Наш видеооператор Руслан Шарафутдинов прокатился в низкопольных трамваях, которые в начале октября выпустили на улицы города, и решил рассказать всем об их достоинствах и недостатках. Скажем честно: обычно мы оставляем Руслана за кадром и не разрешаем ему писать новости, но сегодня же пятница... К тому же он раньше работал на железной дороге, поэтому смог оценить новый трамвай со знанием дела и употребляя выражения "ходовые огни", "колёсная пара" и "воздушные отопители".
Односекционный трамвай
Положительные эмоции появились ещё до появления вагона нового трамвая на остановке. Приложение на смартфоне показывает, где он курсирует и через сколько минут придёт, нужно лишь знать бортовой номер. Номера я знал: односекционный – 980, трёхсекционный – 991, но вот второй как раз программа мне выдавать не захотела. Возможно, на нём ещё не стоит навигационное оборудование.
Хочется верить, что в будущем в приложении можно будет увидеть, какой из трамваев низкопольный – например, МОАП уже делает такие пометки у своих автобусов. Это очень удобно и для колясочников, и для мам с колясками.
Первое впечатление от полунизкопольного трамвая (407-й модели) создаётся приятное: новый и яркий сочный цвет, который издалека видно, яркие светодиодные ходовые огни, большое информативное табло с номером и описанием маршрута. Но при солнечном свете все буквы становятся блёклыми и еле читаемыми.
Заходить в него с передней и задней площадки привычно, как в обычный трамвай, изменения коснулись средней части пассажирского салона. Сильно изменившимся салон, кроме низкопольной части, я бы не назвал, такая же накопительная часть для пассажиров в конце вагона и привычное место кондуктора – рядом с дверью. Единственное, что бросилось в глаза, – это отсутствие второго ряда сидений.
Разгон и торможение динамичные, кондуктор то и дело объявляет пассажирам, чтобы держались за поручни при спусках по лесенкам внутри салона. Ступеньки для спуска на низкопольную часть даже для меня оказались очень крутыми, если бы вовремя не успел ухватиться за поручни при торможении на подъезде к остановке, то, скорее всего, оказался бы в травмпункте.
Что ещё не понравилось, это резкий запах гари и шум от тепловых пушек, вдобавок они быстро сжигают кислород, а других видов отопления салона, как в старых трамваях (по бокам), тут нет.
Сиденья жёсткие, хоть и обиты тканью, но сидеть удобно, жаль, что нет подголовника. Окна большие, чуть затонированы, чтобы прямые солнечные лучи не попадали в салон и он не нагревался летом, кондиционера для пассажиров в вагоне нет, но зато есть у водителя в кабине.
За безопасность в вагоне отвечают три камеры, правда, направлены они на вход, так что ставшее знаменитым избиение пассажиров – случись бы оно в этом вагоне – вряд ли попало бы в кадр. Зато, как говорят водители, с приходом видеофиксации зажать в дверях пассажира стало просто невозможно, но жалуются на плохую обзорность кабины из-за двух поперечин по краям лобового стекла.
– Боковые стойки всё портят. Они слишком большие и создают мёртвую зону, в которую спокойно помещаются два стоящих рядом человека. И водитель их никак не увидит, если не наклонится в какую-нибудь сторону, – пожаловался мне один из водителей.
Внешний вид кабины мне не понравился, хотя и выглядит футуристично. Зато внутри выглядит очень достойно, на входе в салон из кабины установлена полностью стеклянная дверь.
Трёхсекционный трамвай
Трёхсекционный низкопольный трамвай (409-я модель) приковывает взгляды любопытствующих людей. Зашедшие на остановке студенты с гаджетами в руках первым делом интересуются у кондуктора, есть ли розетки. Кстати, розеток и Wi-fi в салоне пока нет, возможно, они появятся к чемпионату мира по футболу в 2018 году.
Место кондуктора располагается посередине, как говорит кондуктор, очень удачно: хорошо просматриваются все двери, и не нужно идти с одного конца в другой, если бы это место находилось, допустим, в конце. Но есть и большой минус в час пик: когда очень большой пассажиропоток, кондуктор не успевает всех обилетить.
В салоне трамвая модели 409, также как и в модели 407, внутри только воздушные отопители, которые быстро нагревают салон, но и быстро выжигают кислород, некоторые печки расположены так, что воздухом даже обжигает руки.
В конце состава под сиденьями находится жёсткая сцепка для буксировки трамвая в случае поломки. Обычной сцепки на этом трамвае нет, зато так называемым зацеперам уже не удастся прокатиться "на колбасе".
Самое опасное место, кроме острых углов на высоких боковых сиденьях, поворотный круг в районе сочленения вагонов, который никак не обозначен.
Из преимуществ новых трамваев перед старыми – есть автономный ход, с помощью которого можно уехать с перекрёстка, если закончилось электричество. Кстати, на новых трамваях устанавливают токоприёмник нового типа – полупантограф.
Больше всего, конечно, мне понравился низкопольный трамвай (409 модели): в него удобно заходить всем, думаю, для нашего города он будет самым подходящим.
Фото: Руслан ШАРАФУТДИНОВ / E1.RU
Инфографика: Илья ДАВЫДОВ / E1.RU
Какой из трамваев надо оставить: