вопрос "как правильно перевозить велосипед в междугороднем автобусе" мы адресовали Северному автовокзалу. Здесь обратили внимание, что чехол – это необязательный атрибут.
– В перевозке багажа могут отказать, если сумма измерений по длине-ширине-высоте превышает 180 сантиметров. В противном случае велосипед провозят как обычный багаж. Однако решение в отказе – за перевозчиком, только если он видит, что это помешает багажу других пассажиров. Чехол также необязателен, велосипед должен быть просто чистым, чтобы не испачкать багаж других пассажиров. Все складные велосипеды под эти габариты проходят. С ними чаще всего и путешествуют наши пассажиры, – пояснила Е1.RU начальник отдела по связям с общественностью Северного автовокзала Елена Фёдорова.
Проще всего перевозить велик по железной дороге. Здесь вас с железным конём не выгонят, если вы заплатите за него как за багаж и поставите в тамбуре.
– По Правилам перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте провозить велосипед в неразобранном виде можно только в тамбуре пригородного поезда (1 велосипед на тамбур). Согласно постановлению РЭК Свердловской области в 2016 году плата за провоз велосипеда в пригородном поезде на расстояние до 100 км составляет 25 рублей, свыше 100 км – 50 рублей. Чтобы провезти велосипед как ручную кладь, его необходимо полностью разобрать и упаковать так, чтобы его вес был не более 36 кг, размеры по сумме трёх измерений не превышали 180 см и его можно было разместить на специальной полке для ручной клади в вагоне. В этом случае велосипед можно провезти бесплатно. Также стоит учитывать, что согласно Правилам вещи (предметы), которые могут повредить или загрязнить вагон и вещи других пассажиров, к перевозке в качестве ручной клади не принимаются, – уточнили Е1.RU в пресс-службе Свердловской железной дороги.
Что касается перевозки в городском общественном транспорте и метро, то с велосипедом здесь не пустят. Хотя всегда бывают правила исключения и встречаются добрые кондукторы – не в час пик, конечно.
В Екатеринбургском трамвайно-троллейбусном управлении нашему вопросу удивились: "С холодильниками и ваннами в трамваи же пассажиры не идут, значит и с велосипедами не надо".
– С велосипедом в общественный транспорт? Такой возможности нет. В Правилах указаны размеры негабаритных вещей, которые можно провозить. Эти правила по всей России одинаковые. Велосипед – самостоятельный транспорт, на нём можно ехать. Зачем с ним в трамвай-то? Есть правила, и мы их соблюдаем. Неважно где: в трамвае, автобусе, троллейбусе или метро, – пояснили в ТТУ.
В метрополитене уточнили, что пассажирам запрещено провозить велосипеды и иные транспортные средства, кроме детских велосипедов, детских и инвалидных колясок, это сказано в 6-м пункте Правил перевозки. Ранее по этому поводу высказывался мэр города Евгений Ройзман. Он считает, что нужно разрешить провозить велосипед в разобранном виде в метро, но не в час пик. По мнению мэра, это было бы полезно провернуть до ЧМ-2018 по футболу.
Читаем "Правила пользования трамваем, троллейбусом и автобусом на территории муниципального образования "город Екатеринбург". В них говорится, что пассажиру запрещено провозить громоздкий багаж, сумма измерений которого по длине, ширине и высоте превышает 180 см; длинномерные предметы свыше 190 см (кроме лыж).
Конкретно про велосипед в этих Правилах ничего не сказано. Однако есть пункты, которые велосипедист может трактовать в свою сторону. Например:
17.1 Пассажир имеет право провозить с собой бесплатно:
• одно место ручной клади, размер которого (по сумме измерений длины, высоты, ширины) не превышает 120 см;
17.2 Провозить согласно тарифу:
• одно место ручной клади, размер которого (по сумме измерений длины, высоты, ширины) не превышает 180 см;
Кстати, большинство велосипедов со снятым передним колесом и опущенным седлом не превышают этот параметр. Это касается и ВМХ, и горных на популярных 26-дюймовых колёсах. Только шоссейные и новый стандарт горных с колёсами размером 29 дюймов нарушают это правило и там пришлось бы снимать и заднее колесо.
Так что по городу, хоть и не совсем дружелюбному к велосипедистам, лучше ехать на двухколёсном. Вне зависимости от обстоятельств. Или воспользоваться услугами транспортной компании. А за город велик лучше перевозить на электричке: и нервы, и деньги целее будут.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU; читатель E1.RU Алексей