Город Неизвестный Свердловск Уникальные дома Екатеринбурга летопись Жемчужина конструктивизма: «Пентагон», где хранили космические секреты и назначали стрелки центровые

Жемчужина конструктивизма: «Пентагон», где хранили космические секреты и назначали стрелки центровые

Здание в центре Екатеринбурга должно было стать первым небоскрёбом СССР

«Пентагон» начали строить в 1931 году, а закончили лишь через 30 лет

E1.RU представляет третью часть нового проекта, посвящённого жемчужинам конструктивизма — самым ярким зданиям в стиле, который стал визитной карточкой Екатеринбурга. Как и в циклах «Деревянное сокровище» и «Каменное сокровище», мы напишем не обо всех домах, а только о десяти, на наш взгляд, самых интересных. В прошлых сериях мы рассказали про клуб Дзержинского и Дом обороны.

Сегодня расскажем про Дом промышленности и торговли, называемый ещё за размеры и закрытый двор «Пентагоном».

Здание занимает полквартала в границах улиц Малышева, Луначарского и Мамина-Сибиряка и является одним из самых крупных строений в стиле конструктивизма в мире.

Огромное сооружение мог позволить себе только мегарегион — такой, как созданная в 1923 году Уральская область, в которую вошли Екатеринбургская, Пермская, Челябинская и Тюменская губернии. Область специализировалась на тяжёлой промышленности и обеспечивала весь Советский Союз.

В 1927 году в Свердловске решили построить штаб для управления всей уральской промышленностью. Проект разрабатывали всем Союзом — проводили Всесоюзный конкурс. И в 1931 году выбрали самый впечатляющий и представительный — 7 этажей по периметру квартала (длиной в 1 километр) и ориентированный на Главпроспект 140-метровый небоскрёб с причальной башней для дирижаблей. Для сравнения — у современного «Высоцкого» 188 метров.

Первоначальный проект Дома промышленности включал 140-метровый небоскрёб

Общая площадь комплекса должна была составить 98 тысяч квадратных метров (почти как у ТЦ «Радуга Парк», например), включая зал съездов на 1 000 мест. Фасад хотели облицевать белым мрамором, входы — серым и синим гранитом. Обслуживать исполина должны были 24 лифта, собственные подстанции на 250 МВт, автоматическая телефонная станция на 3 000 номеров. В здании была система радиосвязи, пожарная сигнализация — в общем, все последние достижения инженерной мысли того периода.

Стройка Дома промышленности в 1930-е. На заднем плане видны строящаяся гостиница «Исеть» и Театр оперы и балета

К стройке приступили в 1931 году, начали с трёх блоков здания на Мамина-Сибиряка. Одновременно стартовало и строительство Городка чекистов. Их соседство не было случайностью: сотрудники НКВД должны были внимательно следить, чтобы в главный штаб уральской промышленности не проникли враги и шпионы. Городок и «Пентагон», по словам старожилов, соединялись подземными тоннелями, о состоянии которых сейчас ничего не известно.

Обратите внимание на окна: они должны были быть панорамными, от пола до потолка. Но уже в войну оконные проёмы сделали обычными

Но планам было не суждено сбыться. В 1934 году Уральскую область расформировали: разделили на Свердловскую, Челябинскую и Обь-Иртышскую — и финансирование снизилось. В 1935 году сгорели верхние из пяти этажей начатого гиганта-небоскрёба, и его заморозили. А потом грянула война, окончательно похоронившая планы достроить исполинское сооружение.

Стройка продолжилась в послевоенные годы
Слева за театром видны леса стройки небоскрёба в составе Дома промышленности

Достраивали здание уже после Великой Отечественной — в 1949–1962 годах. К завершению строительства оштукатурили фасады, которые до этого времени стояли с голым кирпичом. В войну в здании также уменьшили размеры оконных проёмов, для экономии тепла. А планировку переделали, чтобы получить побольше помещений. В результате были уничтожены уникальные лепной декор, плитка и паркеты.

В военные годы панорамные окна были заложены кирпичами, и оконные проёмы стали обычными

В 70-е заброшенную «высотку» достроили до 12 этажей, в ней разместился «Уралсвязьинформ». От первоначального проекта остались лишь характерные для конструктивизма вертикальные рёбра.

Сейчас это здание (Луначарского, 134б) не воспринимается как часть «Пентагона», но изначально строилось именно для него

До войны в здании на втором этаже была выставка достижений уральской промышленности.

Интерьер дома украшали десятки барельефов и мозаичных панно. До наших дней дошли единицы

По воспоминаниям посетителей, которые приводит в своей книге «Дом промышленности и торговли» старший научный сотрудник УралГАХА Людмила Токменинова, там был высоковольтный трансформатор «Уралэлектротяжмаша», модель действующей железной дороги на фоне Уральских гор и огромная электрическая карта СССР. Там же были макеты шахт в разрезе. Вход на выставку был свободным.

Вокруг статуи вождя мирового пролетариата сохранилась оригинальная каменная отделка и полы

В 1940-е в здание эвакуировали украинский военный госпиталь на 1 600 коек. Его специалисты занимались общей, терапевтической, травматологической, полостной, глазной хирургией. Через их руки прошли десятки тысяч пострадавших на фронте бойцов. Это был самый крупный эвакуационный госпиталь в военном Свердловске.

Раненые во дворе госпиталя в годы войны.
Лифты не работают с 1970-х, когда в здание заселился предшественник секретного НПО автоматики

Тогда же в здании располагался и эвакуированный Наркомат металлургической промышленности вместе с министром чёрной металлургии СССР Иваном Тевосяном, который руководил грандиозной работой по эвакуации металлургических предприятий Юга и Центра на восток страны. Кабинет, в котором он работал, облицован деревом, лепным декором с изображением Сталина и Орджоникидзе. При нём в холле появилась и статуя Ленина.

В этом кабинете работал министр чёрной металлургии СССР Иван Тевосян, который руководил эвакуацией предприятий Юга и Центра на восток страны. Тогда портреты вождей не просто вешали на стенку

В 1970-е большая часть здания была отдана «Специализированному конструкторскому бюро», которое в итоге стало НПО автоматики в составе Роскосмоса. Учреждение секретное и отгородилось от мира и соседей по зданию колючей проволокой и перегородками, на некогда сквозных этажах. Сейчас, по ночам, по словам задерживающихся на работе сотрудников здания, здесь проводят испытания локомотивных двигателей, от которых дрожат стены.

Внутренний двор частично перегорожен забором с колючей проволокой — там территория НПО автоматики. Проволоку сейчас плохо видно, местами она провисла и отвалилась. Но до 1980-х, говорят, была очень грозной

А в 1980-е в здании был один из первых суперкомпьютеров города РЦ «СУП», который обсчитывал все заводы Урала. Для установки исполина пришлось даже усилить перекрытия в здании и продумать систему охлаждения.

И тут же, рядом с суперсекретными космическими супертехнологиями, в 1990-е базировались «центровые» — преступная группировка, которая контролировала центр Екатеринбурга. О ней рассказал заместитель генерального директора «Уралчермет» Дмитрий Федоров.

За этой дверью находился офис «центровых», где они назначали «стрелки». Сейчас помещения находятся в секретной части здания

— «Центровые» базировались в нашем здании. Тут у них был магазин «Икар» — первый коммерческий магазин Екатеринбурга, бар и офис, в котором они назначали разборки, — рассказал Федоров. — Люди ходили прямо с оружием, но здесь не стреляли. Все «стрелки» были на пустыре у «Большого Урала».

Про магазин «Икар» надо рассказать отдельно. По воспоминаниям старожилов, он был уголком западной культуры в Свердловске. На продажу туда часто приносили то, что люди привозили из заграничных поездок или выменивали у иностранцев: духи, кофточки, галстуки, зажигалки, одежду, технику иностранного производства. Цены были высокими, но возможность выделиться из толпы в обстановке тотального дефицита того стоила.

С фасада постепенно убирают кондиционеры — здание признано памятником архитектуры

Конторы, которые находились в здании, по словам Федорова, считались под крышей «центровых», и контрагенты старались быть с ними аккуратнее. Но и «крышуемым» фирмам иногда тоже доставались проблемы.

— В 1990-е «центровые» из своего бара выбросили девушку со второго этажа во внутренний двор здания. Она пьяная упала в сугроб, а потом залезла на секретную территорию НПО, где по тревоге подняли личный состав. Потом были долгие разборки — на уши подняли всех, — рассказал Федоров.

Дом промышленности в Екатеринбурге — одно из самых крупных зданий в стиле конструктивизма в мире

Сейчас здание Дома промышленности — федеральный памятник, который охраняется государством. С его фасада постепенно убирают кондиционеры, а любые изменения в интерьерах теперь требуют предварительного согласования в госорганах. По словам Федорова, без них теперь даже и гвоздь в стену вбить нельзя — штрафы от 200 тысяч рублей.

Фото: Canadian Centre for Architecture; НПО автоматики; Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU

Видео: Андрей КАЗАНЦЕВ / E1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
10
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Нам говорят: вы плохо учите». Что не так с образованием детей мигрантов в российских школах
Екатерина Кириченко
Мнение
«Любителям „всё включено“ такое не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления