Город (Не)доступная среда репортаж Ревизорро в инвалидной коляске: тестируем новые низкопольные трамваи и автобусы

Ревизорро в инвалидной коляске: тестируем новые низкопольные трамваи и автобусы

В скоростную "Ласточку" Ольга Небесная даже не смогла подняться из-за низкого перрона.

От дома до трамвайной остановки Ольга Небесная доезжает на социальном такси, которое нужно предварительно заказывать за пять дней. 		 	  | www.e1.ruОт дома до трамвайной остановки Ольга Небесная доезжает на социальном такси, которое нужно предварительно заказывать за пять дней. 		 	  | www.e1.ru
От дома до трамвайной остановки Ольга Небесная доезжает на социальном такси, которое нужно предварительно заказывать за пять дней.

"В новых автобусах так удобно для инвалидов", – говорили они. "В низкопольные трамваи теперь можно заезжать на коляске", – говорили они…

Вообще, много чего ещё говорили – тема доступной среды для инвалидов вновь стала популярна среди чиновников на время подготовки к чемпионату мира по футболу. Власти Екатеринбурга и Свердловской области теперь не устают повторять об этой доступности и в пример приводят общественный транспорт, приобретённый как раз к мундиалю.

Мы устроили тест-драйв новому низкопольному МАЗу (таких автобусов уже закупили для Екатеринбурга 58), инновационному низкопольному трамваю производства Уралтрансмаш (планируют приобрести 10 штук) и скоростному поезду "Ласточка", которая недавно стала летать между столицей Урала и Нижним Тагилом с Каменском-Уральским. Цель нашего эксперимента – проверить, действительно ли инвалидам-колясочникам стало удобнее пользоваться общественным транспортом, на развитие которого власти потратили миллионы.

В качестве "ревизорро" выступила координатор движения "Доступная среда всем", инвалид-колясочник Ольга Небесная.

ПОЛУНИЗКОПОЛЬНЫЙ ТРАМВАЙ

В начале октября по Екатеринбургу покатились два новых трамвая, разработанных на Уралтрансмаше. Завод бесплатно передал их городу, чтобы протестировать. Если жителям и городским властям трамваи понравятся (а судя по настрою – "понравятся"), то мэрия закупит их к ЧМ-2018.

Односекционный трамвай модели 407 ездит по маршруту ВИЗ – Фрезеровщиков. У него частично низкий пол в середине салона – эту модель создавали специально для удобства инвалидов по президентской программе "Доступная среда". Чтобы в вагон можно было заехать на коляске, в полу посередине вагона предусмотрен пандус, который выдвигается вручную. Правда, кто именно должен вытаскивать пандус – водитель трамвая, кондуктор или пассажиры – в Екатеринбурге ещё не разобрались.

Мы встретили новый трамвай на остановке "Педуниверситет". Когда он затормозил, Ольга ищет кнопку вызова водителя. Чтобы вытащить пандус, к нам выбежали сразу и водитель трамвая, и кондуктор.

Запачкав руки в грязи от пандуса, хрупкая девушка-водитель откидывает его. Потом пытается самостоятельно закатить в салон пассажирку на коляске. С первого раза не получается – тяжело. На помощь ей приходит женщина-кондуктор, и после затянувшейся остановки – через две минуты – трамвай N 2 отходит от "Педуниверситета" вместе с нами.

– Вы у нас, честно говоря, первый пассажир на коляске, – признаётся кондуктор.

– А когда в ваш трамвай заходят мамы с колясками, пандус им тоже опускаете? – интересуемся у неё.

– Нет, коляски приподнимают и затаскивают руками, – отвечает женщина.

Грязный пандус запачкал водителю руки. 		 	 Грязный пандус запачкал водителю руки.
Грязный пандус запачкал водителю руки.

Места для инвалидов в новом трамвае расположены в середине салона. Чтобы обосноваться у окна, не мешая проходу людей, Ольга вынуждена согнать с раскладывающихся сидений двух пассажиров.

– Это нехорошо – чтобы занять своё место приходится поднять людей, – отмечает Ольга Небесная. – Мне сейчас очень неловко, сижу, такая барыня.

Чтобы пройти в конец или начало вагона, пассажиру нужно преодолеть две высокие ступеньки.

– Это кошмар! Прямо какие-то крепости, – говорит Небесная и просит нас замерить рулеткой их высоту.

Измеряем. Высота ступенек внутри салона – 27 сантиметров. Ещё выше ступени на боковых входах в трамвай: одна ступень 29 сантиметров, другая – 31.

– Это покушение на жизнь и безопасность граждан, – комментирует Ольга Небесная.

Тем временем кондуктор интересуется у пассажирки на коляске, до какой остановки она едет. Об этом её попросила узнать водитель, ведь специальной кнопки вызова водителя в вагоне нет. Она есть только снаружи – и то найти её возле входных дверей с первого раза непросто.

На площади 1905 года мы выходим и благодарим девушку-водителя за помощь.

– В этом трамвае совсем не продуманы места для инвалидов, – разочарованно говорит Ольга Небесная. – Хорошо, раз уж власти поддерживают своего производителя и покупают местные трамваи, то тогда уж доведите их до ума, не толкайте нам вот эти недоделки.

Приехали. Чтобы выкатить пассажирку на коляске, водитель вновь опускает пандус. 		 	 Приехали. Чтобы выкатить пассажирку на коляске, водитель вновь опускает пандус.
Приехали. Чтобы выкатить пассажирку на коляске, водитель вновь опускает пандус.

БЕЛОРУССКИЙ АВТОБУС

А в конце сентября на улицы Екатеринбурга вышли новенькие зелёные МАЗы. Власти Екатеринбурга закупили 58 автобусов у Минского автомобильного завода. Их можно встретить на маршрутах N 1, 21, 50, 54, 43 и 57. "МАЗы имеют низкий пол, опускающийся пандус и места для инвалидов, – хвасталась обновкой мэрия Екатеринбурга во время презентации в августе. – Мы разработаем для водителей инструкцию, как перевозить колясочников".

Что же, прошло три месяца. Проверим.

Чтобы попасть в "зелёную мечту", нам с Ольгой приходится долго ждать на морозе. В другие автобусы инвалиду-колясочнику путь заказан из-за отсутствия пандусов.

Спустя полчаса ожидания подходит МАЗ. Но водитель останавливает его, не доезжая до остановки, где в это время стоит другой автобус. Вместо того, чтобы дождаться своей очереди, водитель белорусского автобуса начинает высаживать пассажиров на проезжей части. Ольга переживает, что он уедет без неё, поэтому машет водителю. В итоге наш автобус всё-таки подъезжает к нам.

До кнопки вызова водителя Ольга дотянуться не может. На помощь к ней приходит прохожий и кондуктор – они готовы на руках затащить пассажирку вместе с коляской. Женщина отказывается и требует водителя, который должен опустить пандус. Он появляется только после того, как его зовёт кондуктор.

– Добрый день, почему вы ко мне сразу не вышли? – обращается Небесная к водителю. – Вы разве меня не увидели?

– Я увидел, но только не знаю ещё, как пользоваться этим, – отвечает шофёр, рассматривая пандус. – Меня не учили.

Водитель устраивает целый спектакль перед пассажирами: наклоняется и долго пытается что-то разглядеть в полу. Потом возвращается в кабину и приносит рычаг, который наконец-то помогает ему откинуть пандус.

На этом трудности для колясочницы не заканчиваются. Пандус оказался приподнят, из-за чего самостоятельно заехать в салон автобуса Ольга не может, её в четыре руки толкают водитель и кондуктор.

– С трудом, но въехали, – вздыхает Небесная и устраивается возле окна. – Не вижу ремней, которыми бы могла пристегнуться. Хотя нам обещали, что ремни будут. А если автобус резко затормозит, то я могу не только сама убиться, но и покалечить стоящих рядом пассажиров.

В отличие от трамвая в автобусе для колясочников места гораздо больше.

– В салоне широко, свободно. Не то, что в том трамвае, – отмечает Ольга. – У автобуса мягкий и плавный ход, видно, что европейский уровень.

Доезжаем до конечной остановки, Ольга нажимает кнопку вызова водителя. Шофёр, уже знающий, что делать, с помощью ручки откидывает пандус и помогает выкатиться пассажирке.

Водитель с помощью ручки откидывает пандус, чтобы выкатить пассажирку. 		 	 Водитель с помощью ручки откидывает пандус, чтобы выкатить пассажирку.
Водитель с помощью ручки откидывает пандус, чтобы выкатить пассажирку.

– Когда мы по просьбе мэрии тестировали эти новые автобусы, нам руководство автобусного предприятия обещало, что все водители пройдут обучение, как правильно закатывать коляску, – вспоминает Ольга. – Мы предлагали свою помощь, но нас больше никто не пригласил. Но теперь я вижу, что водители ничего не знают и вообще могут проехать мимо колясочника на остановке.

А теперь сравните наши автобусы с теми, что ездят в Европе:

СКОРОСТНОЙ ПОЕЗД "ЛАСТОЧКА"

"Ласточки" начали курсировать с 5 ноября. Они соединили Екатеринбург с двумя городами: Нижним Тагилом и Каменском-Уральским. Каждый состав электропоезда состоит из пяти вагонов, один из которых должен быть предназначен для инвалидов – там оборудованы специальные места для колясочников. Туалет в этом вагоне также приспособлен для пассажиров с ограниченными возможностями.

"Состав учитывает различную высоту посадочных платформ, адаптирован для создания максимально комфортных условий пассажирам, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья", – сообщалось на сайте правительства Свердловской области.

Мы приехали на железнодорожный вокзал. До отправления "Ласточки" полчаса. В кассе приобретаем билеты, пытаемся разобраться, кто из сотрудников вокзала должен сопровождать колясочника к поезду, если он приехал один.

Ольге Небесной советуют доехать до зала ожидания на первом этаже и обратиться к администратору. Однако на месте его не оказалось.

– Администратора нет, она ушла заряжать телефон, – переводит нас в режим ожидания сонный охранник.

Сам он даже не пытается предложить помощь и только после возмущения инвалида вызывает дежурного по вокзалу.

Пришедший на помощь молодой человек при виде камер суетится, вызывает двух носильщиков и вместе с ними тащит её на платформу к "Ласточке".

Дежурный по вокзалу, подойдя к поезду, лично поднимается в вагон, достаёт выдвижную рампу – железную конструкцию, предназначенную для инвалидов. Что с ней делать, никто не знает, поэтому женщина-контролёр по громкой связи зовет на помощь машиниста:

– У нас колясочник, идите сюда!

Спокойный ответ машиниста разочаровывает собравшихся:

– Рампа предназначена только для высоких платформ, а их у нас нет.

– И как же быть? – спрашиваем.

Молчание.

– Поднимем… – робко предлагает контролёр. – Мы колясочников и в обычные электрички на руках заносили, никого ещё не уронили.

По просьбе Ольги замеряем рулеткой высоту, на которую нужно её поднять, – 1 метр 20 сантиметров.

– Извините, но я не поеду, не надо меня поднимать на такую высоту, – разочарованно отвечает Небесная. – Одна только коляска весит 70 килограммов, вы же надорвётесь. Я не хочу, чтобы из меня сделали инвалида больше, чем я есть.

Идём возвращать билеты.

– Я поняла одно: эти поезда не рассчитаны для таких, как я, – говорит нам Ольга Небесная. – Это дискриминация. Оказывается, на нашем железнодорожном вокзале, где низкие платформы, нет специального приспособления для подъёма маломобильных групп граждан в поезда. Я думаю, такой крупный вокзал Екатеринбурга может себе позволить и купить эту платформу. Мне обидно. Я предвкушала поездку на "Ласточке", но метр двадцать – это сильно.

Сегодня мы передадим результаты нашего эксперимента в РЖД и администрацию Екатеринбурга и попросим прокомментировать, почему новый купленный транспорт оказался практически не приспособлен для инвалидов-колясочников. Ответы опубликуем.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / Е1.RU
Видео: Руслан ШАРАФУТДИНОВ / Е1.RU, Youtube

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления