Город Неизвестный Свердловск 90 лет хлебозаводу на Свердлова: как на Урале появился "Подмосковный" батон и почему макароны заменили французскими булочками

90 лет хлебозаводу на Свердлова: как на Урале появился "Подмосковный" батон и почему макароны заменили французскими булочками

В честь юбилея - неизвестные истории от старейшей работницы комбината и архивные фото главной пекарни города.

Тамара Шишина работает на хлебозаводе с 1965 года.

Недавно день рождения отметил первый на Урале хлебозавод, известный сегодня екатеринбуржцам как "Смак". Ровно 90 лет назад на месте будущего завода на улице Мельковской (сейчас у комбината адрес – ул. Свердлова, 8) была высыпана первая лопата щебня, а через год, в 1927-м, он уже выпустил первую партию хлеба для Свердловска.

Об истории завода E1.RU рассказала Тамара Шишина, пришедшая работать в 1965 году и успевшая застать тех, кто трудился на комбинате в довоенное и военное время. Тамара Ивановна начинала простой работницей цеха, потом 20 лет возглавляла отдел сбыта, вышла на пенсию, а последние 15 лет работает в отделе кадров. Как старожил комбината, она бережно хранит "семейные" альбомы и легенды.

О закладке первого на Урале хлебозавода 15 мая 1926 года написала газета "Правда". Старт строительству дали шумно – с оркестром и в присутствии городского руководства, на стройку и оборудование выделили полмиллиона рублей.

"Весь процесс приготовления и выпечки хлеба, начиная с подачи муки и воды, просева муки, замески теста, формовки хлеба, подачи в печи, выпечки и транспортировки его в экспедицию, будет механизирован. Вся работа будет производиться электричеством. Гигиеническая сторона дела обеспечена: рабочий, прежде чем попасть в завод, должен будет принять душ и одеться в прозодежду. Всеми материалами постройка обеспечена полностью. Прилегающие к участку дворы и часть улицы завалены материалами", – писала газета.

О начале строительства завода в 1926 году написали в "Правде".

В 1927 году к работе на хлебозаводе приступили 46 человек – 10 женщин и 36 мужчин. Изначально завод был нацелен на выпуск подового хлеба, который не нуждается в формах и печётся просто на ровной поверхности, но наладить его производство удалось только в июне, и первый месяц хлеб выпекали формовой.

Фасад хлебозавода со стороны котельной.
Первые десятилетия на заводе выпекали только хлеб.
С тридцатых годов на заводе ведут летопись комбината.

В тридцатых годах рядом с заводом, у кромки улицы, появилась фабрика-кухня. Судя по старым фото, говорит Тамара Ивановна, к комбинату подходили железнодорожные пути, но нужды в них не было – хлеб возили только по городу, для этого хватало лошадей.

– А когда грянула война, пути пригодились: прямо к заводу подъезжали вагоны, в них грузили сухпайки и отправляли на фронт. Рельсы убрали только в семидесятых, когда на другом конце улицы у вокзала строили гостиницу "Свердловск", – вспоминает она. – В 1942 году фабрику-кухню переоборудовали в макаронный цех, который стал делать вермишель для сухпайков, тогда же цеха объединили, и вместо хлебного появился хлебомакаронный комбинат.

Тамара Шишина сегодня – старейший работник комбината.

Военное время внесло свои коррективы в работу предприятия.

– Мужчины уходили на фронт по несколько человек в сутки, и на их места назначали женщин, – рассказала Тамара Шишина. – Вот, например, приказ от 23 июня 1941 года: товарищу Хромову сдать дела по отделу кадров по спецсектору товарищу Рыбниковой. Основание – предписание райвоенкомата.

Работать на заводе остались почти одни только женщины, трудились в четыре бригады по 7 часов (на 12-часовой день перешли только в восьмидесятых) без праздников и выходных. Но и после тяжёлой работы домой не спешили: женщины вязали фронтовикам варежки и носки, собирали тёплые вещи. А потом работнице завода Розалии Шасолиной, приехавшей на Урал в эвакуацию из города Николаева, пришла идея купить и подарить бойцам танк. Другие женщины её поддержали, бросили клич и стали собирать деньги – отдавали последнее из зарплат. Когда сумма была собрана, работницы заказали на Уралмашзаводе Т-34.

– Вручали его экипажу во главе с командиром Кириллом Байдой прямо на подъездных путях в 1943 году, погрузили на платформу, и отсюда он и отправился на фронт, – рассказала Тамара Ивановна. – На башне танка написали "Боевая подруга".

Вручение танка командиру экипажа Кириллу Байде.

"Женщины пришли сказать воинам самые важные в эту минуту слова: "Берите наш танк. Бейте ненавистного врага!" Так уж получилось, что командиром танка стал земляк Розы Шасолиной, бывший тракторист из николаевского села Кривое Озеро Кирилл Иванович Байда. Места механика-водителя, стрелка-радиста и командира башни заняли Михаил Макушин, Иван Алексин, Степан Яшкин. Назавтра рота, в состав которой входил и экипаж "Боевой подруги", отправлялась на фронт", – писала в 1973 году "Правда".

За время в строю танк уничтожил четыре пушки и три пулемёта с расчётами, но в 1943 году в бою на Курской дуге он сгорел, экипаж, к счастью, не пострадал. Когда известие об этом пришло на хлебомакаронный комбинат, работницы приняли решение подарить экипажу Байды ещё одну машину, и снова был объявлен сбор средств, куплен и отправлен на фронт танк.

Проводы танка "Боевая подруга" на фронт с завода "Уралмаш" 15 марта 1943 года. В левом верхнем углу снимка увеличенный фрагмент надписи на башне. По словам историков, на митинге был другой танк, а тот самый к этому времени, вероятно, уже двигался на фронт.

"Спустя почти тридцать лет Шасолина прочитала в книге генерала армии Д.Д. Лелюшенко "Москва – Сталинград – Берлин – Прага", что в Карпатах во время напряжённых боёв в районе Княже "танк, носивший название "Боевая подруга", под командованием коммуниста старшего лейтенанта Кирилла Байды уничтожил 11 танков и до двух батальонов пехоты". А тогда, летом сорок четвёртого, переписка завода с танкистами неожиданно оборвалась. Долгие годы о судьбе Байды ничего не было известно. Но земляки отважного офицера приложили много сил для его розысков. Когда удалось установить, что Байда геройски погиб в районе Старого Самбора в Карпатах, на его могилу приехали не только близкие и друзья из Николаевской области, но и уральцы", – писала "Правда".

Сейчас памятник "Боевой подруге" стоит в городе Бернау близ Берлина.

После войны хлебомакаронный завод по-тихоньку возвращался к обычной жизни. В пятидесятых на комбинате освоили новые виды макарон. К обычной лапше добавилась рожки, ракушки, макароны обыкновенные, любительские, особые. А в шестидесятых завод стал специализироваться на производстве батонов (хлеб "отдали" комбинату на Студенческой, который сейчас называется "Всеслав").

– Выпекали 10 видов батонов и разные мелкоштучные изделия. Печи работали без конца, не останавливаясь. Это был очень тяжёлый труд, в цехах жарко – до 50 градусов. Между бригадами были соревнования, каждая брала задания, сколько тонн хлеба выпустить. Лучшая получала вымпел, не за премии работали, за вымпел, – вспоминает Тамара Ивановна.

С шестидесятых на комбинате стали выпускать десяток видов батонов.
Из пресса выходили длинные макароны, распиливали их обычной пилой для дров. Затем макароны укладывали в кассеты, которые отправлялись в сушильные ящики и в печь. Там они стояли сутки, а потом паковались в ящики и уходили на продажу.
Во время войны комбинату выделили для развоза хлеба две автомашины.

В 1964 году на комбинате начали выпускать свой фирменный батон "Подмосковный" (с двумя продольными разрезами), любимый у многих екатеринбуржцев до сих пор. Его производство не прекращалось никогда, и в иные годы в сутки выпускали до 11 тонн "Подмосковного".

Если хлеб продавали только в Свердловске, то макароны отгружали даже на Дальний Восток. Объёмы производств были строго регламентированы планами. А вот в конце восьмидесятых и девяностые покупателей приходилось искать уже самостоятельно.

– Я ездила с коробками на выставки, набирала ассортимент, какую-то наглядную агитацию, прайсы. До двухтысячных ездила по Сибири: Хабаровск, Улан-Удэ, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Омск – везде мы покупали места на стендах, искали покупателей, заключали договоры. Последняя выставка была в Москве на ВДНХ, там заключили много договоров, – рассказала Тамара Шишина.

В девяностые покупателей искали на всевозможных выставках.

Тогда же, в девяностые, благодаря прежнему директору комбината удалось отбить рейдерскую атаку, вспоминает Тамара Ивановна. У работников предприятия были акции, и у проходной постоянно толклись желающие их купить, но сотрудники создали внутри предприятия закрытое акционерное общество и смогли сохранить комбинат.

Торговая марка "Смак" появилась в 1995 году, а в 2000-м комбинат купила челябинская "Макфа". В прошлом году он из хлебомакаронного вновь превратился в хлебный: в цехе, где делали вермишель, теперь выпекают французские булочки. Кроме Екатеринбурга, продукцию завода отгружают в Челябинскую и Тюменскую области, в планах – Уфа, Пермь, Сургут. С 2011 года "Смак" лидирует в производстве и продаже хлеба в Екатеринбурге.

Кстати, скоро хлебозавод на Свердлова окружат новостройки, а рядом побежит речка Мельковка – в округе появится новый жилой квартал. На комбинате к будущему соседству относятся пока осторожно, но заверяют, что их территория останется на своём месте.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU; Википедия / ru.wikipedia.org; сайт "Танковый фронт" / tankfront.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Любителям „всё включено“ такое не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Это защитит вас от женской неверности?» Екатеринбуржец разгромил идею вступать в официальный брак
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления