Город Неизвестный Свердловск 90 лет хлебозаводу на Свердлова: как на Урале появился "Подмосковный" батон и почему макароны заменили французскими булочками

90 лет хлебозаводу на Свердлова: как на Урале появился "Подмосковный" батон и почему макароны заменили французскими булочками

В честь юбилея - неизвестные истории от старейшей работницы комбината и архивные фото главной пекарни города.

Тамара Шишина работает на хлебозаводе с 1965 года.
 | www.e1.ruТамара Шишина работает на хлебозаводе с 1965 года.
 | www.e1.ru
Тамара Шишина работает на хлебозаводе с 1965 года.

Недавно день рождения отметил первый на Урале хлебозавод, известный сегодня екатеринбуржцам как "Смак". Ровно 90 лет назад на месте будущего завода на улице Мельковской (сейчас у комбината адрес – ул. Свердлова, 8) была высыпана первая лопата щебня, а через год, в 1927-м, он уже выпустил первую партию хлеба для Свердловска.

Об истории завода E1.RU рассказала Тамара Шишина, пришедшая работать в 1965 году и успевшая застать тех, кто трудился на комбинате в довоенное и военное время. Тамара Ивановна начинала простой работницей цеха, потом 20 лет возглавляла отдел сбыта, вышла на пенсию, а последние 15 лет работает в отделе кадров. Как старожил комбината, она бережно хранит "семейные" альбомы и легенды.

О закладке первого на Урале хлебозавода 15 мая 1926 года написала газета "Правда". Старт строительству дали шумно – с оркестром и в присутствии городского руководства, на стройку и оборудование выделили полмиллиона рублей.

"Весь процесс приготовления и выпечки хлеба, начиная с подачи муки и воды, просева муки, замески теста, формовки хлеба, подачи в печи, выпечки и транспортировки его в экспедицию, будет механизирован. Вся работа будет производиться электричеством. Гигиеническая сторона дела обеспечена: рабочий, прежде чем попасть в завод, должен будет принять душ и одеться в прозодежду. Всеми материалами постройка обеспечена полностью. Прилегающие к участку дворы и часть улицы завалены материалами", – писала газета.

О начале строительства завода в 1926 году написали в "Правде".
О начале строительства завода в 1926 году написали в "Правде".
О начале строительства завода в 1926 году написали в "Правде".

В 1927 году к работе на хлебозаводе приступили 46 человек – 10 женщин и 36 мужчин. Изначально завод был нацелен на выпуск подового хлеба, который не нуждается в формах и печётся просто на ровной поверхности, но наладить его производство удалось только в июне, и первый месяц хлеб выпекали формовой.

Фасад хлебозавода со стороны котельной.
Фасад хлебозавода со стороны котельной.
Фасад хлебозавода со стороны котельной.
Первые десятилетия на заводе выпекали только хлеб.
Первые десятилетия на заводе выпекали только хлеб.
Первые десятилетия на заводе выпекали только хлеб.
С тридцатых годов на заводе ведут летопись комбината.
С тридцатых годов на заводе ведут летопись комбината.
С тридцатых годов на заводе ведут летопись комбината.

В тридцатых годах рядом с заводом, у кромки улицы, появилась фабрика-кухня. Судя по старым фото, говорит Тамара Ивановна, к комбинату подходили железнодорожные пути, но нужды в них не было – хлеб возили только по городу, для этого хватало лошадей.

– А когда грянула война, пути пригодились: прямо к заводу подъезжали вагоны, в них грузили сухпайки и отправляли на фронт. Рельсы убрали только в семидесятых, когда на другом конце улицы у вокзала строили гостиницу "Свердловск", – вспоминает она. – В 1942 году фабрику-кухню переоборудовали в макаронный цех, который стал делать вермишель для сухпайков, тогда же цеха объединили, и вместо хлебного появился хлебомакаронный комбинат.

Тамара Шишина сегодня – старейший работник комбината.
Тамара Шишина сегодня – старейший работник комбината.
Тамара Шишина сегодня – старейший работник комбината.

Военное время внесло свои коррективы в работу предприятия.

– Мужчины уходили на фронт по несколько человек в сутки, и на их места назначали женщин, – рассказала Тамара Шишина. – Вот, например, приказ от 23 июня 1941 года: товарищу Хромову сдать дела по отделу кадров по спецсектору товарищу Рыбниковой. Основание – предписание райвоенкомата.

Работать на заводе остались почти одни только женщины, трудились в четыре бригады по 7 часов (на 12-часовой день перешли только в восьмидесятых) без праздников и выходных. Но и после тяжёлой работы домой не спешили: женщины вязали фронтовикам варежки и носки, собирали тёплые вещи. А потом работнице завода Розалии Шасолиной, приехавшей на Урал в эвакуацию из города Николаева, пришла идея купить и подарить бойцам танк. Другие женщины её поддержали, бросили клич и стали собирать деньги – отдавали последнее из зарплат. Когда сумма была собрана, работницы заказали на Уралмашзаводе Т-34.

– Вручали его экипажу во главе с командиром Кириллом Байдой прямо на подъездных путях в 1943 году, погрузили на платформу, и отсюда он и отправился на фронт, – рассказала Тамара Ивановна. – На башне танка написали "Боевая подруга".

Вручение танка командиру экипажа Кириллу Байде.
Вручение танка командиру экипажа Кириллу Байде.
Вручение танка командиру экипажа Кириллу Байде.

"Женщины пришли сказать воинам самые важные в эту минуту слова: "Берите наш танк. Бейте ненавистного врага!" Так уж получилось, что командиром танка стал земляк Розы Шасолиной, бывший тракторист из николаевского села Кривое Озеро Кирилл Иванович Байда. Места механика-водителя, стрелка-радиста и командира башни заняли Михаил Макушин, Иван Алексин, Степан Яшкин. Назавтра рота, в состав которой входил и экипаж "Боевой подруги", отправлялась на фронт", – писала в 1973 году "Правда".

За время в строю танк уничтожил четыре пушки и три пулемёта с расчётами, но в 1943 году в бою на Курской дуге он сгорел, экипаж, к счастью, не пострадал. Когда известие об этом пришло на хлебомакаронный комбинат, работницы приняли решение подарить экипажу Байды ещё одну машину, и снова был объявлен сбор средств, куплен и отправлен на фронт танк.

Проводы танка "Боевая подруга" на фронт с завода "Уралмаш" 15 марта 1943 года. В левом верхнем углу снимка увеличенный фрагмент надписи на башне. По словам историков, на митинге был другой танк, а тот самый к этому времени, вероятно, уже двигался на фронт.
Проводы танка "Боевая подруга" на фронт с завода "Уралмаш" 15 марта 1943 года. В левом верхнем углу снимка увеличенный фрагмент надписи на башне. По словам историков, на митинге был другой танк, а тот самый к этому времени, вероятно, уже двигался на фронт.
Проводы танка "Боевая подруга" на фронт с завода "Уралмаш" 15 марта 1943 года. В левом верхнем углу снимка увеличенный фрагмент надписи на башне. По словам историков, на митинге был другой танк, а тот самый к этому времени, вероятно, уже двигался на фронт.

"Спустя почти тридцать лет Шасолина прочитала в книге генерала армии Д.Д. Лелюшенко "Москва – Сталинград – Берлин – Прага", что в Карпатах во время напряжённых боёв в районе Княже "танк, носивший название "Боевая подруга", под командованием коммуниста старшего лейтенанта Кирилла Байды уничтожил 11 танков и до двух батальонов пехоты". А тогда, летом сорок четвёртого, переписка завода с танкистами неожиданно оборвалась. Долгие годы о судьбе Байды ничего не было известно. Но земляки отважного офицера приложили много сил для его розысков. Когда удалось установить, что Байда геройски погиб в районе Старого Самбора в Карпатах, на его могилу приехали не только близкие и друзья из Николаевской области, но и уральцы", – писала "Правда".

Сейчас памятник "Боевой подруге" стоит в городе Бернау близ Берлина.

После войны хлебомакаронный завод по-тихоньку возвращался к обычной жизни. В пятидесятых на комбинате освоили новые виды макарон. К обычной лапше добавилась рожки, ракушки, макароны обыкновенные, любительские, особые. А в шестидесятых завод стал специализироваться на производстве батонов (хлеб "отдали" комбинату на Студенческой, который сейчас называется "Всеслав").

– Выпекали 10 видов батонов и разные мелкоштучные изделия. Печи работали без конца, не останавливаясь. Это был очень тяжёлый труд, в цехах жарко – до 50 градусов. Между бригадами были соревнования, каждая брала задания, сколько тонн хлеба выпустить. Лучшая получала вымпел, не за премии работали, за вымпел, – вспоминает Тамара Ивановна.

С шестидесятых на комбинате стали выпускать десяток видов батонов.
С шестидесятых на комбинате стали выпускать десяток видов батонов.
С шестидесятых на комбинате стали выпускать десяток видов батонов.
Из пресса выходили длинные макароны, распиливали их обычной пилой для дров. Затем макароны укладывали в кассеты, которые отправлялись в сушильные ящики и в печь. Там они стояли сутки, а потом паковались в ящики и уходили на продажу.
Из пресса выходили длинные макароны, распиливали их обычной пилой для дров. Затем макароны укладывали в кассеты, которые отправлялись в сушильные ящики и в печь. Там они стояли сутки, а потом паковались в ящики и уходили на продажу.
Из пресса выходили длинные макароны, распиливали их обычной пилой для дров. Затем макароны укладывали в кассеты, которые отправлялись в сушильные ящики и в печь. Там они стояли сутки, а потом паковались в ящики и уходили на продажу.
Во время войны комбинату выделили для развоза хлеба две автомашины.
Во время войны комбинату выделили для развоза хлеба две автомашины.
Во время войны комбинату выделили для развоза хлеба две автомашины.

В 1964 году на комбинате начали выпускать свой фирменный батон "Подмосковный" (с двумя продольными разрезами), любимый у многих екатеринбуржцев до сих пор. Его производство не прекращалось никогда, и в иные годы в сутки выпускали до 11 тонн "Подмосковного".

Если хлеб продавали только в Свердловске, то макароны отгружали даже на Дальний Восток. Объёмы производств были строго регламентированы планами. А вот в конце восьмидесятых и девяностые покупателей приходилось искать уже самостоятельно.

– Я ездила с коробками на выставки, набирала ассортимент, какую-то наглядную агитацию, прайсы. До двухтысячных ездила по Сибири: Хабаровск, Улан-Удэ, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Омск – везде мы покупали места на стендах, искали покупателей, заключали договоры. Последняя выставка была в Москве на ВДНХ, там заключили много договоров, – рассказала Тамара Шишина.

В девяностые покупателей искали на всевозможных выставках.
В девяностые покупателей искали на всевозможных выставках.
В девяностые покупателей искали на всевозможных выставках.

Тогда же, в девяностые, благодаря прежнему директору комбината удалось отбить рейдерскую атаку, вспоминает Тамара Ивановна. У работников предприятия были акции, и у проходной постоянно толклись желающие их купить, но сотрудники создали внутри предприятия закрытое акционерное общество и смогли сохранить комбинат.

Торговая марка "Смак" появилась в 1995 году, а в 2000-м комбинат купила челябинская "Макфа". В прошлом году он из хлебомакаронного вновь превратился в хлебный: в цехе, где делали вермишель, теперь выпекают французские булочки. Кроме Екатеринбурга, продукцию завода отгружают в Челябинскую и Тюменскую области, в планах – Уфа, Пермь, Сургут. С 2011 года "Смак" лидирует в производстве и продаже хлеба в Екатеринбурге.

Кстати, скоро хлебозавод на Свердлова окружат новостройки, а рядом побежит речка Мельковка – в округе появится новый жилой квартал. На комбинате к будущему соседству относятся пока осторожно, но заверяют, что их территория останется на своём месте.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU; Википедия / ru.wikipedia.org; сайт "Танковый фронт" / tankfront.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления