E1.RU представляет шестую часть проекта, посвящённого «каменным сокровищам» Екатеринбурга — самым красивым и необычным каменным домам, уцелевшим в городе. Ранее мы рассказывали про Уральскую консерваторию, Дом актёра, Дом купцов Коробковых, Дом Бардыгина и «Воинский вокзал».
Сегодня речь пойдёт о доходном доме купца Евгения Первушина. Здание построено в 1906 году по проекту модного в то время московского архитектора Павла Заруцкого, который создавал доходные дома и усадьбы по всей царской России.
Г-образный двухэтажный особняк стоит на углу улиц 8 Марта и Радищева. Его легко узнать по мансардной крыше, которую венчают декоративные купола с флюгерами. Фасад здания нарядно украшен «барочной» лепниной в виде завитушек, гирлянд и затейливыми рельефами. А скат кровли и куполов покрыт «под черепицу».
Так как первый этаж планировали сдавать под магазины, а второй был жилым, то изначально помещения первого и второго этажей были изолированы друг от друга. Но при поздних перепланировках в советское время этот недостаток устранили.
Строился дом по заказу Евгения Первушина — представителя известной в Российской империи, ещё со времён Александра II, династии мукомолов и хлеботорговцев. Её основатель Иван Диомидович, отец Евгения, приехал в Екатеринбург из Ярославской губернии в 20 лет и к 40 годам стал одним из крупнейших уральских поставщиков муки. Два его сына — Степан и Евгений продолжили дело отца в Екатеринбурге.
— Хлеботорговля на Урале к концу 19 века была на подъёме. Население росло, активно развивался малый бизнес на европейский манер — в Екатеринбурге как грибы росли кондитерские, пряничные, конфетные, и всем была нужна мука, — рассказал E1.RU историк Андрей Савельев. — Вся Исеть была буквально «утыкана» мельницами, и район вдоль реки даже называли мукомольным. Первушины были одними из лучших мукомолов.
Брат Евгения основал торговый дом «Степан Первушин и сыновья», известный в первую очередь крупным мельничным производством. Первушины арендовали и имели в собственности полтора десятка мельниц, ежегодно производя несколько миллионов пудов ржаной муки.
Их девизом была фраза «За достоинство товара ручаюсь». Тогда это были не пустые слова. Одними из первых в России Первушины заменили жернова на мукомольные вальцы, поставили паровые силовые установки — существенно улучшив качество муки и увеличив производство. Благодаря своим инновациям в 1904 году уральские предприниматели взяли Большой золотой крест на Всемирной продуктовой выставке в Брюсселе.
Доходный дом был средством вложения инвестиций богатеющей семьи. Строился он, судя по всему, под конкретного арендатора: сразу же после постройки в него заехали Екатеринбургское казначейство, уездный суд и местное присутствие по воинской повинности (аналог военкомата).
А потом революция спутала карты — династия купцов Первушиных потерялась в летописях истории, доходные дома прекратили своё существование, а здание перешло новой власти, которая также продолжила селить туда людей и размещать магазины.
Но наиболее яркий момент его постреволюционной истории пришёлся на начало Великой Отечественной войны. Тогда шла жёсткая информационная война — со стороны Германии вещало три радиостанции на русском языке, которые говорили о бегстве правительства и поражении по всем фронтам.
Фашистские передачи глушили, а людей заставляли сдавать радиоприёмники и приучали к всесоюзному радио — одной из звёзд которого был Юрий Левитан со своим неповторимым «железным» голосом. Немцы пытались уничтожить радиостанцию и знаменитого диктора. Вражеская авиация совершала налёт за налетом на Москву. Поэтому центр пропаганды решили сдвинуть подальше от фронта — на Урал.
Вместе со всем оборудованием и сотрудниками радиостанция была эвакуирована в дом Первушина. Из него протянули кабель на Шарташ, где установили мощную радиоточку. Владелец знаменитого голоса, который произносил каждый раз «Внимание, говорит Москва», после каждого эфира возвращался в свой маленький деревянный домик во дворе усадьбы купца. Двор был закрытым, и диктор мог там в одиночестве гулять.
Каждый день Левитан зачитывал сводки Совинформбюро, спускаясь через отдельную дверь в подвал здания Свердловского радиокомитета, который разместили в доме Первушина. В это же самое время на первом этаже дома выходили в прямой эфир и на всю страну читали свои произведения Агния Барто, Алексей Толстой, Лев Кассиль, которые таким образом поддерживали солдат и рабочих. Но и они не знали, кто находится в подвале.
В 1943 году в Куйбышеве (сейчас Самаре), ближе к фронту, появилась мощная радиоточка, и Левитана перевезли туда. А всю информацию о его деятельности в Свердловске — засекретили. О его пребывании на Урале стало известно лишь спустя многие десятилетия по воспоминаниям тех немногих свердловчан, которые общались с ним в то время.
После войны особняк сдавался под конторы и жильё. К концу 1990-х здание окончательно обветшало. В 2011 году особняк Первушина реконструировали. Восстановили двери, ограждение лестницы, рисунок оконных переплётов, лепнину и освежили фасад. Как и 100 лет назад, дом теперь населяют магазины и конторы.
Благодарим ГУП «Газовые сети» за помощь в подготовке материала.
Историю улицы, на которой находится этот дом, можно прочитать здесь.
Видео: Андрей КАЗАНЦЕВ / E1.RU