E1.RU представляет вторую часть нового проекта, посвящённого жемчужинам конструктивизма — самым ярким зданиям в стиле, который стал визитной карточкой Екатеринбурга. Как и в циклах «Деревянное сокровище» и «Каменное сокровище», мы напишем не обо всех домах, а только о десяти, на наш взгляд, самых интересных. В прошлой серии мы рассказали про клуб Дзержинского. Сегодня — про Дом обороны на перекрёстке Малышева — 8 Марта, более известный как здание ДОСААФ с самолётом на крыше.
Немногие знают, что это часть уникального, так и нереализованного конструктивистского проекта Дома обороны, который должен был развернуться в квартале улиц Малышева, Воеводина, 8 Марта и проспекта Ленина.
В его состав должны были войти административно-учебный корпус (который мы сейчас видим) и шестиэтажный жилой дом на Воеводина. Между ними планировали построить корпус спортивного техникума со спортзалом.
Все три сооружения должны были быть связаны на уровне второго этажа пешеходной галерей (как между клубом Дзержинского и гостиницей «Исеть»), проходящей параллельно улице Малышева. А на противоположной стороне от техникума планировалось построить клубно-зрелищный корпус, с которым бы все здания соединялись подземными коммуникациями. По задумке архитекторов Дом обороны представлял бы единый комплекс по подготовке будущих защитников Родины.
На всесоюзном конкурсе проект здания занял первое место, но реализовать его не смогли. ОСОАВИАХИМ — Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству — не собрало достаточного количества средств. Хотя стройку закладывали с перспективой. За нынешним зданием ДОСААФ до 2000-х годов был даже подготовлен фундамент под большой корпус. Теперь на этом месте стоит кафе.
Дом обороны возводили на месте взорванной в 1930 году церкви Великомученика Максимилиана, более известной как Большой Златоуст. Дом занял не всю площадь снесённого храма, и рядом с ним в 1977-м году поставили памятник революционеру Ивану Малышеву (в 2007 году его перенесли на набережную Исети).
Сложная форма, далеко выступающий первый этаж с овальным фасадом — по тем временам это было передовой современной архитектурой. Здание было самым высоким в этом районе в то время и всем своим видом демонстрировало силу армии и флота. Для усиления образа на крышу сначала водрузили биплан ПО-1 1930-х, а в 70–80-х спортивный Як-50.
Внутри — планировки коридорного типа с длинными блоками окон. Полы, перекрытия, потолки — всё деревянное. Уникальная отделка здания 1930-х сохранилась лишь в одном кабинете — в классе морской школы. На полу плиткой выложена роза ветров. А на полках стоят макеты кораблей и подводных лодок, сделанные в судостроительном кружке в 1970-е. Сейчас такое можно увидеть лишь на архивных фото.
После постройки в здании разместился штаб ОСОАВИАХИМа. Несмотря на то, что комплекс не достроили, здесь активно обучали военных инструкторов и добровольцев. С 1941 по 1945 годы через обучение в Доме обороны прошло более 250 тысяч бойцов. Среди них потом были и дважды герои Советского Союза, такие как лётчики Михаил Одинцов и Григорий Речкалов.
После окончания Великой Отечественной ОСОАВИАХИМ сменился на ДОСААФ (Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). С 1951 года в здании стало работать региональное отделение организации.
На первом этаже разместилась автошкола, на втором этаже Областной совет ДОСААФ, а на третьем и четвертом — морская школа.
— Обучали ребят предпризывного возраста — до 18 лет. Обучение шло три месяца. Готовили мотористов, сигнальщиков, а с 1970-х годов и специалистов связи. Обучение шло строго: развод, построение, дневальные, — вспоминает начальник екатеринбургской морской школы ДОСААФ Владимир Колычев.
В подвале даже создали специальный павильон для борьбы за живучесть корабля, как и положено в морской школе.
— Это был железный каркас в виде отсека корабля, — рассказал Колычев. — Призывники надевали специальный защитный костюм, их загоняли туда и включали воду. Они должны были заделать все пробоины, откуда лилась вода, пробками.
Павильон проработал с 1970-х по 2000-е годы. Потом его разобрали, поскольку военные забрали подготовку призывников у ДОСААФ, сославшись на то, что теперь на флоте будут служить профессионалы-контрактники.
Начальник управления имущественным комплексом регионального отделения ДОСААФ Надежда Корнева рассказала, что 2002–2005 годы были «золотыми» для ДОСААФ.
— Появилась мода на получение водительских прав, у людей массово стали появляться автомобили. Конкурентов было мало — сейчас подготовкой категории В занимаются все, — рассказала Корнева. — Сейчас главная ниша ДОСААФ, в которой оно держит свои позиции, — это патриотическое воспитание.
Видео: Андрей КАЗАНЦЕВ / E1.RU