Два ярко-зелёных танка, которые стоят за КОСКом «Россия» на ЖБИ (здесь коренные жители хмыкнут и поправят: не на ЖБИ, а в МЖК), знают почти все местные. Они же вспоминают: когда-то рядом стоял самолёт и большой корабль, который потом сгорел.
Выставку техники организовал в восьмидесятых годах руководитель военно-патриотического клуба «Полёт» Владимир Бойбородин. Мы встретились с ним, чтобы узнать, как и зачем он привозил танки с самолётами в обычный двор и что случилось с остальной техникой (спойлер: корабль он велел поджечь сам).
Сейчас Бойбородин руководит кинокомпанией «Рада-студия», а в восьмидесятых стоял у руля военно-патриотического клуба «Полёт», созданного в Молодёжном жилом комплексе (МЖК). Он, кстати, официально закрылся только в прошлом году.
— Была идея в МЖК серьёзно заниматься военно-патриотическим воспитанием. Я среди прочего написал план: нужны для выставки самолёт, танк, подлодка и корабль, — рассказывает Владимир Михайлович. — О первом самолёте из Пермского края договорились ещё до меня, я участвовал уже в транспортировке и сборке. Тогда привезли два Су-7Б, один отдали в экспозицию Дома офицеров. Со вторым я замучился: люди разбивали его всё время, вырывали все с корнями, выламывали, меня начальство МЖК дёргало — почему он стоит дырявый? А мне же надо алюминий где-то взять, остальное, сверлить постоянно.
Много лет спустя самолёт, уже разбитый вандалами, убрали.
Позже Бойбородин пытался поставить там ещё два самолёта.
— Нашли Яки с трёхчасовым остаточным ресурсом, перегнали их за три часа в Кольцово — и тут мне обрезали финансирование напрочь. В МЖК хотели просто поставить самолёты на землю, а я говорю: нельзя, надо на постамент, чтобы никто не мог забраться. Мне отвечают: тогда вовсе с них убиваться будут. Ну я решил, что в таком случае вообще нет смысла их ставить, и договорился, чтобы один отвезли на улицу Бебеля, а второй уже и не помню куда. Через неделю у тех самолётов крылья отдельно валялись, а через год от них ничего не осталось. Такой народ.
Танки получить, по словам Владимира Михайловича, было проще всего. С доверенностью от Дома пионеров он приехал на танкодром в Чебаркуле.
— Старые, конечно, были, раздолбанные, закопанные в землю — стреляли по ним для тренировки. Мы с моими ребятами из клуба три раза ездили откапывать. Когда откопали, их другими танками затолкали на платформы и по железной дороге эти платформы пригнали сюда к цехам завода в районе улицы Рассветная, — рассказывает Бойбородин.
Оттуда до нового места дислокации танки тащил трактор. Двигались со скоростью 5 километров в час:
— Танк ехал только по прямой, чтобы поворачивать, я залез внутрь и стал танкистом. Помню, надо было фрикцион дёрнуть на себя, включалась повышенная передача, трактор замедлялся и поворачивал. Так и тащили.
Пока танки разгружали, произошёл несчастный случай — одному из мальчишек крышкой люка отрубило полногтя на ноге. А много позже, в нулевых, танки пытались из МЖК утащить. Во двор приехали машины, погрузили технику на платформы и уже собрались увозить. Тогда на улицу высыпали все местные жители, стали требовать у приехавших документы и разрешения, вызвали милицию. Танки удалось отстоять.
Вот видео того схода:
Но самой сложной задачей в организации выставки под открытым небом была доставка кораблей. Их, полузатопленные, Бойбородин нашёл в ВИЗовском пруду возле морской школы. Корабли «снимались» в фильме свердловской киностудии «Юность Петра» в 1980 году и после оказались никому особо не нужными. Хотя и отдавать просто так киношники их не хотели, попросили денег.
— Тогда я разыграл свердловскую киностудию, — рассказывает Бойбородин. — Попросил морскую школу написать, что скоро за охрану кораблей придётся платить по 500 рублей. После пришёл к киношникам и говорю: могу решить проблему с кораблями. Хотя сам же им её и создал.
Корабли Бойбородину отдали просто так, но, чтобы вытащить из воды, нужно было сначала отбуксировать их к другому берегу. Для этого энтузиаст ждал редкого, как он говорит, попутного восточного ветра. Дождался, отбуксировал. Воду из кораблей откачали, техникой вытащили на сушу и поставили на лопинги, которые мальчишки сделали из шпал. Наконец, первый корабль отвезли в МЖК (он был таким высоким, что впереди ехала машина, поднимающая провода). Через неделю надо было везти второй, но не успели: брошенное судно разобрали садоводы.
— Корабль долго стоял на МЖК, а потом я приказал его ребятам сжечь, — вспоминает Владимир Михайлович. — Мне не давали сделать его надёжным. Нужно было снаружи покрасить, а изнутри антисептиком пропитать, сделать опалубку и забетонировать. Тогда это была бы бетонная скорлупа, а к ней приделан корпус, и так он мог бы простоять долго. Но уже и МЖК стал загибаться, к 1988-то году, и я понял, что толку никакого. А ведь дети бегают, корабль расшатывается, шпангоут (внутренний каркас) раскачивается. А я его укрепить не могу. Тогда сказал ребятам: есть химбаза рядом со школой, тащите оттуда что-нибудь горючее, залейте его и спалите. Залили весь, полыхал сильно. Я подумал — ну слава богу, никого не задавит. Но приехали пожарные, потушили, и оказалось, что нос остался целым. На следующую ночь дожгли и его.
— Не жалко было корабль? — спрашиваю у Бойбородина.
— Гораздо жальче было бы ребёнка, которого раздавило бы этим кораблём, — резко отвечает он.
В теории компанию технике могла составить 45-метровая подводная лодка. Её на Тихоокеанском флоте уже распилили на части и приготовили к отправке в Свердловск, но Бойбородин отменил проект — слишком затратной, говорит, была бы её установка, а денег на это уже не давали.
До наших дней дожили только танки — оказались самыми крепкими. По ним и сегодня любят лазить дети.
А клуб «Полёт» в 2015 году закрылся (руководили им давно преемники Бойбородина), сам он занимается совсем другими делами, но видно, что вспоминать «МЖКовское» прошлое ему приятно.
— Если идея заинтриговала, я обязательно попробую её воплотить, — говорит он. — Меня с детства по рукам не били, хочешь — делай, главное, чтобы руки не пообрывало. Реализовывать идеи было настолько естественно, что я никак не мог понять, а какие проблемы в этом. Если ты хочешь что-то сделать, так иди и делай.
Фото: Владимир БОЙБОРОДИН; Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU; Роман УЛЫБИН
Видео: wtgm / youtube.com