Город «Это была прикольная игра»: кто создавал E1.RU и как он выглядел 20 лет назад

«Это была прикольная игра»: кто создавал E1.RU и как он выглядел 20 лет назад

К юбилею самого популярного портала Екатеринбурга его основатели рассказали, с чего он начинался

Создатели E1.RU (слева направо): Анатолий Лебедев, Сергей Герштейн, Алексей Пинженин и Лидия Третьякова
Источник:

Март 2016 года для E1.RU — юбилейный: нам исполнилось 20 лет. Героями нашего сегодняшнего материала стали люди, которые фактически являются родителями нашего сайта. Одни из них стояли у истоков портала, а другие — создавали прорывные сервисы, сделавшие E1.RU самым популярным региональным порталом России. Сегодня наша аудитория — более полумиллиона человек в сутки. И за это — спасибо его создателям.

Анатолий Лебедев

Основатель E1.RU. Сейчас является заместителем директора компании «УралРелком плюс».

— В 1994 году мы решили, что нашей компании-провайдеру нужен сайт. Тогда мало кто понимал, что это такое и как его делать. Специально под этот проект я взял нового сотрудника — Алексея Пинженина. Он съездил в Москву, изучил эту тему. В итоге появился корпоративный сайт. Однако мы решили, что на нём также должна быть возможность для общения.

По сути, получилось, что в рамках одного ресурса существовали два проекта — корпоративный сайт и развлекательный ресурс. Но затем мы решили разделить их. Фактически так и появился тот портал, который сейчас называется E1.

Мало кто помнит, но трафик тогда был очень дорогим (особенно внешний), так как каналы были узкими. Но «УралРелком» одним из первых в стране сделал городскую сеть передачи данных. Благодаря этому мы смогли предложить своим клиентам бесплатный доступ к нашим ресурсам (по внутригородскому трафику), в том числе и к Е1. И это стало конкурентным преимуществом. «УралРелком» тогда был лидером на рынке провайдеров, а потому и посещаемость портала быстро росла. Лично я считал, что Е1 должен стать точкой общения для горожан. Плюс к тому он был элементом маркетинга нашего провайдера.

Так будущий E1.RU выглядел в 1996 году. Тогда он располагался по адресу info.mplik.ru
Источник:

В августе этого года будет 25 лет, как интернет пришёл в Екатеринбург. Е1 по большому счёту создал не я, не Алексей Пинженин или Сергей Герштейн, а горожане. Они поняли, что есть место, где можно хорошо общаться, модераторы не зверствуют, они видели, что «УралРелком» вкладывается в проект.

Сергей Герштейн

Был связан c E1.RU с 1995 по 2005 год. Сейчас работает заместителем руководителя департамента массовых клиентских продаж Яндекса.

— Всё началось в далёком 1995 году, когда в Екатеринбурге было всего два сайта — компании «Корус» и «УралРелкома». У нас была смесь корпоративной и какой-то интересной информации (книги, журналы и прочее).

Но в конце 1995 года пришло понимание, что их необходимо разделить. Так и появилась первая версия ресурса, который в будущем стал E1.RU. Назывался он «Екатеринбург-онлайн», но только размещался по адресу info.mplik.ru. Никакого дизайна у этого сайта не было, так как делали его программисты — я и Алексей Пинженин.

До 1998 года локальная версия E1.RU распространялась на дисках. Их получали клиенты крупнейшего тогда провайдера «УралРелком». В 1997 году у сайта была такая главная страница
Источник:

Затем мы получили домен Ekaterinburg.com. У нас появился дизайнер, а у сайта структура: бизнес, город, отдых. Но тогда совершенно не было понимания, что проекты могут окупаться за счёт рекламы. Именно поэтому мы сделали платным доступ в часть разделов, но эта тема не взлетела, так как мало кто готов был тратить на это деньги. К тому же в 1996 году для большинства клиентов интернет использовали исключительно для электронной почты. Люди включали модем, скачивали письма, выключали модем, писали ответы и затем отправляли их. На сайты могли ходить только продвинутые пользователи.

Интересна история с появлением, собственно говоря, имени E1. В какой-то момент пришло осознание, что длинное имя — это плохо. Я стал смотреть свободные адреса. Был вариант EOL («Екатеринбург-он-лайн»), но он оказался занят. Мы попытались его купить, но не вышло. Ещё был интерес к адресу E5, но и он был занят, а вот Е1 — свободен.

Мы долго не могли придумать, почему нам нужен этот адрес, но в итоге всё-таки решили взять. И только сильно позже пришла мысль, что можно изменить бренд. В результате появился логотип E1, который нарисовал Юра Щипакин. Он же придумал и дизайн главной страницы и разделов.

Конечно, какую-то рекламу мы пытались продавать ещё в 1996 году. Тогда у нас было два клиента — богатые фирмы, которым было не жалко потратить деньги на новый вид рекламы. Но какие-то значимые деньги E1.RU стал приносить уже в нулевых годах — в 2003–2004 году. И только тогда мы убедились, что можем окупать сайт продажей рекламы.

Длительное время сайт располагался по адресу Ekaterinburg.com. У портала уже была вполне понятная структура
Источник:

Алексей Пинженин

Был связан c E1.RU 1994 по 2005 год. Сейчас занимается разработкой платформы для обучения школьников.

— В 1994 году я закончил университет и устроился на работу к Анатолию Лебедеву (собственнику «УралРелкома». — Прим. ред.). И первое задание от него было узнать, что за технологию «вэвэвэ» разработали в институте Курчатова в Москве (полномасштабное подключение России к интернет произошло в 1994 году, после образования на базе компьютерной сети института атомной энергии им. И. В. Курчатова двух организаций — «Релком» и «Демос», ставших первыми провайдерами интернет в России — Прим. авт.). И привезти её в Екатеринбург.

Я приехал туда, практически все были в отпусках, но мне всё же что-то показали. Конечно, я ничего не понял, но привёз какую-то информацию на дискетках. В итоге в конце 1995 года мы открыли сайт нашей компании. И долгое время в рамках сайта существовали одновременно корпоративные и информационные ресурсы. Но в какой-то момент мы решили разделить их — так и появился E1.RU.

Считаю, что развитие E1.RU резко ускорила идея, чтобы новые клиенты нашего провайдера «УралРелком» при подключении получали диск, на котором было не только программное обеспечение, но и локальная копия сайта. И достаточно долго эта практика продолжалась.

E1.RU очень долго был дотационным проектом — не то чтобы он требовал слишком много денег, но особо и прибыли не приносил. Зато ему удалось стать главным сайтом города, на который ходили все, у кого был интернет.

Бизнесом же этот проект стал с 2002 года, когда мы стали монетизировать его за счёт продажи рекламы и размещения каталогов. Тогда были какие-то бумажные издания с объявлениями. И редакция «Ярмарки» передавала их нам на дискете. В какой-то момент появился справочник «Пульс цен» и «Медгородок».

E1.RU образца 2001 года. У портала уже есть узнаваемый логотип
Источник:

Лидия Третьякова

Была связана c E1.RU с 2001 по 2007 год. Сейчас занимается развитием собственных проектов во Франции.

— Когда я устроилась на работу в «УралРелком» ещё не было отдельной команды, которая бы занималась только Е1. В итоге примерно 10 человек в отделе веб-технологий делали всё: Е1.RU, Uralweb, курировали заказы клиентов на разработку их сайтов, хостинг и прочее.

Это было очень интересное время. Я окунулась в новый мир интернет-рекламы: мы оптимизировали страницы сайта, придумывали новые форматы баннеров, их названия и цены. К примеру, наш «небоскрёб» до сих пор красуется в прайсах множества сайтов — наших последователей. Все копировали наш прайс и наши форматы, а это значило, что мы молодцы!

Мы первыми начали проводить бесплатные семинары в регионе по интернет-рекламе, постоянно выступали везде, где собирались бизнес-люди, чтобы донести до них специфику и пользу обращения к интернет-аудитории. Мы были первопроходцами интернет-рекламы в регионе, а сами учились у Москвы, которая тогда шла на несколько шагов впереди.

Источник:

За время работы было множество маленьких побед, открытий, реализованных идей. Например, рубрика »Гость на Е1» или идея продвигать имя сайта вовне и взять для этого специального человека.

Своей реальной заслугой считаю проект, менеджером которого я была: это полный апгрейд и редизайн портала Е1.RU в 2006–2007 годах. Тогда E1.RU уже выделился в отдельную команду, где были, как положено, редакция, разработка, дизайнер, промоутер, группа продаж и свой бюджет от владельца компании.

В какой-то момент мы поняли, что Е1 вырос, обзавёлся множеством разных сервисов в совершенно разных сферах, отяжелел и нуждался в систематизации всех ресурсов, структуризации по разделам, новом визуальном решении. И тогда появилась идея разбить его на части, тематические сайты, живущие в том же практически виде и сегодня — Е1.Новости, Е1.Бизнес, E1.Работа, Е1.Авто, E1.Отдых и так далее (всего было 10 разделов), и Главная страница, «Обложка», как мы ее всегда называли с новым выверенным рыже-сереньким логотипом от нашего дизайнера Юры Щипакина. То, что этот проект начался и успешно был внедрён, позволяет мне думать, что я работала там не зря!

Антон Забанных

Был связан c E1.RU с 2000 по 2006 год. Генеральный директор компании «Яндекс.Вертикали».

— Когда я пришел на Е1.RU, то на сайте были новости, несколько справочников и раздел «Ярмарка». Больше ничего. При этом штат был достаточно небольшой. Первая штука, которую я сделал, — форумы. Было понятно, что они нужны, но никто не мог представить, какого размера достигнет этот сервис.

В результате я написал раздел «Форумы» фактически «в одно рыло». Мы сразу сделали их достаточно много — около десятка, а затем пользователи просили сделать какой-то форум под их тему, мы обсуждали и запускали. Вокруг них было много движухи.

Смешно один раз получилось с форумами. Я с чуваками из «Автоклуба» периодически где-то пересекался. Как-то сидели с ними, кушали и выпивали. И они попросили меня что-то изменить на форумах. Я достал ноутбук и стал тут же делать. Тогда никакого тестирования не было — код сразу же выставляли. В итоге во время ужина в баре я «положил» все форумы, а потом долго не мог понять, как так вышло.

За годы работы получилось достаточно много сделать — запустил «Работу», баннерокрутилку, на которой все деньги тогда зарабатывались, руководил Авто, Недвижимостью. Количество людей, которые над всем этим работали, было минимальным. Всего человек 15 было, наверное. И это очень круто!

Антон Забанных сделал форумы на E1.RU. Несмотря на бурное развитие соцсетей, они по-прежнему являются активной площадкой для обсуждения
Источник:

Когда мы запустили E1.Авто, то никто в интернете же машины не продавал. И мы все объявления о продаже авто дублировали и публиковали в газетах объявлений — бонусом. При этом всё промо ограничилось тем, что мы у двух автомобильных рынков поставили рекламные щиты со слоганом «Авторынки больше не нужны». Тогда же это был очень бандитский бизнес и к нам вскоре заявились ребята в спортивных костюмах и с борсетками, чтобы узнать, что мы тут делаем. Мы всё ждали, чтобы кто-то эти щиты сжёг, но этого так и не случилось. И жаль, так как это было бы отличной рекламой, конечно.

На мой взгляд, такая большая популярность портала — это удачное стечение целого ряда обстоятельств. Первое: в городе была такая штука как внутренний и внешний трафик. В итоге пользователям было значительно выгоднее ходить на городские ресурсы. Цена определяла то, какими сайтами люди пользуются. Второе: это дистрибуция дисков от провайдеров. Тогда люди ничего же не понимали в интернете, а потому они сталкивались с Е1.RU, им он нравился, и они продолжали им пользоваться.

Люди меняют свои привычки, если на другом месте все категорически лучше. У Е1.RU есть огромное знание бренда. Если выйти на улицу Екатеринбурга и попросить сайт в интернете, то 50 процентов точно назовут Е1.RU. И эту штуку очень сложно изменить. Плюс к тому сервис развивается, а потому у людей нет рациональной причины менять Е1.RU на что-то другое. Сервис решает потребности пользователей, а потому нет необходимости его менять.

В целом это было очень приятное время, так как в одном месте сошлось много клёвых условий. Например, у нас не было начальства, которое бы говорило, что теперь давайте делать так и не иначе. По сути, мы сами решали, что нужно сделать в данный момент. К тому же была нулевая текучка кадров, так как всем было интересно.

Никто не воспринимал Е1.RU как бизнес — это была прикольная игра, в которой было интересно участвовать. До сих много где можно с гордостью сказать, что ты имел отношение к Е1.RU.

Фото: Антон ЗАБАННЫХ; Лидия ТРЕТЬЯКОВА / Facebook.com (деятельность социальной сети запрещена в РФ); Сергей ГЕРШТЕЙН; Игорь ЧЕРЕПАНОВ / «Деловой квартал»; web.archive.org; nostalgie.gershtein.net
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE14
Смех
HAPPY4
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
110
Форумы
ТОП 5
Мнение
В Екатеринбурге рекордно выросло число квартир под сдачу. О чем это говорит?
Никита Словиковский
Основатель портала аренды и агентства недвижимости «Драже»
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Площадь — 25 квадратов, а в реестр вписали 255». Как легко разориться на налогах из-за ошибок в документах
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
«Везла 15 кг за 200 рублей». Курьер — честно о зарплате и сложностях работы
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Никакой справедливости!» Журналистка засудила застройщика, сорвавшего сдачу дома, но всё равно осталась без денег
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Рекомендуем
Знакомства
Объявления