Высаженная во дворе почти в центре Екатеринбурга картошка, о которой написал Е1.RU, внезапно стала одной из главных городских новостей. Идея антикризисного огорода, как оказалось, близка горожанам.
Но картофель на газоне вместо цветов — далеко не предел садово-огородных претензий екатеринбуржцев. Есть в центре города огороды и помасштабнее, где хватает места и цветам, и овощам, и яблоням с земляникой. Пример — участок за домом на Радищева, 57, который местные жители превратили в полноценный сад. На это у них ушло больше 30 лет. Правда, сейчас городские садоводы уже не могут полноценно заниматься участком, а преемников у них не нашлось.
— Часто спрашивают — для чего ты это сделала? Сделала для того, чтобы люди смотрели, как можно жить в красоте, жить не только для себя, своих нужд, но и для людей. У нас профессии с мужем такие — помогать людям, — говорит Любовь Сергеевна Брацлавская.
Она — учитель, её супруг Владимир Григорьевич — уважаемый врач. Они переехали на Радищева, 57 в 1980 году и 30 с лишним лет занимаются благоустройством своего района.
Мы пришли в гости вечером буднего дня и застали Любовь Сергеевну в саду. Сад — это участок земли за стандартной шестиподъездной пятиэтажкой, огороженный самодельным забором из зацементированных стеклянных бутылок. Когда Брацлавские приехали в этот дом, за ним были только заросли и дебри.
— Мы купили квартиру на первом этаже. Сразу заметили: окно откроешь — вонища. Я долго не могла понять, в чём дело. За домом была тропинка от трамвайной остановки, тополя стояли, кустарники, и в этих зарослях люди устроили туалет, из окон бросали мусор. Всё это вперемешку — и дышать невозможно, — объясняет женщина.
Для начала супруги убрали кустарники перед своими окнами. Думали, что соседи посмотрят и тоже подтянутся, но нет. На следующий год всё снова заросло — как будто ничего и не делали. Стало понятно, что если облагораживать территорию, то всю — и понеслось. Помогали знакомые, говорит Любовь Сергеевна.
Инвентарь Брацлавские покупали и покупают на свои деньги. Чуть раньше них участок с одного края дома начала обрабатывать соседка, позже ещё две соседки взяли участок с другого края. А вся центральная часть «досталась» Брацлавским, других желающих ухаживать за ней не нашлось.
Здесь растут цветы, деревья, кустарники: бархатцы, настурция, спиреи, каприфоль, хоста, лилейник, черемша, туя, гравилат, яблони, рябина, калина, земляника. Есть и овощи: лук, огурцы, картошка.
— Всё это хорошо, но мы стареем. В понедельник отметили мой юбилей — 70 лет, мужу — 74 года, у обоих серьёзные диагнозы. Содержать это мы не можем, а других желающих в доме нет. Смотреть, гулять, любоваться из окон — это пожалуйста, но помогать никто не предлагает, — говорит Любовь Сергеевна. Врачи запретили ей физические нагрузки, из-за этого продали две «настоящие» дачи, но этот городской огород она бросить всё равно не может.
В саду стоит небольшой домик для инвентаря, красивая беседка, мангал. Соседи часто просят разрешения отдохнуть здесь, устроить пикник, пожарить шашлыки. Она всем разрешает просто так, но видно: в душе ждёт, что когда-нибудь ей ответят тем же и предложат помочь с уборкой, прополкой, поливом.
— Люди ходят толпами, дети играют, в обеденный перерыв из офисов приходят погулять. Здесь как оазис, тень, можно спрятаться в жару. Нас у матери было 12 детей, мы все выросли в труде, друг для друга. И я стараюсь это нести по жизни. Для чего сделали? Да для людей: смотрите, учитесь, какую красоту можно создать своими руками, — эту «заповедь» Любовь Сергеевна в разных вариациях за время разговора повторила несколько раз.
Когда были моложе, зарабатывали и могли позволить себе тратить деньги на сад, говорит она. На пенсии стало сложнее. Однажды Любовь Сергеевна решила попробовать договориться с управляющей организацией, чтобы деньги по строке «благоустройство» выделялись ей на покупку инвентаря, оплату огородных работ, для которых она иногда нанимает работяг. Но не вышло.
На прощание Любовь Сергеевна снова говорит: бросать сад жалко, а ухаживать за ним нет сил. Но, если честно, глядя на неё, кажется, что энергии хватит ещё на пару таких садов.