Первый "полёт" "Ласточки" в Нижний Тагил случился вчера утром – и протестировать её мы доверили нашему видеооператору Руслану. Напомним, мы уже публиковали его "тест-драйв" новых низкопольных трамваев, ну а "порулить" "Ласточкой" хотя бы из вагона бывшему железнодорожнику сам бог велел.
Первым делом, прежде чем отправиться в путь, иду посмотреть на кабину машиниста. У неё нет зеркал, их заменяют камеры наружного наблюдения, по две в головных вагонах.
Также камеры есть в кабине машиниста и внутри салона, в каждом вагоне их по 4 штуки, правда, надписи о том, что ведётся видеофиксация, нигде нет.
Когда машинист разблокирует двери, автоматически выдвигается подножка и становится активной кнопка, которая открывает дверь. К сожалению, высота платформы на станции Екатеринбург-Пассажирский не позволяет обойтись без выдвижной лесенки – в отличие от многих крупных городов, где можно прямо с высокой платформы шагнуть в вагон. Поэтому с посадкой возникают небольшие трудности, особенно у пожилых людей и у девушек на каблуках: запросто можно застрять в решётке ступеньки.
Людям с ограниченными возможностями, которые передвигаются на колясках, поможет зайти специальный подъёмный механизм. После посадки машинист блокирует кнопки выхода, они становятся неактивными, и автоматически задвигаются подножки.
– Зимой мы замучаемся с этими подножками и дверями, – гасит мои эмоции проводница. – Если в мороз они обледенеют, двери не откроются.
Момента отправления нашего поезда от станции я не почувствовал: ход очень плавный, ровный, какого-то постороннего раздражающего гула и шума от колесных пар не слышно.
В первую поездку на быстрокрылой птице-"Ласточке" (она же ускоренный электропоезд пригородного сообщения под номером ЭС2Г-001) я взял своего приятеля, машиниста-инструктора Сергея Мельникова. Он недавно приехал из Сочи, успев прокатиться там на "Ласточке" зарубежного производства, так что, едва войдя в вагон, начинает рассказывать о различиях.
– У уральской "Ласточки", когда на неё смотришь с платформы, с виду нет отличий, но когда попадаешь внутрь, они становятся заметными, – сравнивает Сергей. – Самое главное – это расположение кресел. Нам достался хороший вариант, когда кресла не стоят напротив друг друга. Также другое расположение розеток: в нашем поезде они снизу, а в сочинских – сверху, на багажных полках. Единственный минус – что их мало.
С сиденьями нам повезло, но только отчасти: нам достались кресла, на которых пришлось ехать спиной вперёд.
"Классности" в уральских "Ласточках" нет – везде вагоны 2-го класса с сиденьями разной рядности, от двух до трёх кресел самолётного типа. Хотя по ощущениям не хватает хотя бы одного вагона с салоном 1-го класса, с более широкими креслами, с регулировками наклона спинки и видеомониторами по салону.
Также нет в вагонах бара или буфета, которые раньше стояли в "Экспрессах" (это электропоезда повышенной комфортности), на смену которым пришли "Ласточки", поэтому перекусить или попить горячего чая не получится.
Отсутствие тамбуров, как в обычных "электричках", поначалу мне показалось не очень удачной идеей, так как это напоминало трамвай, в салоне которого после стояния на остановке в мороз моментально становится холодно. Здесь же оказалось иначе, потому что двери закрываются автоматически через 6 секунд. Из-за этого вагон не успевает охладиться. Также постоянно работает кондиционер, который зимой нагревает воздух, а летом охлаждает. Поэтому внутри всегда комфортная температура.
В вагонах большие панорамные окна. Единственное, что портит вид, – это куртки, висящие на пластиковых крючках, которые могут закрыть весь обзор. Кстати, каких-то штор или жалюзи на окнах нет.
Туалетных комнат в составе две, они очень просторные и подходят для людей с ограниченными возможностями. Кран для мытья рук с датчиком, так что нажимать никуда не надо, что очень хорошо. Для смыва же в туалете используется маленькая кнопка, находящаяся рядом с большой кнопкой SOS, вызов которой идёт к машинисту, пассажиры часто путают и нажимают не ту.
В самой туалетной комнате я бы добавил откидной столик для пеленания ребёнка, а также надписи по-русски "Туалет занят" (красным цветом) и "Туалет свободен" (зелёным цветом).
Информативное табло в электропоезде даёт много данных: дата, время, скорость, температура за бортом, а ещё показывает, через какие остановочные пункты пролегает маршрут. К сожалению, не показывается температура внутри вагона.
Скорость в пути примерно держится на 120 км/ч, но в крутых поворотах и по стрелкам падает вполовину. Максимально на прямых участках поезд разгоняется до 140 км/ч.
Ещё пара наблюдений. Багажные полки сверху над сиденьями, как мне показалось, немного узковаты, и свой рюкзак я класть не стал, боясь, что он может оттуда упасть. В начале и конце состава есть стойки для крупного багажа. Служебных купе и мест для проводников не предусмотрено. Контейнеры для мусора оказались малы по размеру и забиваются быстро.
В целом поездка на "Ласточке" мне понравилась. Билеты можно купить за 10 дней до поездки в пригородных кассах, причём можно заранее выбрать место. Правда, мой опыт показывает, что трудно угадать, будешь ты сидеть по направлению движения или наоборот.
Стоимость билета невысокая – 227 рублей (цена зависит от маршрута и возраста пассажира). Время в пути от Екатеринбурга до Нижнего Тагила всего два часа. Примерно столько же занимает поездка на "Экспрессе", а вот обычная электричка идёт на час дольше – но у неё и больше остановок в пути.
Фото, видео: пресс-служба Свердловской железной дороги;
Руслан ШАРАФУТДИНОВ, Илья ДАВЫДОВ / E1.RU
Руслан ШАРАФУТДИНОВ