"Смотрите, на башне "Исеть" корону зажгли!" – тестовые запуски подсветки нового небоскрёба Екатеринбурга за последние месяцы стали для многих событием: екатеринбуржцы фотографировали и снимали мигающую "Исеть" на видео и делились визуальными трофеями в соцсетях.
Вместе с заместителем директора по капитальному строительству и инвестициям УГМК Михаилом Волковым корреспондент E1.RU подробно изучил, из чего сделано светящееся полотно самого высокого жилого здания за пределами Москвы, сколько лампочек установили на небоскрёбе, сколько электричества потребляет такая подсветка и когда, наконец, жители и гости Екатеринбурга смогут увидеть финальную версию иллюминации "Исети" во весь рост. Кстати, официальная презентация всего небоскрёба целиком для журналистов и потенциальных покупателей недвижимости состоится приблизительно через полторы недели.
– В башне "Исеть" мы применили современную систему, а работой над проектом занимались компании, которые делали подобные медиафасады для олимпийских объектов в Шанхае, для Экспо в Китае и для современных небоскрёбов в Европе, – рассказывает Михаил Волков. – Для освещения "Исети" использовано почти четыре тысячи светодиодов и галогенных ламп.
Михаил Волков отвечает в УГМК за все непромышленные стройки. Он говорит, что строительство – достаточно инертная процедура, и те "технические решения, которые кажутся в начале проектирования современными, на финише могут потерять свою актуальность. "В таких вещах нужно жить с опережением на много шагов".
– Геометрия фасада "Исети", который состоит из угловатых зубьев, диктует нам определённый шаг для размещения светильников, – продолжает Михаил Михайлович. – Если смотреть сверху, то это похоже на шестерёнку, на каждом из зубцов которой стоят светодиодные ленты – по 106 светильников в высоту на одном. Было принято решение, что 106 – оптимальное количество, которое позволит создать объёмно-пространственное восприятие и будет достаточно, чтобы изображать какую-то картинку на фасаде. Всего там находится 3 396 лампочек. Помимо этого, есть ещё 360 светильников в нижней части здания и 64 светильника освещают зубья короны на самом верху.
Сейчас, по словам Михаила Волкова, в систему загружено 12 разных динамических сценариев. Образы в этих сценариях не имеют чёткой геометрии, поэтому здесь невозможно разместить, например, логотип УГМК. Жители города смогут увидеть пространственные образы, которыми будет создаваться настроение.
– В нашей логике динамичный фасад должен представлять из себя определённое шоу. Но это не должна быть постоянно работающая динамическая картинка. Мы планируем, что все будут знать, что, например, в десять вечера зимой и в одиннадцать летом башня "Исеть" будет включаться в режиме "шоу", допустим, на полчаса. Это будет такое событие, к которому люди будут привязывать свои прогулки, встречи и свидания. Точно так же, например, в Париже на десять минут загорается Эйфелева башня и горит бриллиантовым светом, а потом переключается в режим спокойной подсветки, – говорит Михаил Волков.
Инженер рассказывает, что те элементы, которые многие видели во время тестовых включений, – лишь проверка работы отдельных диодов или групп диодов. Полноценные сценарии здесь включали только один раз. Среди них есть ниспадающие изображения в виде дождя, так называемая фирменная косичка УГМК и крутящаяся спираль. Чтобы осветить такой крупный объект, требуются большие энергозатраты, однако авторы уверяют, что если подсветку использовать с умом и включать на полную мощность только раз в день, это не обойдётся дорого. Сберечь расход энергии позволяют диоды, которые потребляют в 10 раз меньше энергии, чем аналогичные стандартные лампы.
Восемь месяцев работы – и вуаля:
– Работы по монтажу освещения проходили более чем восемь месяцев назад. С момента, как только был смонтирован фасад, сразу же начался монтаж этой системы. Всё оборудование, которое отвечает за освещение, у нас размещается в двух помещениях – на третьем и на восемнадцатом этажах. К новому году мы планируем, что запустим и сделаем в городе хорошую новогоднюю картинку. Сейчас мы пытаемся добиться максимальной готовности, потому что запускать неготовый проект, если есть сбои, то же самое, что не закончить картину и выставить её на продажу, – рассказывает о планах по запуску заместитель директора по капитальному строительству и инвестициям УГМК Михаил Волков.
Фундамент 52-этажного здания в самом центре Екатеринбурга заложили в 2008 году, а вопросы декоративного освещения высотных зданий в мире впервые начали обсуждать ещё в 1960-х. Тогда в Нью-Йорке придумали подсвечивать верхушку легендарного Эмпайр-стейт-билдинг системой прожекторов в цветовой гамме, которая соответствовала тому или иному дню недели или празднику.
Что касается России, то здесь есть и более ранние архитектурные проекты, которые визуально и технологически, признаться, превосходят оснащение уральского небоскрёба. Это, например, 42-этажный бизнес-центр Lider Tower в Санкт-Петербурге на площади Конституции, который был сдан в 2013 году.
Или четыре знаменитых 26-этажных "дома-книжки" на Новом Арбате, медиафасады которых успешно работают уже несколько лет.
Фото: Владимир ЗАДУМИН; esbnyc.com
Видео: пресс-служба УГМК;
Boos Lighting Group; Сергей БЕЛОВ / youtube.com
Инфографика: Илья ДАВЫДОВ / E1.RU