Город Гость на E1.RU У нас в гостях: Владимир Кружаев, директор Института естественных наук Уральского федерального университета

У нас в гостях: Владимир Кружаев, директор Института естественных наук Уральского федерального университета

Институт естественных наук обеспечивает подготовку бакалавров, магистров, специалистов по широкому спектру естественных наук и близких к ним наукоёмким направлениям инженерной подготовки, занимает лидирующие позиции в УрФУ в области научных исследований.

В течение трёх лет Институт естественных наук занимает первое место в рейтинге институтов УрФУ.

Владимир Венедиктович Кружаев - директор Института естественных наук Уральского федерального университета, проректор УрФУ по научной работе, кандидат физико-математических наук (1980).

Родился 23 октября 1951 года в городе Порт-Артур (Китай). Окончил физический факультет Уральского государственного университета имени А.М. Горького (1973).

После окончания учёбы остался работать в проблемной лаборатории полупроводниковой техники, с 1984 по 1988 год – заведующий лабораторией; с 1989 года – заведующий отделом оптоэлектроники и полупроводниковой техники НИИ физики и прикладной математики; с 1993 года – доцент кафедры компьютерной физики; с 2004 по 2007 год – начальник Управления планирования и организации научных исследований; с 2007 года – проректор по инновационной деятельности УрГУ; с октября 2012 года – проректор по науке УрФУ. Возглавляет Институт естественных наук УрФУ с сентября 2011 года. Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2002).

Научные интересы связаны с магнитооптическими измерениями в импульсных магнитных полях и туннельной спектроскопией в магнитном поле. Автор 62 публикаций, обладатель пяти авторских свидетельств на изобретения.

Владимир Кружаев – специалист по организации фундаментальных и прикладных научных исследований, координации усилий университетских лабораторий и экспедиций в их научно-практической деятельности, усилению роли и значения Уральского федерального университета в региональной и федеральной научно-технической политике, непосредственному вовлечению потенциала университета в становлении и развитии инновационной экономики страны.

Эксперт готов ответить на вопросы о:

– магистратуре как возможности получить хорошую путевку в будущее;

– современном естественнонаучном образовании и его необходимости;

– сегодняшней жизни Института естественных наук и изменениях, которые произошли при объединении УрГУ и УГТУ четыре года назад;

– секретах поступления на физический, химический и биологический факультеты;

– главных трудностях и преимуществах обучения в Институте естественных наук;

– перспективах трудоустройства после окончания.



Вопрос :

Уважаемый Владимир Венедиктович! Расскажите, пожалуйста, о новых направлениях Института, в частности, о фундаментальной медицине. На какой клинической базе планируется обучать студентов? Есть ли у ВУЗа достаточные мощности для внедрения совершенно нового направления? Спасибо.

Автор :

Нина

Ответ :

Здравствуйте, Нина!

В текущем году мы впервые будем осуществлять набор студентов на специальности фундаментальной медицины Медицинская биохимия и Медицинская биофизика. До настоящего времени направлений, связанных с фундаментальной медициной, не было ни в одном из высших учебных заведений Свердловской области.

В Уральском федеральном университете существуют давние традиции в области образования и науки в физиологии, медицинской физике, биотехнологий, химии лекарственных веществ, ядерных технологий в медицине, компьютерного моделирования живых систем, лекарственного ресурсоведения, клинической психологии. Это позволило нам создать базу для реализации образовательных программ по фундаментальной медицине.

Для организации и ведения образовательного процесса по направлениям фундаментальной медицины будут использованы материально-технические, кадровые и организационные ресурсы трех институтов ИЕН, Физико-технологического (ФТИ) и Химико-технологического (ХТИ) институтов с привлечением потенциала инновационных проектов УрФУ по созданию научно-технологического и инновационного химико - фармацевтического центра и циклотронного центра ядерной медицины. Обучение студентов будет осуществляться в ИЕН с привлечением отдельных преподавателей из ФТИ, ХТИ, ИМКН (Институт математики и компьютерных наук) для чтения специальных дисциплин. Подписан договор о сетевом взаимодействии УрФУ и Уральским государственным медицинским университетом (УГМУ). Заключен договор с одним из лечебных учреждений г. Екатеринбурга о содействии этим образовательным программам. На старших курсах будет возможность провести семестр или два в одном из зарубежных университетов по программе обменов в рамках Программы повышения конкурентоспособности УрФУ.

Квалификация, которую получат выпускники, - врач биохимик и врач-биофизик. Как показывает анализ запросов работодателей в Уральском регионе, выпускники этих специальностей востребованы в диагностических лабораториях и центрах, медико-генетических консультациях, клинических биохимических, цитологических, молекулярно-генетических лабораториях. Выпускники данных направлений требуются для работы на сложном высокотехнологичном медицинском оборудовании. Выпускники будут, несомненно, востребованы также в научно-исследовательских институтах, центрах, лабораториях биомедицинского профиля, т.к. планируется научная подготовка студентов по указанным направлениям. Ежегодная потребность в таких выпускниках в Уральском регионе составляет несколько десятков человек. По данным опросов в России направления фундаментальной медицины занимают 7 строчку в рейтингах самых популярных направлений и специальностей Высшего образования. Мы думаем, что в Уральском регионе эти специальности будут востребованы абитуриентами, поскольку ни один другой вуз от Казани до Томска, кроме УрФУ, не готовит таких специалистов.





Вопрос :

Добрый день, Владимир Венедиктович. Вопросов несколько. Куда устраиваться людям, окончившим ИЕН по специальности "Нанотехнологии" кроме центра нанотехнологий? Почему у инженеров такая скудная практика по общей физике, когда это именно то, что пригождается в первую очередь? Вообще, мало количество предметов, формат которых предполагает отчетность в виде "проектов", "совместных проектов", когда результат - что-то оригинальное, актуальное - такого рода деятельность начинается только с наступлением поры курсовых. Планируется развитие в этом направлении?

Автор :

Сулейманов Динар

Ответ :

Динар, спасибо за развернутый вопрос.

Начнем с конца подготовка студентов по направлению Нанотехнологии и микропроцессорная техника постоянно меняется, что связано с динамичностью развития этой области науки и технологий. И мы стараемся отслеживать такие изменения.

К вопросу об объемах часов по общей физике. Квалификация выпускников бакалавриата (а мы пока говорим о нем) бакалавр техники и технологий, то есть подготовка имеет инженерный, прикладной характер. Поэтому учебные планы (созданные в рамках государственных образовательных стандартов) предполагают не только фундаментальные дисциплины (типа физики, математики и прочего), но и прикладные например, инженерную графику. Поэтому общей физики в учебных планах у нанотехнологиов меньше, чем у физиков. В рамках бакалавриата больших объемов физики (и математики) мы дать не можем. Но на то и существует магистратура, в которой магистрант изучает те разделы современной физики и математики, которые нужны для работы с более высокой квалификацией.

И, наконец, о проектной деятельности. Наш опыт показывает, что попытки привлечь студентов 1 и 2 курсов в массовом порядке к какой-то научной работе практически бесполезны после школы студенты далеко не всегда способны освоить тот уровень требований, который мы предлагаем в рамках стандартной подготовки. Как вы правильно заметили, на третьем курсе все студенты в обязательном порядке привлекаются к научным исследованиям в научных группах или нашего института, или наших коллег из институтов УрО РАН, промышленных предприятий. Имитировать проектную деятельность мы не хотим. Лучше, если студенты сразу включаются в работу активно действующих коллективов. Но если студенты 1 или 2 курсов захотят участвовать в проектной или научной деятельности, мы поможем им установить контакты с руководителями. Такие примеры у нас в Институте есть.

О трудоустройстве. Вы правильно отметили, что у нас есть возможности лучших приглашать к себе на работу но тут речь идет о выпускниках магистратуры. Те, кто решил не поступать в магистратуру, находят себе работу в сфере, связанной с информационными технологиями и производством и испытанием новых материалов. Полученного образования а мы говорим именно об образовании, достаточно для этого. Однако надо помнить что бакалавриат это уровень общего высшего образования и не предполагает детальной ориентации на будущее место работы. Для этого предназначена магистратура.





Вопрос :

1) Я закончила физический факультет Уральского государственного университета имени А. М. Горького. В наше время классическое естественно-научное образование и инженерный пoдход различались просто, я бы даже сказала просто территориально: УРГУ-УПИ. Как этим двум концепциям (научной фантазии и инженерному прагматизму) удается сосуществовать в рамках нового организма, именуемого УРФУ? Чем пришлось пожертвовать, от чего отказаться и тем, и другим?

2) Вы руководите Институтом естественных наук (ИЕН), коллектив которого постоянно занимает первое место в УРФУ по результатам научной работы. В то же самое время в прошлом 2014 году многие абитуриенты УРФУ выбрали местом обучения не ИЕН, почему-то полагая, что в ИЕН делается упор на подготовку только школьных учителей. Профессию учителя я считаю одной из самых важных на Земле, a навыки научной работы совершенно необходимыми учителю современной школы, но все же:

a) Как высочайший уровень научно-исследовательской подготовки научно-преподавательского персонала ИЕН и наличие современного оборудования используются в процессе обучения?

b) Многие годы я знакома с профессорoм Мануэлем Базкесом из Института матeриаловедения (Мадрид, Испания) магнитолог с мировой репутацией. С прошлого года он возглавил в ИЕН международную Лабораторию Магнитной Сенсорики, призванную создать магнитные наномтериалы нового поколения для электроники и робототехники. Как будут соотноситься образовательная миссия ИЕН и научно-исследовательские задачи создания прорывных технологий, стоящие перед международной Лабораторией Магнитной Сенсорики, созданной в ИЕН?

Автор :

Курляндская Галина Владимировна

Ответ :

Уважаемая Галина Владимировна!

1. Я Вас понимаю, я тоже закончил физический факультет УрГУ. Можно однозначно сказать, что и после объединения классическое естественнонаучное образование можно получить только здесь же, в Институте естественных наук, который создан на базе трех естественнонаучных факультетов УрГУ. Конечно, объединение университетов не могло пройти бесследно, изменились финансовые условия работы подразделений, университет после объединения получил средства на 5-летнюю программу развития, а с 2013 г. и средства на Программу повышения международной конкурентоспособности, чего не было бы без объединения. ИЕН, как и другие институты УрФУ, имел возможность улучшить свою материальную базу, отремонтировать значительное количество помещений. На базе этого нам требуется активно развивать международное научное сотрудничество, повышать качество научных публикаций. И хотя ИЕНу и раньше были по душе эти направления работы, и он лидирует по ним в УрФУ, мы не можем жить старым багажом, ведь даже ИЕН пока отстает от ведущих зарубежных университетов по перечисленным выше показателям, далеко не все наши преподаватели занимаются научной работой на мировом уровне, а кое-кто, чего греха таить, не занимается вовсе. Так что в рамках изменения структуры УрГУ-УГТУ-УРФУ, да и всего высшего образования России мы должны изменяться и сами. Некоторым инженерным институтам, пришедшим в УрФУ из, как Вы говорите, УПИ все это дается еще сложнее, т.к среди инженеров, в том числе по объективным причинам, зарубежные публикации были, в целом, менее развиты. Надо сказать, что еще до объединения вузов на нашем с Вами физическом факультете существовали инженерные направления подготовки, которые существуют и сейчас. Это те направления, которые по содержанию близки к естественным наукам и могут эффективно развиваться и иметь научную составляющую именно вблизи естественных наук. Мы начинаем в этом году подготовку в области фундаментальной медицины. Так что трудно сказать, что мы от чего-то отказываемся. Скорее на существующей базе мы развиваем новые возможности и для нас, и, что более существенно, для молодых людей, дающих нам импульс для работы.

2. Действительно, по каким-то причинам, многие родители считают, что мы готовим учителей физики, биологии, химии. Да, у нас есть Центр педагогического образования, и наши выпускники по желанию могут получить дополнительную квалификацию учителя (в бакалавриате) или преподавателя высшей школы (в магистратуре). Подчеркиваю по желанию, практически бесплатно, в дополнительное время. Такой возможностью пользуется около 10% наших выпускников. Однако их педагогическая деятельность в последующем связана, в основном, с высшими учебными заведениями, наши выпускники составляют преподавательскую базу во многих университетах региона. Но все-таки, что касается большинства наших выпускников, то в соответствии с их квалификацией они работают в научно-исследовательских учреждениях, экспертных организациях, на предприятиях, в лабораториях и т. д. В том числе многие работают за рубежом. Тот образ, о котором Вы говорите, сложился у ИЕН из-за того, что мы плохо пока разъясняем школьникам и их родителям, чему и зачем обучают в нашем Институте, а еще и потому, что так часто говорят консультанты УрФУ во время приемной компании. Почему они так говорят, зная, что это не так, можно обсудить отдельно.

3. По использованию научного оборудования в учебном процессе я думаю, что на старших курсах и в магистратуре выпускные квалификационные работы должны выполняться именно на этом оборудовании. Отмечу, что наши общие практикумы физический, биологический, химический, возможности оборудования Коуровской астрономической обсерватории, биологической станции, Ботанического сада, центров коллективного пользования научным оборудованием, НИИ физики и прикладной математики ИЕН УрФУ, кафедр Института находятся на уровне хороших американских и европейских университетов. Что касается новых научных лабораторий, возглавляемых известными учеными, как, например, упомянутым Вашим коллегой Мануэлем Базкесом, то таких лабораторий у нас в Институте несколько, и я считаю, что они, если говорить об образовательном процессе, могут и должны помогать магистрантам и аспирантам выполнять выпускные квалификационные работы на мировом уровне, публиковать их результаты в международных журналах и, фактически, давать им пропуск в мировую науку. Неважно будут они ею заниматься у нас в университете или где-то за рубежом.





Вопрос :

Разве естественнонаучное образование сейчас актуально? Где работают ваши выпускники?

Автор :

Cиницын П. Ф.

Ответ :

Естественнонаучное образование, особенно, если Вы не оговорились и, действительно, имеете в виду образование (а не конкретную узкопонимаемую профессию), актуально и востребовано всегда. И естественнонаучные направления ИЕН: и физика, и химия, и биология, и астрономия, и экология, и гидрометеорология, и химия, физика и механика материалов, и инженерные направления ИЕН, такие как нанотехнологии, геодезия, геоинформационные системы, стандартизация и метрология - это все науки о природе, и о Земле. Мировое сообщество не может себе позволить их не изучать и это образование, если оно хорошего уровня, будет востребовано всегда. Дипломы ИЕН признаются во всем мире и более 100 наших выпускников работают по специальности в ведущих зарубежных университетах, научных центрах и компаниях (Кстати, в ИЕН одном из немногих институтов УрФУ обучают английскому языку по Кембриджским учебникам). Конечно, многие из выпускников работают и на ведущих наукоемких предприятиях региона, таких как, НПО Автоматики, Уральский оптико-механический завод и других отраслевых лидерах. В том числе и на руководящих должностях. Многие институты Уралького отделения РАН укомплектованы нашими выпускниками более чем наполовину, некоторые академики, работающие в УРО РАН, также получили образование на факультетах УрГУ, впоследствии ставших основой нынешнего ИЕН. Отдельное место занимает направление инноватика, в рамках которого мы готовим специалистов (бакалавров и магистров), понимающих, каким образом появляется новый наукоемкий продукт и как его можно вывести на рынок. Конечно, из указанного перечня видно, что у нас не массовое производство специалистов, а подготовка людей под конкретное место работы. А уж какое это будет место зависит от студента и его научного руководителя. Могу сказать однозначно: место работы зависит от результатов, показанных во время учебы, в том числе, в научной работе. Хорошие выпускники ИЕН, как правило, выбирают из нескольких предложений, в том числе имеют возможность продолжить учебу в магистратуре или аспирантуре престижного российского или зарубежного университета.





Вопрос :

Владимир, добавило ли Вам место рождения Порт-Артур больше чувства благородства, превосходства, улучшило ли карму?

Автор :

Максим

Ответ :

Честно говоря, не думаю, что место рождения как-то повлияло на те мои качества, которые Вы перечисляете, потому что я был увезен оттуда в трехлетнем возрасте и ничего не помню. Скорее влияние на меня оказало воспитание в семье военных врачей, которые создали семью в послевоенное время именно в Порт-Артуре и провели там первые (а может быть и лучшие) 10 лет своей совместной жизни. Они дружили со своими порт-артурскими друзьями всю жизнь, да и я сейчас поддерживаю контакты со своими сверстниками из порт-артурских семей. Три года назад мы туда даже съездили вместе с двумя моими подругами детства, с которыми встретились вновь всего несколько лет назад. Впечатлений была масса. Сфотографироваться на том же месте в том же составе в родном городе через почти 60 лет это дорогого стоит. В этом городе очень серьезный период русской истории, здесь самое большое зарубежное русское воинское кладбище в Азии Я был в Порт-Атруре за последние годы три раза, но все равно меня туда тянет.





Вопрос :

Сейчас много говорят о стимулировании талантливой молодежи, но распределение поощрений, по нашему опыту, иногда зависит от случайного стечения обстоятельств. Так, в этом году Совет молодых ученых ИЕН принял беспрецедентное решение, собрал анкеты с результатами участников конкурса на повышенную стипендию за успехи в научной работе и отменил ранее объявленные правила, заменив их сомнительным принципом дать тем, кто еще не получал. Мировой опыт показывает, что научная элита не формируется за год, да и спонтанные решения не повышают доверие молодежи. Какие шаги делает руководство ИЕН для того, чтобы критерии поддержки и стимулирования научной работы молодежи начали приближаться к их соответствию мировой практике? Например, невозможность изменить критерии оценки результатов конкурса в процессе подведения итогов общепринятый стандарт европейского университета.

Автор :

Г. В. Курляндская

Ответ :

Уважаемая Галина Владимировна. Я об этой ситуации узнал уже после того, как она произошла, и мы с Вами даже успели ее немного обсудить. Согласен, что менять правила в процессе конкурса, в принципе, неправильно, хотя определенные аргументы в пользу этого решения были, но, может быть, их надо было учесть в будущем году. Я считаю, что теперь ничего не изменишь задним числом, но мы должны помочь Совету молодых ученых в обсуждении правил распределения стипендий будущего года и широко и заранее о них оповестить всех студентов и их руководителей. Послушать друг друга и не впадать в крайности. Я попросил заместителя директора по науке провести такое обсуждение с участием ведущих ученых ИЕН совместно с Советом молодых ученых Института. Я еще раз уточню у него, как дела с этим вопросом. Я уверен, что очень хорошо, что у молодых есть активность, это говорит о том, что наука для них важна, они, как могут, пытаются привлечь к научной работе студентов, в том числе и своим примером. Нам с ними надо разговаривать на равных.





Вопрос :

Владимир Венедиктович, здравствуйте!

Меня зовут Екатерина, являюсь студенткой магистратуры "Инноватика" 2 курс, в этом году выпускаюсь.

У меня не вопрос, а пожелание от большинства студентов и выпускников (даже самого первого выпуска) направления "Инноватика".

Очень остро стоит вопрос с трудоустройством выпускников. Наш Институт готовит уникальных специалистов, которые могут реализовываться в различных областях. Но, к сожалению, когда мы - выпускники попадаем на рынок труда, о таком направлении и о таких специалистах попросту не знают. Работодатели не знают, что мы изучаем, какими знаниями и навыками мы обладаем. Моя магистерская диссертация посвящена усовершенствованию данного направления.

Хотелось бы, чтобы руководство Института естественных наук разработало программу по узнаваемости направления "Инноватика". Потому что выпускники Инноватики были, есть и будут.

С уважением, Екатерина.

Автор :

Екатерина

Ответ :

Уважаемая Катя!

Вы ставите очень острый и обсуждаемый в разных сферах вопрос трудоустройство выпускников. Когда-то было плановое распределение посылали на обязательную трехлетнюю отработку. Плановое распределение осталось в прошлом. Промышленность просит его восстановить ведь тут снимутся финансовые и социальные вопросы выбора места работы. Надо это делать или нет?

Что касается направления Инноватика. Недавно в одной из магистерских диссертаций нашей студентки я обнаружил весьма любопытную цитату. В становлении руководителей научно-технического прогресса, в развитии их профессиональных квалификаций и компетенций можно выделить несколько стадий. Бизнес-лидеры первого поколения были юристы. Складывающиеся корпорации был феноменом 20 века, и для управления ими нужно было разбираться в юридических вопросах. Лидеры второго поколения имели, как правило, техническое образование. Это было важно потому, что основным источником конкурентного преимущества были технические инновации. Лидеры управляли товарными потоками. Третье поколение это выпускники программ MBA (Master Business Administration). Они управляют финансовыми и административными потоками. Сейчас формируется четвертая волна лидеров бизнеса. Ее представитель интеллектуал с глубокой междисплинарной подготовкой: системный аналитик, вооруженный методологией и инструментами теории управления; экономист, вооруженный методологией и инструментами, теорией экономической динамики; менеджер, вооруженный методологией и инструментами теории организации, маркетинга и коучинга. Четвертое поколение лидеров складывается из выпускников программ теоретической и прикладной инноватики. Они должны управлять потоками многомерных инноваций. Мы настроены на подготовку именно лидеров последнего поколения. И может ли об этом знать ваш работодатель? Он то ведь, зачастую, из предыдущих поколений Тут наша общая задача доводить до сведения рынка эти возможности и перспективы. Могу сказать, что среди наших выпускников не менее половины работает в управлении инновационными бизнесами в сфере высоких технологий. Но согласен, нам, в ИЕН, надо задуматься о программе по повышению узнаваемости направления Инноватика в среде работодателей.





Вопрос :

Здравствуйте Владимир Венедиктович.

1. Один мой знакомый сейчас учится в ИЕН на вечернем отделении (направление - Нанотехнологии). По его словам курсы на "вечерке" читаются в крайне недостаточном объеме, причем лишь по пол семестра, что, конечно же, прямо сказывается на качестве образования. Скажите пожалуйста, возможно ли что ситуация в этом плане улучшится? (В своё время, когда я учился в ЛГУ, я посещал занятия тамошних "вечерников" на матмехе. И хочу отметить, что такого безобразия там не было).

2. Скажите пожалуйста, когда уже на сайте ИЕН будет порядок с расписание занятий физфака? Там сейчас расписание 2013 года.

3. Чем объясняется ситуация, когда на матмехе для студентов предлагаются десятки самых разнообразных спец. курсов, а на том же физфаке - лишь единичные?

4. Расскажите, пожалуйста, об успехах студентов ИЕН (особенно интересны физики) на международных студенческих олимпиадах и состязаниях?

5. Планируется ли в ИЕН создать направления связанные с науками о Земле (н-р геология или геохимия) по примеру МГУ и СПБГУ?

Автор :

Васнецов Дмитрий

Ответ :

Уважаемый Дмитрий! Спасибо за многомерный вопрос.

1. Про вечернее отделение мало где оно сегодня сохранилось. Мы его пока поддерживаем, считая, что мы тем самым помогаем тем, кто работает и не может учиться на дневном отделении. У нас еще есть набор на вечернее отделение по направлениям Нанотехнологии и микросистемная техника и Стандартизация и метрология, но, скорее всего, мы его будем сокращать и закрывать, потому что, согласен с Вами, там ситуация с учебой тяжелая. И не потому, что мы искусственно сокращаем объемы читаемых курсов. На самом деле, все происходит в соответствии с учебными планами. Особенность в том, что по объему и методике образования обучение на вечернем отделении предполагает существенную самостоятельную работу и сравнительно небольшой объем лекционных занятий. Но главная причина всех сложностей в том, что сейчас очень мало студентов вечернего отделения (в отличие от того, что было в мое время, да даже и 15-20 лет назад) обучаются тому, что им необходимо по той работе, на которой они работают. Поэтому у них нет интереса к учебе. Поэтому они показывают весьма посредственные результаты. Я это говорю не с чужих слов, я сам постоянно читал свои курсы вечерникам, в том числе в завершающемся учебном году. Уровень молодых людей, обучающихся на вечернем отделении, в разы ниже тех, кто обучается на дневном. Я спрашивал всех, где они работают, практически не нашел тех, кто работает по специальности. Но интересно, что некоторые не работают вовсе, живут на семейном бюджете, но не хотят переводиться с вечернего отделения на дневное, т.к. опасаются, что там выше требования и учиться будет еще сложнее.

2. По сайту, если это действительно так, это наш недосмотр, конечно, это не дело, уберем старое расписание. Насколько я знаю, сейчас в университете централизованно запущен продукт, поддерживающий расписания всех институтов. Думаю, что на нем все в порядке (уж точно будет в порядке со следующего учебного года).

3. По поводу так называемых специальных курсов, я думаю, что в Институте математики и компьютерных наук, их примерно столько же, сколько у нас, это определяется структурой государственных образовательных стандартов. Может быть, Вы имеете в виду курсы по выбору, которых сейчас у студентов много (может быть у нас и меньше, чем где-нибудь не сравнивал, честно говоря). А в ближайшем будущем все большее число курсов будет приобретать такой статус, в том числе и в ИЕН, т.к. в университете начинает реализовываться система индивидуальных образовательных траекторий.

4. По поводу успехов студентов (и аспирантов которые сегодня тоже, фактически, имеют статус студентов) ИЕН во всяких конкурсах и олимпиадах - наши студенты (и физики, и химики, и биологи, и инноватики ) участвуют в различных российских конкурсах и олимпиадах и весьма успешно, например, в прошлом году завоевано первое место в олимпиаде по инноватике в Нижнем Новгороде. Сборная команда Института естественных наук в 2014 году стала бронзовым призером V Международного турнира естественных наук (INST) в Санкт - Петербурге. Студенты (в том числе и физики), аспиранты и молодые ученые ИЕН находятся на лидирующих позициях среди институтов УрФУ по заявкам (и по числу победителей) на стипендии и гранты Президента РФ, Правительства РФ, в Российский фонд фундаментальных исследований, а также по числу целевых аспирантов УрФУ (эта дополнительная стипендия присуждается аспирантам, показывающим лучшие результаты в науке, ее имеют примерно 8-10% аспирантов УрФУ). Также больше других Институтов молодежь ИЕН (включая магистрантов) получают внутриуниверситетских грантов на научную работу. Есть студенты ИЕН и в победителях конкурсов студенческих научных работ, как на областном, так и на российском уровнях. Я могу смело сказать, что студенческая и молодежная наука в ИЕН среди лучших в УрФУ, если не самая лучшая.

5. О науках о Земле - создание новых направлений весьма непростая задача, хотя Вы правы, это задача именно ИЕН. Мы постепенно формируем спектр направлений этой направленности давно существует подготовка по геодезии и дистанционному зондированию поверхности Земли, в прошлом году мы начали набор на новые направления: Гидрометеорология и Химия, физика и механика материалов, которое сориентировано на подготовку специалистов в области физики и химии минералов, в том числе и биологической природы. Но все направления в сфере наук о Земле, нам пока не осилить, хотя вопрос об открытии Геологии и Геохимии все время перед нами ставят профильные институты Уральского отделения Российской Академии наук. Сегодня это все-таки вопрос будущего.





Вопрос :

Единые государственные экзамены по естественнонаучным дисциплинам чаще других вызывают трудности. Полагаю, обучение данным дисциплинам в Институте естественных наук УрФУ также не из ряда простых.

Владимир Венедиктович, имеются ли в Институте какие-либо формы довузовской подготовки по физике, химии, биологии? Если да, то достаточно ли их (наряду с хорошей успеваемостью в школе) для успешного поступления и обучения в ИЕН?

Автор :

Михалицын Антон

Ответ :

Здравствуйте, Антон!

Институт естественных наук уделяет работе со школьниками, в том числе, потенциальными абитуриентами, большое внимание. У нас работают Школа юного биолога, Школа юного химика, Школа юного физика и Школа юного астронома. Занятия в этих школах проводят как опытные профессора, так и молодые перспективные преподаватели и ученые института. На занятиях слушатели получают не только теоретические знания, но и выполняют практические и лабораторные работы. Выпускники Школ юных успешно сдают ЕГЭ, многие являются победителями регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников, поступают в наш Институт. Кроме того у нас сформирована обширная программа работы со школьниками ежемесячно с октября по апрель у нас проходит лекторий для школьников по проблемам естественных наук, весной мы проводим традиционный фестиваль Человек, Земля, Вселенная. Наш институт является базой для проведения областных этапов Всероссийских олимпиад по физике, биологии, экологии, астрономии и физике Космоса. В апреле этого года Министерство образования и науки РФ и Правительство Свердловской области удостоили нас чести быть базовой площадкой для проведения заключительного этапа Всероссийской олимпиады по физике.

Если Вы пройдете обучение в Школах Юных ИЕН, то, однозначно, сдадите ЕГЭ хорошо. И будете иметь возможность к нам поступить.





Вопрос :

Владимир Венедиктович, рад Вас видеть на страницах е1 )) В далеком 2003 году Вы были моим первым наставником в одном из учебных центров, правда, короткое время. Это время и определило мою будущую карьеру ))

Вопросов нет. Желаю Вам успехов в развитии естественных наук.

С уважением,

Михаил Сухогузов,

Международная Академия TALENTO

Автор :

Михаил Сухогузов, Международная Академия TALENTO

Ответ :

Раз нет вопросов, то нет и ответа. Но рад получить от Вас весточку, Михаил. Отлично помню наши с Вами обсуждения и Ваше желание придумать что-то свое, полезное учебному центру и интересное Вам. Судя по всему это у Вас получилось. Спасибо на добром слове, и Вам я желаю успехов и интересной работы. Привет тем, кого вы встречаете из наших с Вами коллег по учебному центру. У меня до сих пор в списке контактов есть Ваш номер мобильного телефона. Если будут интересные совместные проекты пишите, обсудим.


ВОПРОС, С какими зарубежными университетами сотрудничает УрФУ и есть ли у нас в институте программы обучения по обмену? Можно ли поехать на 1-2 семестра в зарубежный университет на обучение по программе бакалавра или магистра по направлению Химия? Вольхина Ольга.

ОТВЕТ: Уважаемая Ольга! Департамент Химический факультет, как и другие департаменты Института естественных наук, тесно сотрудничает со многими университетами России и мира. В частности это университеты Кана (Франция), Квин Мэри (Великобритания), Оксфордом (Великобритания), Осло (Норвегия), Эколь Сентрал Париж (Франция), Sharda University, Greater Noida (Индия) и др. У нас в Институте, в том числе и на Химическом факультете открыто несколько научных лабораторий под руководством ведущих зарубежных ученых (из Франции, Испании, Швеции, Кореи, Австралии, США). В этом учебном году магистр второго года Баскакова Светлана ездила в университет Sharda University, Greater Noida (Индия) по программе обмена на осенний семестр. Эта программа в университете развивается с каждым годом и ежегодно более ста студентов имеют возможность принять в ней участие. Это очень реально для тех, у кого есть такое желание. Практически все аспиранты и молодые ученые ИЕН ездят на стажировки и научные конференции за рубеж, некоторые выпускники поступают в магистратуру и аспирантуру в зарубежные университеты и успешно продолжают там учебу; постепенно развиваются и программы обмена студентов. Я скажу так: международное научное взаимодействие, в том числе и с участием студентов конек Института естественных наук.





Вопрос :

Планируется ли повышение стипендии для студентов, обучающиеся на повышенные оценки? Халмирзаева Джамиля

Автор :

Ответ :

Уважаемая Джамиля! Размер базовой стипендии устанавливает Министерство образования, в УрФУ действует система повышающих коэффициентов за успехи в учебу, научной работе и общественной деятельности, дающая более высокий размер стипендии. Есть специальные стипендии за научные достижения, за достижения в учебе, стипендия Ученого Совета УрФУ. Данные стипендии присуждаются студентам, имеющим отличную успеваемость и активно занимающимся научной работой. Размер их достигает 10-11 тысяч рублей в месяц. Кроме того, есть другие именные стипендии: губернатора Свердловской области, Президента РФ, правительства РФ, стипендии, установленные нашими выпускниками. Для студентов, поступивших на 1 курс (естественнонаучные и технические направления подготовки) и имеющих высокий совокупный балл по ЕГЭ (выше 250 баллов) также назначается повышенная стипендия в размере 10 тысяч рублей. Так что студент, имеющий отличные оценки и занимающийся наукой, имеет очень даже приличное стипендиальное обеспечение.





Вопрос :

Можно ли параллельно учиться на двух направлениях в магистратуре за счет бюджета? Планируется ли в ИЕНе проведение праздника Экватор после двух лет обучения в бакалавриате, очень бы хотелось. Зыкова Мария

Автор :

Ответ :

Уважаемая Мария!

За счет бюджета можно учиться в магистратуре только по одному направлению подготовки. Параллельно учиться на еще каком-то направлении можно только на контрактной основе.

Проведение такого праздника ваше дело и в ваших руках. Ели союз студентов берется организовать это мероприятие, мы его поддержим. Студентам надо не только учиться, но и веселиться, иначе что это за студенческая жизнь.





Вопрос :

Подскажите, можно ли поступить на бюджетное место в магистратуру, имея квалификацию специалист ?

Алексей Баранов

Автор :

Ответ :

Уважаемый Алексей!

Ограничений для получения образования в магистратуре после пятилетнего обучения по программе специалитета нет. Для поступления надо сдать письменный вступительный экзамен. Замечу, что у нас в магистратуре учатся выпускники не только нашего института, но других институтов УрФУ, вузов региона. Причем первое образование не обязательно связано с магистерской программой. Приглашаю Вас на встречи с руководителями магистерских программ, которые будут проходить в июле. Следите за объявлениями на сайте УрФУ.





Вопрос :

Правда ли, что часть студентов, проживающих в общежитии, будут в следующем учебном году выселены в связи с увеличением набора иностранных студентов, которых поселят в общежитие в обязательном порядке? Ибрагимова Анна.

Автор :

Ответ :

Уважаемая Анна! Сокращения мест в общежитии студентов не планируется. Наоборот, насколько я знаю, в этом году будет снято ограничение на поселение в общежитие первокурсников из близлежащих городов области (ближе 50 км от Екатеринбурга), таких, например, как Полевской, Первоуральск, Ревда и других. Кроме того, в следующем году планируется строительство еще одного нового общежития.





Вопрос :

Будет ли продолжаться внедрение экзаменов в форме НТК? Мы считаем, что таким образом невозможно нормально проверить уровень наших знаний. Можно только натаскать как до этого в школе нас натаскивали сдавать ЕГЭ. Караникола Кристина, Макарова Анна, Чудинов Артем, студенты ИЕН

Автор :

Ответ :

Уважаемые студенты! Есть приказ ректора, согласно которому на следующий учебный год студенты 1 и 2 курсов все предметы (история, математика, физика и т. п.), кроме профильных (например, физика для физиков, химия для химиков), будут сдавать в форме независимого тестового контроля. Независимый контроль будет не только тестовый (компьютерный), но и в форме письменных экзаменов (собственно тесты в общей массе независимого контроля могут не превышать 30%). Думаю, что сравнение с ЕГЭ не совсем корректно. И термин натаскивать не совсем верный. Это просто один их элементов контроля знаний студентов. Причем удельный вес этой оценки в рамках балльно-рейтинговой системы, включающей в себя несколько контрольных мероприятий на протяжении семестра, может быть невелик. Окончательную оценку по предмету, если уж говорим об оценивании (а не знаниях) будет формировать система учета вашей работы в семестре, на семинарских занятиях и практикумах.





Вопрос :

Могу ли я, обучаясь на химическом факультете ИЕН, прослушать курс лекций или пройти практические занятия на химических факультетах МГУ, НГУ или за рубежом? Мыларщиков Дмитрий, СУНЦ УрФУ, 10 класс.

Автор :

Ответ :

Мы уже реализуем по ряду образовательных программ модульные учебные планы, которые предполагают возможность освоения студентом некоторых модулей в других вузах-партнерах в рамках программы обменов. Такие возможности есть при обучении на сетевых программах или по индивидуальным планам. Сегодня так уже работают наши биологи. В наших планах постепенное развитие этой системы на все программы, реализуемые в институте.





Вопрос :

Я заканчиваю университет в Кургане по программе специалитета и хотела бы попробовать поступить в Ваш институт в магистратуру. Есть ли у меня шансы поступить и потом освоить программу? Могу ли я рассчитывать на место в общежитии и стипендию?

Елена.

Автор :

Ответ :

Уважаемая Елена!

Мы понимаем, что Уральский федеральный университет, один из крупнейших университетов России, входящий в разных системах рейтингов в первые 10-15 университетов страны, пугает многих выпускников и школ, и других университетов ощущением сложности обучения. На самом деле все зависит от вас и вашего желания учиться. Мы всегда стараемся помогать тем студентам, которые стремятся получить новые знания.

1. Вы имеете право поступить на бюджетное место в магистратуру на выбранное Вами направление подготовки на конкурсной основе. Надо подать заявление в приемную комиссию и сдать письменный экзамен, который будет проведен в начале августа. Все особенности поступления вы можете узнать в приемной комиссии. При желании Вы можете приехать к нам в июле и поучаствовать в тренингах.

2. Шансы поступить в магистратуру достаточно велики, в этом году количество бюджетных мест в магистратуру в нашем институте выросло по сравнению с прошлыми годами, конкурс не предполагается высоким.

3. Все иногородние магистранты обеспечиваются общежитием и получают стипендию. Размер стипендии зависит от успехов в научной и общественной работе.





Вопрос :

Расскажите, пожалуйста, подробней про направление инноватика. Слышал, что Ваши выпускники востребованы в нефтяной, аэрокосмической, оборонной промышленности. Но у вас мало бюджетных мест. И еще: чем направление инноватика в ИЕН отличается от инноватики на физтехе УрФУ?

Василий С.

Автор :

Ответ :

Уважаемый Василий!

Действительно, наши выпускники успешно работают в указанных областях. Они нашли себя в небольших стартапах и на крупных высокотехнологичных предприятиях, которые известны в стране и за рубежом. Мы следим за карьерным ростом бывших студентов, поддерживаем взаимовыгодные контакты. Квалификацию наших студентов мы ежегодно проверяем независимым тестированием, активно участвуем в общероссийских олимпиадах по дисциплине Управление инновационной деятельностью. Там представлены команды известных университетов страны. Третий год инноватики ИЕН УрФУ занимают призовые места в личных и командных зачетах, что подтверждает широту образования и высокий уровень подготовки в институте естественных наук УрФУ. Сегодня для бакалавров направления Инноватика нашему институту выделено 10 бюджетных мест, а в магистратуре 15. Также существует возможность получить образование на контрактной основе. С инноватиками физико-технологического института у нас нет конкуренции, тем более, что конкурс на это направление подготовки весьма высок. В ФТИ профиль подготовки во многом связан с управлением интеллектуальной собственностью. В дипломах наших выпускников указан профиль Управление исследованиями и разработками. Их знания в области естественных наук, а также в области менеджмента, экономики, наверняка весьма востребованы в самых разных сферах производства, образования и науки.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Деми Мур неидеальна? Да вы издеваетесь!» Почему хайповый фильм «Субстанция» — это оскорбление для всех женщин
Анна Макушина
Журналист
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Надеюсь, это волшебный пендель, который подействует». Главред E1.RU — о внезапно пришедших снегопадах
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Мнение
«Ему было лет 12–13!» Возмущенная екатеринбурженка — о мамах, которые водят сыновей в женскую душевую
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
«Раз пошли на принцип, то денег не считали». Уральский юрист — о том, как развод довел до детектора лжи
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления