Четырёхэтажное здание клуба имени Дзержинского — сердце публичной жизни обитателей знаменитого городка чекистов. Клуб охватывал почти все сферы жизни чекистов за стенами НКВД.
— В клубе было два зала — один большой актовый, и упоминается ещё «уютный зал» под крышей ДК. В здании располагались столовая, два пионерских клуба, военторг и окружной универмаг, базировались две хоккейные команды, которые были в городке чекистов, музыкальный детский коллектив и авиамодельные кружки, рассказала главный научный сотрудник отдела истории Свердловского областного краеведческого музея Любовь Двинских. — Также прямо в клубе была мебельная мастерская, которая на заказ делала мебель для горожан. У нас до сих пор хранится этажерка из этой мастерской.
По её словам, здание клуба Дзержинского уникально для авангардной архитектуры Екатеринбурга. Здесь сохранился единственный в городе конструктивистский интерьер — мраморная винтовая лестница, перекрытие над которой украшено пентаграммой в форме пятиконечной звезды.
Лестница, вероятно, помнит ноги почти всех обитателей городка довоенного периода. По задумке архитекторов, советские граждане при новом строе должны были питаться в общей столовой. В их квартирах попросту не строились кухни. Вместо этого они по внутреннему радио слушали меню и по распорядку целыми семьями приходили в клуб, где спускались по винтовой лестнице в столовую.
По воспоминаниям старожилов, когда построили здание нынешней гостиницы «Исеть», клуб стал и местом для свиданий молодых НКВД-шников. В гостинице было общежитие для малосемейных чекистов, среди которых в силу специфики профессии, было много холостяков. Они приходили в клуб по закрытому переходу между зданиями. Через дорогу был клуб строителей, где был большой процент девушек, вырвавшихся на свердловские стройки из колхозов. Перспективные молодые чекисты, ещё и с жилплощадью, не могли их не заинтересовать.
Собирались жители городка и не только по гастрономическим или любовным делам. Клуб был ещё и мощной агитационной и пропагандистской площадкой. Прямо в ДК в 1937 году судили врагов народа. Чёрные воронки съезжались к клубу с улицы Кузнечной.
Чтобы разнообразить репертуар кинотеатра, в городке в 1960-е создали собственную киностудию. Согласно архивному буклету 1982 года, киношники из клуба тесно работали со Свердловской киностудией.
Они сняли более 50 документальных фильмов. В их копилке фильм «Сентябрь — месяц летний» о первом туристическом поезде «Урал», кинокартины о Свердловске — «Утро рабочего города» и «Город суровой нежности». Их работы регулярно получали награды на всесоюзных конкурсах, а фильм «Круг» в 1977 году участвовал даже во Всемирном кинофестивале непрофессиональных кинематографистов. Правда, награду не получил.
Судя по архивным альбомам, в киностудию на встречи с коллективом приезжали актёр Леонид Оболенский и редактор экспериментального объединения киностудии «Мосфильм» Леонид Гуревич.
В 70–80-х в клубе регулярно бывал основатель «Коляда-театра» Николай Коляда.
— В моей жизни клуб сыграл достаточно большую роль, — рассказал Николай Коляда. — Я начал ходить в него 70–80-е годы, и никаких чекистов уже там не было. Осталось только название. Там играли мою первую режиссёрскую работу — «9 белых хризантем». А в малом зале я сам играл моноспектакль «Записки сумасшедшего». Там были очень уютные залы и хорошая публика.
Кроме того, по словам Коляды, в клубе в то время базировался «Областной дом народного творчества», отвечающий за самодеятельность в регионе. Регулярно проходили новогодние ёлки, спектакли.
Клуб Дзержинского просуществовал почти 60 лет — с 1930-х по 1990-е годы. В самом начале 90-х вышел приказ о передаче здания Свердловскому областному краеведческому музею. Он должен был переехать сюда из церкви Вознесения, которую передали русской православной церкви. Про Вознесенскую церковь у нас был отдельный материал.
Переезд, по словам старшего научного сотрудника Уральской государственной архитектурной художественной академии (УралГАХА) Людмилы Токмениновой, вёлся в спешке.
— Когда приспосабливали здание под музей, был уничтожен уникальный авангардный интерьер кинозала, — рассказала Токменинова. — Кинозал был в помещении, где сейчас большой экспозиционный зал. Он был выполнен в духе конструктивизма — трёхуровневый, с лестницей в кинобудку, невысокой сценой. Всё было отделано деревянными панелями.
После реконструкции от авангардных интерьеров не осталась и следа. Уцелела только лестница. Сейчас в здании находится краеведческий музей, главная гордость коллекции которого — Шигирский идол — пятиметровая деревянная скульптура, которая в два раза старше пирамид и фараонов.
Экспозиция с памятником открылась в здании в 2003 году. А в 2004 году в нём свою первую собственную сцену получил и «Коляда-театр» Николая Коляды, который ходил в здание в юности. Маленький зал в подвале вмещал не более 50 зрителей. По воспоминаниям руководителя театра, там был тир.
— В подвале был огромный тир, метров 100 длиной, — рассказал Коляда. — Там был скошенный потолок, который сужался в конце помещения до полуметра. Мы туда ходили, и нам рассказывали, что в этих подвалах чекисты расстреливали людей. Правда это или нет, не знаю, но они в этом тире явно тренировались. Я знаю, что музейщики даже хотели делать там расстрельную комнату Романовых, но потом отказались от этой идеи.
Сейчас в подвал здания не пускают. Зато в 2006 году в подвал смогли проникнуть неизвестные. Они разбили сцену «Коляда-театра», закрасили окна и написали на двери «Ремонт». Артисты тогда устроили акцию протеста.
Захватчики заявили артистам: «Театра здесь больше не будет». Коляда тогда заявил, что в подвале решили сделать ресторан.
— Бандиты стали нас выселять. Был большой федеральный скандал. Мы лежали на асфальте три дня в забастовке, и про нас снимали и показывали все каналы. Приезжала даже министр культуры. А потом нам дали особняк на Тургенева, — рассказал Коляда.
Теперь, когда Коляда проезжает мимо клуба Дзержинского, он, по его словам, отворачивается под давлением неприятных воспоминаний.
Видео: Андрей КАЗАНЦЕВ / E1.RU