Екатеринбуржец Владимир Рыкшин нашёл под Нижним Тагилом, на горе Оборотной, разбившийся самолёт Ли-2 и останки лётчиков. Рядом – ржавый нож, сумка и монеты. Самолёт времён Великой Отечественной разбился, скорее всего, в 1943 году.
– Самолёт разбился, врезавшись в гору. Он буквально метров 15 не пролетел хребет. Сейчас здесь только обломки: и лопасти, и двигатели с номерами. Мы там были с металлоискателями и нашли 15 копеек 1938 года… Находок много, и объём работы большой. Туристы туда не ходят. Мы километр поднимались 2,5 часа, там сплошные завалы, – рассказал Е1.RU Владимир Рыкшин. – С нами был механик из Кольцово, он определил все части самолёта. Но больше нет информации о нём.
Ли-2 – это копия самолёта Дугласа, который наши в 1935 году купили у американцев и, немного усовершенствовав, с 1942-го начали делать в Ташкенте.
Сейчас Рыкшин готовит экспедицию к месту крушения самолёта: по словам Владимира, места там девственные, сказывается близость Висимского заповедника, поэтому здесь не ходят грибники и охотники. Территория труднопроходимая, мешают каменистые глыбы и высоченная трава. В пятницу он с друзьями сходил на прием к мэру Евгению Ройзману. В разговоре с E1.RU мэр сказал, что сейчас плотно занимается этим вопросом, и добавил, что на счету Рыкшина это уже третий найденный упавший самолёт. Поездка планируется на следующей неделе, если на неё найдётся финансирование. Нужно около 100–200 тысяч рублей.
– Нужны бензопилы, бензин, помощников человек 15 и ехать километров 200, – перечисляет Владимир. – Понадобится вырубить просеку, чтобы проехать на квадроциклах и вывезти найденные артефакты. Потом их законсервируем и передадим в Краеведческий музей. Поисковой работы там немеренно. Это всё на крутом склоне, нужно ходить и искать. По номерам двигателей мы установим, чей это был самолёт и кто был среди экипажа.
На месте находки планируется установить памятную табличку со словами, посвящёнными советским лётчикам.
Напомним, в 2012 году в Свердловской области обнаружили бомбардировщик времён Второй мировой войны. Обломки самолёта, пролежавшие в лесу почти 70 лет, а также останки лётчика нашли местные поисковики, среди которых был Владимир Рыкшин.
Справка
Двухмоторный пассажирский самолёт Ли-2 мог перевозить до 21 пассажира при четырёх членах экипажа (лётчики, радист, стюардесса). Он использовался в Великой Отечественной войне для самых разнообразных перевозок на фронте и в тылу.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение – 1939
Размах крыла – 28,81 м
Длина – 19,65 м
Высота – 5,17 м
Площадь крыла – 97,10 кв.м
Масса, кг
– пустого самолёта – 7 650
– нормальная взлётная – 10 700
Мощность – 2 х 1 000 л.с.
Максимальная скорость, км/ч
– у земли – 300
– на высоте – 320
Крейсерская скорость – 290 км/ч
Практическая дальность – 2 500 км
Максимальная скороподъёмность – 240 м/мин
Практический потолок – 5 600 м
Экипаж – 4 чел.
Фото предоставлено Владимиром РЫКШИНЫМ.