Парк Харитоновых-Расторгуевых готовится к масштабной реконструкции. Е1.RU уже подробно писал о проекте, который предложили питерские архитекторы: их идея – возродить многие конструкции, которые были в парке в прошлом веке и превратить его в подобие Петергофа для туристов. В преддверии масштабных изменений профессор кафедры истории искусств и реставрации УралГАХА Михаил Голобородский рассказал про легенды, которые таит в себе этот, пожалуй, самый загадочный парк города и усадьба Расторгуевых-Харитоновых.
Даже само строительство этого грандиозного для старого Екатеринбурга здания обросло историями. Например, долгое время не было известно, кто является автором проекта, и ходили слухи, что им был талантливый крепостной мастеровой, выкупленный за взятки из тобольской тюрьмы.
За строительство особняка Расторгуев обещал дать ему вольную, однако впоследствии обманул и повелел отрубить ему руки, чтоб он никогда не повторил подобный проект. И сгноили зодчего безвестно в подземельях. Такую печальную историю рассказывали экскурсоводы в советское время.
И только в 1980-х годах обнаружились чертежи проекта. Его автором оказался Томазо Адамини, один из учеников великого итальянского архитектора Кваренги, работавший в России. Начало строительству усадьбы было положено ещё в конце XVIII века, а окончательный облик с колоннами ей придал известный екатеринбургский архитектор Малахов в 1824 году.
– Сам проект является образцом купеческой усадьбы первой половины XIX века, построенным по образу аристократических домов Москвы и Петербурга. В Екатеринбурге усадьба расположилась на самом высоком холме, возвышаясь над городом, как афинский Акрополь, – рассказывает Михаил Венидимович. – Масса легенд, историй и небылиц связаны с этим домом.
Например, по словам профессора, ходил слух, что у Расторгуева была любовница, цыганка по имени Стеша, которую он поймал на неверности с кем-то из его крепостных:
– Работника своего он загубил, а она в отместку выбросила самого барина в окно. Другая легенда говорит, что в парковом пруду утопилась дочь хозяина из-за неразделённой любви к кому-то из его крепостных.
Семьи Расторгуевых и Харитоновых были одними из самых богатых в городе. Строительство начал купец Расторгуев, разбогатевший на вино-водочной торговле. Впоследствии из-за свадьбы детей его семья объединилась с золотопромышленником Харитоновым, и появились деньги на расширение усадьбы и строительство парка. Как потом писал Бажов, свадьба Расторгуевых-Харитоновых гуляла ровно год, и всё это время они бесплатно кормили и поили всех приходивших к ним горожан.
– Ранее вместо парка в выемке на холме было болото. По генплану города его хотели застроить домами, но Расторгуев настаивал, что земля непригодна для строительства, мол, лягушки тут квакают, и просил разрешения разбить в этом месте парк. Разрешение он получил лишь временное, с обременением в виде очень высокой арендной платы, но после первого же взноса он перестал платить, считая, что созданный им парк является достоянием всего города, – рассказывает Михаил Голобородский.
Однако наследники вскоре перестали заниматься парком, и он перешёл под полное управление городских властей. По территории протекала речка Пеньковка, которая впадала в реку Мельковку, а та уносила воду в городской пруд. Для осушения болота в русле этой речки выкопали искусственный водоём, ставший парковым прудом. В советское время все эти реки закопали в подземные трубы, а напротив парка возвели здание, бетонный фундамент которого перекрыл поступление нужного пруду количества воды. Так что пруд сейчас потихоньку мелеет.
Интересная легенда, связанная с этим прудом и впадающей в него речкой, относится к временам революции. Как рассказал собеседник, в период до прихода войск Колчака большевики решили ликвидировать склады спирта на Винзаводе в районе нынешней улицы Бажова и просто пробили стенки цистерн. Реки алкоголя не ушли просто в землю, а нашли русло той самой Пеньковке и наполнили пруд Харитоновского парка. Но так как была зима и пруд покрылся коркой льда, весь незамерзающий спирт оказался налит поверх него, и население города отправилось с бидонами вычерпывать чистейший алкоголь.
Структура парка содержала геометрическую схему с расходящимися лучами-аллеями и цветниками перед дворцом. Так как парк строился после усадьбы и имел общественное значение, то его доминантой стал не сам дворец Расторгуевых-Харитоновых, а утраченная ныне ротонда: все дорожки расходились от неё.
Вторую ротонду посреди пруда построили уже в 1930-е годы по проекту архитектора Емельянова, он добавил переходной мостик на остров, а из самой ротонды бил фонтан. На втором же острове жили птицы, не только утки, как сейчас, но и лебеди и даже журавль. Лодочная станция там тоже была, горожане катались на лодочках, кормили лебедей.
– Парк пришёл в упадок не вчера. Финансировать его перестали довольно давно, уже в 1970-е годы он выглядел полузаброшенным. Сейчас даже покрытие дорожек разрушилось. Теперь это охраняемая территория – тут ничего нельзя ни строить, ни пристраивать к усадьбе, и даже менять расположение дорожек запрещено, – говорит архитектор.
Больше всего легенд связано с подземными ходами, ведущими в усадьбу и разные места парка. В 1924 году произошёл обвал, и часть ходов в парке обнажилась, но в советское время дореволюционная история была не в почёте, и их просто засыпали. До сих пор тема екатеринбургских подземелий научно никем не исследована.
Как следует из книги В. М. Слукина "Тайны уральских подземелий", при геофизических исследованиях были выявлены пустоты между усадьбой и старой ротондой, между старой ротондой и гротом, ход к острову, ход мимо западной части пруда к северо-восточному углу парка, потенциальный ход к церкви на Вознесенской горке и ход к не сохранившемуся дому Зотова.
Раскопки и предлагают провести архитекторы в рамках грядущего благоустройства.
ФОТОГАЛЕРЕЯ: Харитоновский парк