Е1.RU представляет четвёртую часть проекта, посвящённого «каменным сокровищам» Екатеринбурга, — самым красивым и необычным каменным домам, уцелевшим в городе. Ранее мы рассказывали про Уральскую консерваторию, Дом актёра и Дом купцов Коробковых.
Сегодня речь пойдёт о доме купца Бардыгина, более известном как типография «Гранит» или Музей ИЗО. За свою жизнь здание успело побыть и магазином, и хранилищем бесценных сокровищ эвакуированного Эрмитажа.
Дом был построен в 1914 году по проекту архитектора Константина Бабыкина. Он автор проектов зданий екатеринбургского пассажа, театра оперы и балета, управления железной дороги и здания УНИХИМа на перекрёстке Химиков и 8 Марта.
Каменный двухэтажный дом с мезонином и подвалом — образец рационального модерна. Здание вытянуто вдоль улицы Вайнера.
Главный фасад асимметричный, с длинным левым крылом. Окна первого этажа — как витрины. Над каждым — парное окно второго этажа. К северному боковому фасаду примыкает современный пристрой картинной галереи.
Заказчик стройки — оптовый торговец мануфактурой, екатеринбургский купец первой гильдии Бардыгин. По словам историка Василия Цветкова, он относился к известному роду.
— Он мог быть родственником Никифора Михайловича Бардыгина из подмосковного Егорьевска, который создал империю, в которую входили механо-ткацкие производства, красильные фабрики, множество торговых заведений. Точно известно, что в доме на Вайнера работал его магазин, — рассказывает Василий Цветков.
В советское время наследников купца лишили дома. Сначала здесь находилась типография «Гранит», в которой печатались многие журналы города. А в 1936 году было решено создать Свердловскую картинную галерею.
За основу коллекции решили взять фонды художественного отдела Свердловского областного краеведческого музея, а тот в своё время вобрал в себя коллекции Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), которые собиралась ещё с последней четверти XIX века. После открытия впоследствии к ней потихоньку приплюсовывались и другие художественные шедевры со всей России.
В начале Великой Отечественной войны в галерею эвакуировали из Ленинграда уникальные сокровища Государственного Эрмитажа. Решение об эвакуации было принято в 1941 году, через два дня после начала войны.
Упаковывать и собирать произведения искусства в Эрмитаж пришли все, кто не был на фронте, — художники, артисты, учёные, студенты, прикреплённые к музею военные подразделения. Упаковка шла круглые сутки, работники спали прямо в зрительном зале Эрмитажного театра.
30 июня 1941 года эшелон с 500 тысячами уникальных экспонатов уехал из Ленинграда в Свердловск. В пассажирских вагонах сидели сотрудники музея, а на платформах между багажными вагонами стояли зенитки, которые прикрывали состав с воздуха. Он прибыл в город 9 июля. 20 июля приехал второй состав в 23 вагонах, он привёз 1 422 ящика, в которых было упаковано ещё около 700 тысяч экспонатов. Ценности распределили между галереей, костелом и подвалом особняка Ипатьева.
В октябре 1945 года все ценности вернулись в Ленинград. А Эрмитаж в благодарность за спасение своих сокровищ передал в 1946 и 1949 годах Свердловской картинной галерее 27 произведений живописи, 5 скульптур и 84 экспоната мебели, фарфора и бронзы.
Среди них — уникальная картина XIV века «Мадонна с Младенцем» кисти Якопо ди Чионе и картина «Воскресший Христос» венецианского мастера Марко Базаити, работавшего на рубеже XV-XVI веков.
После войны галерея стала стремительно расти, и к 1980-м места стало основательно не хватать. Поэтому в 1986 году появилось здание на улице Воеводина. Новый просторный зал вместил в себя коллекцию уральского чугунного литья, центром которой является уникальный Каслинский чугунный павильон, коллекцию икон XVII-XX веков и русского искусства того же периода. В 1988 году галерею нарекли Свердловским музеем изобразительных искусств.
Видео: Андрей КАЗАНЦЕВ / E1.RU