Американский транспортный эксперт Джарретт Уокер, который вместе с фондом "Город.PRO" разрабатывает маршрутную сеть общественного транспорта, знакомился с Екатеринбургом только на бумаге – по картам и цифрам, которые изучал. На следующей неделе вместе с местными экспертами он будет "рисовать" новую схему маршрутов для уральской столицы, так что мы решили помочь ему с "визуализацией" и прокатили в трамвае и маршрутке. Заодно поговорили о том, что в транспортной схеме города стоит изменить.
В 9:30 мы с Джарреттом Уокером и специалистом "Город.PRO" Владимиром Злоказовым встретились у остановки "Шарташская" возле ОДО.
– Джарретт, вы первый раз в Екатеринбурге, как вам город?
– Город красивый. Я уже успел прогуляться по центру. Конечно, пыльно и грязно, но я не удивлён. Недавно я был на Аляске, где похожий климат, и там так же зимой рассыпают реагенты и песок для борьбы с гололёдом. За зиму это всё накапливается, и с приходом тепла в это время года там такая же ситуация на улицах.
Тем временем к остановке подъезжает старый чешский трамвай. Решаем поехать именно на нём.
– Как вам состояние наших автобусов, трамваев и троллейбусов? – спрашиваем у Джарретта.
– В принципе это то, что я ожидал увидеть. Да, это не так замечательно, как в Европе, но это значительно лучше, чем в Индии. Главное то, что у вас в Екатеринбурге большое количество подвижного состава, поэтому неважно, красив он или нет.
– А на таком старом чешском трамвае Tatra уже где-то катались?
– Я не запоминаю все трамваи, на которых ездил. Но конкретно на таком, наверное, не ездил.
Протягиваем Джарретту Екарту, чтобы он сам заплатил за проезд. Повертев в руках карту и рассмотрев её, он подаёт её кондуктору, которая отбивает билет.
– Сейчас мы едем в трамвае, и народу здесь почти нет. Но ещё час назад он был переполнен. После изменения маршрутной сети ситуацию с забитыми до отказа автобусами и трамваями удастся решить?
– Эту проблему можно решить, если в часы пик пускать дополнительные маршруты, которые будут работать только во время большого пассажиропотока. Этот вариант мы будем рассматривать.
– Как убедить екатеринбуржцев ездить с пересадками на общественном транспорте?
– Ездить с пересадками выгодно – ведь вы сэкономите время. Благодаря сокращению маршрутов мы сможем увеличить количество подвижного состава на новых маршрутах, а значит увеличить частоту движения. Таким образом, пассажиру не придётся долго стоять на остановке.
– Представьте, что мне нужно доехать из одного конца города в другой с двумя детьми и большими сумками. Я лучше поеду без пересадок, даже если придётся долго ждать на остановке. Попробуйте убедить меня в обратном.
– Мы пытаемся реализовать принцип, по которому пассажиры должны ездить с пересадками, потому что мы знаем, что так будет быстрее. Но у нас нет стремления на 100% реализовать маршрутную сеть с пересадками. Например, есть районы, где много пожилых людей, которые готовы ехать дольше при условии, что им не придётся пересаживаться. Возможно, для таких случаев нужно оставить прямые маршруты, на которых могут работать небольшие автобусы.
На остановке "Уральский федеральный университет" выходим из трамвая и идём на автобусную остановку, чтобы пересесть на маршрутку до центра. Внимание Джарретта привлекает табличка с облупленной краской, на которой написаны интервалы движения муниципальных автобусов. Он достаёт телефон, чтобы запечатлеть "диковинку".
– А у вас в родном городе Портленде на остановках есть такие таблички?
– На больших остановках у нас, как правило, есть электронные табло, которые показывают, через сколько минут прибудет тот или иной маршрут. Но бумажные информационные таблички также сохранились. Информационные табло – это достаточно дорогое удовольствие, и мы не можем позволить себе поместить их на всех остановках.
К остановке подходит жёлтый "Богдан" 054-го маршрута. Садимся в него. Точнее, пытаемся втиснуться – в автобусе едет неожиданно много народу.
– Это нормально для этого автобуса? – удивлённо спрашивает Джарретт, стоя в проходе, зажатый людьми.
– В час пик маршрутка заполнена ещё больше, людям даже приходится стоять на ступеньке у выхода.
– Я не понимаю, почему люди садятся в этот маленький автобус, который уже переполнен, а не едут на том же трамвае, который сейчас пустой едет так же по проспекту Ленина, – недоумевает американец.
– Кто этот человек? – интересуется у нас пассажирка Наталья.
– Это транспортный эксперт из Америки, который приехал в Екатеринбург разрабатывать новую маршрутную сеть общественного транспорта с пересадками, – отвечаем мы.
– По его лицу видно, что он возмущён тем, как мы ездим, – говорит женщина. – Это ещё автобус более-менее нормальный, а есть такие костотрясы, в которых, когда едешь, складывается ощущение, что он вот-вот рассыплется.
На следующей остановке заходят новые пассажиры, и ехать дальше в тесноте становится совсем невозможно. Решаем выйти возле УрГУ и пешком дойти до администрации Екатеринбурга.
– Вас, наверное, шокировала наша маршрутка?
– Нет. Меня трудно шокировать. У меня просто возник вопрос, почему ходят такие маленькие автобусы, если здесь такой большой пассажиропоток. В той же Северной Америке или Европе такие автобусы пустили бы только на маршруты, на которых ездит мало людей.
– Водители частных маршруток в Екатеринбурге очень часто пренебрегают правилами дорожного движения, конкурируя между собой и борясь за пассажиров. У нас на Е1.RU даже есть специальная рубрика Шайтан – "Богдан", где мы собираем видео этих нарушений. Новая маршрутная сеть решит проблему с гонками маршруток?
– Здесь дело не в новой сети, а в том, какой контроль за перевозчиком осуществляют власти города, насколько они вообще могут их контролировать. Многие страны идут путём реформирования таких типов перевозок. Например, в 2007 году это было сделано в Сантьяго в Чили. Там муниципальное предприятие наняло частных перевозчиков и стало платить им за выполнение определённого объёма работы. Таким образом, перевозчик стал получать деньги за свою работу не от пассажира, а от государства. Вопрос, сколько они везут пассажиров, их уже не интересовал.
– Вы предложили сократить трамвайную сеть Екатеринбурга с тридцати до девяти маршрутов. А сколько городу хватит автобусных маршрутов?
– Я пока не могу сказать, сколько будет маршрутов автобусов. Но принцип останется такой же: чем меньше маршрутов – тем больше частота движения. Это справедливо для любого вида транспорта, даже для повозок с лошадьми.
– Вы разрабатывали сеть маршрутов в 70 городах мира. Были ли города, где пересадочную систему, которую вы продвигаете, люди не приняли?
– Была ситуация в Брисбене в Австралии, где мэр сказал нет системе с пересадками. Но важно понимать, что мы реализуем не 100% систему с пересадками. Можно найти что-то среднее между пересадочной и беспересадочной системами.
– Если новая маршрутная сеть действительно заработает так, как вы это описываете, может быть, Екатеринбургу и не нужно строить вторую ветку метро?
– Если существующая линия метро перегружена – то это аргумент начать строительство второй ветки. Но пока у меня нет сложившегося мнения на этот счет.
– Что бы вы сказали тем екатеринбуржцам, которые выступают против изменения существующей маршрутной сети?
– Я бы сказал, что не нужно с самого начала накладывать вето на любые изменения. Если всегда критиковать, то никогда ничего не поменяешь. Нужно вместе обсуждать и решать, к какой системе в результате мы хотим прийти.
Напомним, фонд "Город.PRO" занимается разработкой только самой маршрутной сети. Параллельно в администрации города должна пройти работа над тарифами – чтобы пассажир не переплачивал, пользуясь "пересадочной" транспортной схемой.
– Мы занимаемся только маршрутной сетью. Но мы будем рекомендовать городу внедрять тарифы, которые позволят пассажиру не переплачивать за пересадки, как это происходит сейчас. Это может быть или повременной тариф, или адекватные тарифы на проездные на все виды общественного транспорта. Мы знаем, что работа над новыми тарифами в администрации города идёт, – говорил Владимир Злоказов в интервью E1.RU.
О планах ввести почасовую оплату проезда в администрации города заявляли ещё в начале прошлого года. Вице-мэр Евгений Липович называл её самой прогрессивной на сегодняшний момент.
Сегодня Джарретт Уокер прочитает лекцию екатеринбуржцам, чтобы убедить их ездить с пересадками. Она пройдёт с 19:00 до 21:00 в бизнес-центре "Палладиум" (улица Хохрякова, 10). Вход на лекцию бесплатный, однако на неё нужно заранее зарегистрироваться на сайте фонда "Город.PRO" – это необходимо для того, чтобы вам приготовили наушники для синхронного перевода.