"В новых автобусах так удобно для инвалидов", – говорили они. "В низкопольные трамваи теперь можно заезжать на коляске", – говорили они…
Вообще, много чего ещё говорили – тема доступной среды для инвалидов вновь стала популярна среди чиновников на время подготовки к чемпионату мира по футболу. Власти Екатеринбурга и Свердловской области теперь не устают повторять об этой доступности и в пример приводят общественный транспорт, приобретённый как раз к мундиалю.
Мы устроили тест-драйв новому низкопольному МАЗу (таких автобусов уже закупили для Екатеринбурга 58), инновационному низкопольному трамваю производства Уралтрансмаш (планируют приобрести 10 штук) и скоростному поезду "Ласточка", которая недавно стала летать между столицей Урала и Нижним Тагилом с Каменском-Уральским. Цель нашего эксперимента – проверить, действительно ли инвалидам-колясочникам стало удобнее пользоваться общественным транспортом, на развитие которого власти потратили миллионы.
В качестве "ревизорро" выступила координатор движения "Доступная среда всем", инвалид-колясочник Ольга Небесная.
ПОЛУНИЗКОПОЛЬНЫЙ ТРАМВАЙ
В начале октября по Екатеринбургу покатились два новых трамвая, разработанных на Уралтрансмаше. Завод бесплатно передал их городу, чтобы протестировать. Если жителям и городским властям трамваи понравятся (а судя по настрою – "понравятся"), то мэрия закупит их к ЧМ-2018.
Односекционный трамвай модели 407 ездит по маршруту ВИЗ – Фрезеровщиков. У него частично низкий пол в середине салона – эту модель создавали специально для удобства инвалидов по президентской программе "Доступная среда". Чтобы в вагон можно было заехать на коляске, в полу посередине вагона предусмотрен пандус, который выдвигается вручную. Правда, кто именно должен вытаскивать пандус – водитель трамвая, кондуктор или пассажиры – в Екатеринбурге ещё не разобрались.
Мы встретили новый трамвай на остановке "Педуниверситет". Когда он затормозил, Ольга ищет кнопку вызова водителя. Чтобы вытащить пандус, к нам выбежали сразу и водитель трамвая, и кондуктор.
Запачкав руки в грязи от пандуса, хрупкая девушка-водитель откидывает его. Потом пытается самостоятельно закатить в салон пассажирку на коляске. С первого раза не получается – тяжело. На помощь ей приходит женщина-кондуктор, и после затянувшейся остановки – через две минуты – трамвай N 2 отходит от "Педуниверситета" вместе с нами.
– Вы у нас, честно говоря, первый пассажир на коляске, – признаётся кондуктор.
– А когда в ваш трамвай заходят мамы с колясками, пандус им тоже опускаете? – интересуемся у неё.
– Нет, коляски приподнимают и затаскивают руками, – отвечает женщина.
Места для инвалидов в новом трамвае расположены в середине салона. Чтобы обосноваться у окна, не мешая проходу людей, Ольга вынуждена согнать с раскладывающихся сидений двух пассажиров.
– Это нехорошо – чтобы занять своё место приходится поднять людей, – отмечает Ольга Небесная. – Мне сейчас очень неловко, сижу, такая барыня.
Чтобы пройти в конец или начало вагона, пассажиру нужно преодолеть две высокие ступеньки.
– Это кошмар! Прямо какие-то крепости, – говорит Небесная и просит нас замерить рулеткой их высоту.
Измеряем. Высота ступенек внутри салона – 27 сантиметров. Ещё выше ступени на боковых входах в трамвай: одна ступень 29 сантиметров, другая – 31.
– Это покушение на жизнь и безопасность граждан, – комментирует Ольга Небесная.
Тем временем кондуктор интересуется у пассажирки на коляске, до какой остановки она едет. Об этом её попросила узнать водитель, ведь специальной кнопки вызова водителя в вагоне нет. Она есть только снаружи – и то найти её возле входных дверей с первого раза непросто.
На площади 1905 года мы выходим и благодарим девушку-водителя за помощь.
– В этом трамвае совсем не продуманы места для инвалидов, – разочарованно говорит Ольга Небесная. – Хорошо, раз уж власти поддерживают своего производителя и покупают местные трамваи, то тогда уж доведите их до ума, не толкайте нам вот эти недоделки.
БЕЛОРУССКИЙ АВТОБУС
А в конце сентября на улицы Екатеринбурга вышли новенькие зелёные МАЗы. Власти Екатеринбурга закупили 58 автобусов у Минского автомобильного завода. Их можно встретить на маршрутах N 1, 21, 50, 54, 43 и 57. "МАЗы имеют низкий пол, опускающийся пандус и места для инвалидов, – хвасталась обновкой мэрия Екатеринбурга во время презентации в августе. – Мы разработаем для водителей инструкцию, как перевозить колясочников".
Что же, прошло три месяца. Проверим.
Чтобы попасть в "зелёную мечту", нам с Ольгой приходится долго ждать на морозе. В другие автобусы инвалиду-колясочнику путь заказан из-за отсутствия пандусов.
Спустя полчаса ожидания подходит МАЗ. Но водитель останавливает его, не доезжая до остановки, где в это время стоит другой автобус. Вместо того, чтобы дождаться своей очереди, водитель белорусского автобуса начинает высаживать пассажиров на проезжей части. Ольга переживает, что он уедет без неё, поэтому машет водителю. В итоге наш автобус всё-таки подъезжает к нам.
До кнопки вызова водителя Ольга дотянуться не может. На помощь к ней приходит прохожий и кондуктор – они готовы на руках затащить пассажирку вместе с коляской. Женщина отказывается и требует водителя, который должен опустить пандус. Он появляется только после того, как его зовёт кондуктор.
– Добрый день, почему вы ко мне сразу не вышли? – обращается Небесная к водителю. – Вы разве меня не увидели?
– Я увидел, но только не знаю ещё, как пользоваться этим, – отвечает шофёр, рассматривая пандус. – Меня не учили.
Водитель устраивает целый спектакль перед пассажирами: наклоняется и долго пытается что-то разглядеть в полу. Потом возвращается в кабину и приносит рычаг, который наконец-то помогает ему откинуть пандус.
На этом трудности для колясочницы не заканчиваются. Пандус оказался приподнят, из-за чего самостоятельно заехать в салон автобуса Ольга не может, её в четыре руки толкают водитель и кондуктор.
– С трудом, но въехали, – вздыхает Небесная и устраивается возле окна. – Не вижу ремней, которыми бы могла пристегнуться. Хотя нам обещали, что ремни будут. А если автобус резко затормозит, то я могу не только сама убиться, но и покалечить стоящих рядом пассажиров.
В отличие от трамвая в автобусе для колясочников места гораздо больше.
– В салоне широко, свободно. Не то, что в том трамвае, – отмечает Ольга. – У автобуса мягкий и плавный ход, видно, что европейский уровень.
Доезжаем до конечной остановки, Ольга нажимает кнопку вызова водителя. Шофёр, уже знающий, что делать, с помощью ручки откидывает пандус и помогает выкатиться пассажирке.
– Когда мы по просьбе мэрии тестировали эти новые автобусы, нам руководство автобусного предприятия обещало, что все водители пройдут обучение, как правильно закатывать коляску, – вспоминает Ольга. – Мы предлагали свою помощь, но нас больше никто не пригласил. Но теперь я вижу, что водители ничего не знают и вообще могут проехать мимо колясочника на остановке.
А теперь сравните наши автобусы с теми, что ездят в Европе:
СКОРОСТНОЙ ПОЕЗД "ЛАСТОЧКА"
"Ласточки" начали курсировать с 5 ноября. Они соединили Екатеринбург с двумя городами: Нижним Тагилом и Каменском-Уральским. Каждый состав электропоезда состоит из пяти вагонов, один из которых должен быть предназначен для инвалидов – там оборудованы специальные места для колясочников. Туалет в этом вагоне также приспособлен для пассажиров с ограниченными возможностями.
"Состав учитывает различную высоту посадочных платформ, адаптирован для создания максимально комфортных условий пассажирам, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья", – сообщалось на сайте правительства Свердловской области.
Мы приехали на железнодорожный вокзал. До отправления "Ласточки" полчаса. В кассе приобретаем билеты, пытаемся разобраться, кто из сотрудников вокзала должен сопровождать колясочника к поезду, если он приехал один.
Ольге Небесной советуют доехать до зала ожидания на первом этаже и обратиться к администратору. Однако на месте его не оказалось.
– Администратора нет, она ушла заряжать телефон, – переводит нас в режим ожидания сонный охранник.
Сам он даже не пытается предложить помощь и только после возмущения инвалида вызывает дежурного по вокзалу.
Пришедший на помощь молодой человек при виде камер суетится, вызывает двух носильщиков и вместе с ними тащит её на платформу к "Ласточке".
Дежурный по вокзалу, подойдя к поезду, лично поднимается в вагон, достаёт выдвижную рампу – железную конструкцию, предназначенную для инвалидов. Что с ней делать, никто не знает, поэтому женщина-контролёр по громкой связи зовет на помощь машиниста:
– У нас колясочник, идите сюда!
Спокойный ответ машиниста разочаровывает собравшихся:
– Рампа предназначена только для высоких платформ, а их у нас нет.
– И как же быть? – спрашиваем.
Молчание.
– Поднимем… – робко предлагает контролёр. – Мы колясочников и в обычные электрички на руках заносили, никого ещё не уронили.
По просьбе Ольги замеряем рулеткой высоту, на которую нужно её поднять, – 1 метр 20 сантиметров.
– Извините, но я не поеду, не надо меня поднимать на такую высоту, – разочарованно отвечает Небесная. – Одна только коляска весит 70 килограммов, вы же надорвётесь. Я не хочу, чтобы из меня сделали инвалида больше, чем я есть.
Идём возвращать билеты.
– Я поняла одно: эти поезда не рассчитаны для таких, как я, – говорит нам Ольга Небесная. – Это дискриминация. Оказывается, на нашем железнодорожном вокзале, где низкие платформы, нет специального приспособления для подъёма маломобильных групп граждан в поезда. Я думаю, такой крупный вокзал Екатеринбурга может себе позволить и купить эту платформу. Мне обидно. Я предвкушала поездку на "Ласточке", но метр двадцать – это сильно.
Сегодня мы передадим результаты нашего эксперимента в РЖД и администрацию Екатеринбурга и попросим прокомментировать, почему новый купленный транспорт оказался практически не приспособлен для инвалидов-колясочников. Ответы опубликуем.
Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU
Видео: Руслан ШАРАФУТДИНОВ / Е1.RU, Youtube