Екатеринбуржцы вспоминают взрыв на Сортировке, который произошёл 4 октября 1988 года. Многие делятся своими впечатлениями в социальных сетях, выкладывают архивные фотографии.
Напомним, тогда это событие перевернуло жизнь всего микрорайона. Железнодорожный состав, перевозивший взрывчатые вещества – 46,8 тонн тротила, 40 тонн гексогена, – покатился под уклон и врезался в стоящий на путях товарный поезд с углём. От удара вагоны слетели с рельсов, повалив опоры контактных проводов, а оборвавшийся контактный провод упал на взрывоопасный груз, произошло короткое замыкание, огненное пламя охватило вагоны, и раздался чудовищной силы взрыв. Территорию микрорайона сразу же оцепили военные. Сквозное пассажирское движение было восстановлено через 4 часа.
Последствия взрыва поражали. От деревянного дома, в котором находился пункт милиции, не осталось и следа. Во многих пятиэтажках обвалились стены, повсюду валялись стёкла и оконные рамы. Колёсные пары находили в нескольких километрах от места взрыва, во дворах жилых домов. Автосцепка улетела к пруду, а она сама весит 95 килограммов! В эпицентре взрыва осталась воронка диаметром 40 метров, глубиной 8 метров. Стёкла ударной волной выбило даже в Центральном гастрономе, "Океане" и в здании Музкомедии.
По официальным данным, в результате взрыва погибли 4 человека и были ранены около 500 человек. Большое число семей, проживавших в прилегающих районах частной застройки, остались без крова.
Несколько отрывков из воспоминаний очевидцев:
Юрий Конев, житель Сортировки, в прошлом машинист:
"Такое не забывается. Мне утром надо было на работу. Я встал часов в 6, но потом решил ещё немного полежать. Только лёг в кровать, как слышу: "бабах!". Дом стал качаться с затухающей амплитудой. Я к окошку – смотрю, за бугром чёрное облако грибовидной формы, как после атомного взрыва. Попытался вспомнить, что в той стороне, и в голову пришла электростанция на Большом Конном. На железную дорогу даже не подумал".
Василий Голощапов, кинорежиссёр:
"В 1988-м мне было 13 лет, я чувствовал какой-то долг в том, чтобы сделать фото с места взрыва. И сейчас считаю, что люди должны знать и видеть правду, как была разрушена Сортировка, а то многие живут в эйфории новостроек. В тот день мы с моим товарищем Александром, вооружённые фотоаппаратами, отправились в район катастрофы. Прятались в полуразрушенных домах, делали вид, что разглядываем последствия, а сами снимали, снимали, снимали. Многие деревянные дома были уничтожены полностью. Практически не было ни одного целого оконного стекла в домах, стоявших на удалении до 3-х километров от эпицентра взрыва. Мусорные баки были переполнены битым стеклом, несколько дней люди выгребали стекло из квартир и подъездов. В некоторых зданиях вместе со стёклами вылетели и рамы. Ходили слухи, что части вагонов в момент взрыва разлетались в радиусе до нескольких километров".
Михаил Бабин, житель Екатеринбурга:
"Я тогда жил на Технической. Стёкла с рамами прилетели в комнату и разбились, входная дверь улетела в коридор, с неба летели куски вагонов, прямо под окнами упало сцепное устройство. Гриб, как в кино. Первая мысль – война. А дочь маленькая даже не проснулась".
Анастасия Залалдинова, жительница Екатеринбурга:
"Я помню, что утром пришли в школу, а там выбиты все стёкла, хотя школа находилась на улице Серафимы Дерябиной – Шаумяна. Я была в первом классе, сперва подумали, что это хулиганы, потом – что это землетрясение...как-то страшновато было. Потом что-то передавали в новостях, очень скупо, но я только сейчас узнала, что были погибшие".
Автор "Так" на форуме сайта 1723.ru:
"Я тогда учился в 9-м классе. Жили мы на Пехотинцев (окнами как раз в сторону Старой Сортировки). Отчётливо помню: ночь. Мне, как обычно, снится что-то фантастическое; не то я на космодроме, не то вокруг война. Вдруг я осознаю, что уже не сплю; и то же самое продолжается (у меня обычно довольно чуткий сон)! Открываю глаза из-за ярко-красной вспышки (видимо, сквозь веки свет проникает) и грохота. Вижу момент (как в кино при замедленном показе); окна (у нас они были в двух рамах) раскалываются на множество осколков и падают-падают-падают на все вещи, которые были рядом (хорошо, что до меня не долетело, а вот у брата прямо на одеяло приличный кусок грохнулся; "а если бы одеяла не было?"). Я окончательно просыпаюсь. А в окне на четверть тёмно-звёздного неба – характерный светящийся "гриб" с тёмной "шляпкой" густого розового дыма... "
Еще несколько снимков Василия Голощапова, который запечатлел последствия взрыва на Сортировке:
Фото: Василий ГОЛОЩАПОВ / 1723.ru