E1.RU представляет пятую часть проекта, посвящённого «каменным сокровищам» Екатеринбурга — самым красивым и необычным каменным домам, уцелевшим в городе. Ранее мы рассказывали про Уральскую консерваторию, Дом актёра, Дом купцов Коробковых и дом Бардыгина.
Сегодня речь пойдёт о здании старого железнодорожного вокзала, или, как его иногда называют, — «воинском вокзале». Это первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга — в обе мировые войны с него уходили на фронт уральцы.
Первый вокзал города был сдан в 1878 году. Он находится у станции Екатеринбург-Пассажирский, рядом с действующим современным вокзалом, в двух минутах ходьбы от выхода со станции метро «Уральская».
— Вокзал был построен в год, когда заканчивалось возведение Уральской горнозаводской железной дороги, которая соединила губернскую Пермь и уездный Екатеринбург, — рассказала E1.RU методист музея истории, науки и техники Свердловской железной дороги Любовь Шухардина. — Дорога нужна была для обслуживания уральских предприятий и продолжения дальше на восток или на запад не имела. По обеим концам дороги, по проекту молодого питерского архитектора Петра Павловича Шрейбера, были построены похожие роскошные здания вокзалов.
Фасады вокзалов в Екатеринбурге и Перми выполнены в так называемом русском стиле: центральное крыльцо венчает четырёхгранный шатёр, в основание которого вплетены кокошники и герб города. У зданий высокая, как в тереме, крыша с окнами в деревянной оправе. Низкие своды, вычурные колонны, высокие коньки — всё сделано на широкую ногу. Дорогу строили на деньги промышленников, поэтому делали от души.
Поднявшись по центральному крыльцу вокзала в Екатеринбурге, пассажир попадал в вестибюль с билетной кассой и багажным отделением. Здесь также находилась лавка, в которой торговали сувенирами и поделками из яшмы, малахита, топаза и других цветных камней.
По правую сторону от вестибюля располагался зал для пассажиров первого и второго классов с дамской комнатой и уборными. По левую сторону — зал для пассажиров третьего класса, который соседствовал с почтовым отделением. Окна обоих залов выходили на перрон, и через них можно было наблюдать за прибывающими составами.
Левое крыло занимали телеграф, буфет, контора и собственный лазарет. Служебные помещения имели отдельный вход с торца здания. Правое крыло целиком было отведено высокопоставленным лицам, включая администрацию дороги, — для них там была своеобразная гостиница.
Отопление здания было печным, а освещение — керосиновым. Ежедневно десятки ламп чистились и заправлялись — под службу, занимающуюся этой работой, также было выделено отдельное помещение.
Перед зданием вокзала был разбит благоустроенный сквер с цветами. А в центре привокзальной площади стоял эллипсовидный цветник с вазами на постаментах и фонтаном посредине.
Но к концу XIX века красивый вокзал стал тесноват. В 1886 году открыли железную дорогу на Тюмень, через десять лет поезда начали ходить до Челябинска. Активно строилась Транссибирская магистраль, которая должна была увеличить поток грузов и пассажиров в десятки раз. Поэтому в 1914 году был построен новый вокзал.
Долго думать, что делать со старым вокзалом, не пришлось — грянула Первая мировая война. Здание приспособили, чтобы принимать поезда с фронта, тут же разместили лазарет, где оставляли прибывающих раненых. Солдаты отправлялись на фронт под «Прощание Славянки». Традиция провожать поезд на Москву под эту музыку сохранилась по сей день, но поезда отправляются уже с нового вокзала.
Затем революция, гражданская война, Великая Отечественная — вокзал всё это время принимал и отправлял военных. Многие горожане помнят его именно как «воинский вокзал». Эта функция сохранялась за ним до 1990-х. Потом, по воспоминаниям очевидцев, у здания были торговые ларьки, какие-то конторы, и оно постепенно ветшало.
В 2003 году РЖД решили превратить здание в музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги под открытым небом. Буквально за девять месяцев вокзал привели в порядок. Теперь на привокзальной площади посетителей встречают скульптуры железнодорожников и пассажиров, а внутри — экспонаты, повествующие об истории развития железной дороги со всего Урала.